Методическая разработка урока "Природные зоны"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок - нестандартный подход к изучению темы «Природные зоны», который заключается в том, что с помощью приёмов, заложенных в технологии мастерских, школьники сразу получают общее представление о всех природных зонах России (в мастерской рекомендуются парные уроки). Технология мастерских не даёт готовые знания, а позволяет школьникам добывать новые знания в деятельности под руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony.doc | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Окружающий мир
4 класс
Тема: «Природные зоны»
Цель: формировать знания учащихся о разнообразии и отличительных признаках природных зон России.
Задачи:
- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России;
- обратить внимание учащихся на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным природным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека;
- продолжить развитие умений работать с учебным текстом и таблицами, умения обобщать и систематизировать полученные знания.
План урока
- Организационный момент (1 мин)
- Индукция (2 мин)
- Формирование групп (1 мин)
- Повторение правил работы и критериев оценивания работы в группе (5 мин)
- Определение темы и цели урока (3 мин)
- Введение нового понятия (7 мин)
- Создание плана (10 мин)
- Работа с учебными текстами (15 мин)
- Формирование новых групп (1 мин)
- Работа с таблицей (продолжение) (17 мин)
- Первичное закрепление новых знаний (10 мин)
- Творческое задание (10 мин)
- Оценка работы в группе (2 мин)
- Итог урока. Рефлексия (5 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Сегодня на уроке окружающего мира мы начнём изучать новую тему. Надеюсь, он будет интересным и полезным.
Цель данного этапа: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Деятельность учеников: включение в ритм урока, положительный настрой на урок.
Деятельность учителя: сообщение об изучении новой темы, необычности урока и выстраивание интриги урока.
- Индукция
- Посмотрите внимательно на изображение на карточке и слайде [1] и попробуйте определить тему урока. (Каждый записывает предполагаемую тему урока на листе бумаги).
Цель этапа: активизировать имеющиеся знания учащихся, мотивировать на дальнейшую работу.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, познавательные.
Деятельность учителя: демонстрирует слайд с изображением животных, характерных для разных природных зон.
Деятельность учеников: извлекают информацию из иллюстративного материала и записывают свои предположения.
- Формирование групп
- По карточке найдите свою группу. (Объединяются в группы - 5 групп).
- Повторение правил работы и критериев оценивания работы в группе
- Назовите правила работы в группе. (Учащиеся сначала сами называют правила работы в группе, затем читают их на слайде [2]).
- По каким критериям вы будете оценивать работу каждого ученика в группе? (Вспоминают критерии оценивания работы каждого в группе и читают критерии на слайде [3]).
Цель этапа: ориентировать учащихся на процесс достижения учебной задачи (соблюдение принципов сотрудничества, самостоятельность, активность).
Планируемые результаты:
УУД: регулятивные, коммуникативные.
Деятельность учителя: предлагает учащимся назвать правила работы и критерии оценивания в группе, совместно выработанные ранее.
Деятельность учащихся: осмысливают правила работы и оценочные критерии.
- Определение темы и цели урока
- Поделитесь в группе своими предположениями, попробуйте определить тему урока. Запишите тему на листе бумаги.
- Зачем же нам изучать данную тему? Попробуем вместе сформулировать цель её изучения.
- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе).
Цель этапа: привлечь учащихся к формулированию темы и цели урока.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, регулятивные.
Деятельность учителя: предлагает определить в группе тему урока, затем вместе – цель.
Деятельность учащихся: обмениваются предположениями, группы демонстрируют тему урока, записав её на листе бумаги. После обсуждения читают тему урока на слайде [4]. С помощью учителя формулируют цель урока.
- Введение нового понятия
- Попробуйте в группе создать определение понятия «Природные зоны». (Выдвигают идеи, версии, вырабатывают, опираясь на свой опыт, определение нового понятия. От каждой группы заслушивается вариант определения).
- Хотите познакомиться с научным определением? Прочитайте. (Читают определение на слайде [5]).
- В чём совпали ваши определения с научным? (Сравнивают свои варианты с образцом).
- Оцените работу каждого в группе и запишите баллы в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).
Цель этапа: стимулировать учащихся к изучению конкретной темы.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: побуждает учащихся сформулировать понятие, опираясь на свой опыт, а затем сравнить с научным определением.
Деятельность учащихся: предлагают различные версии, осознавая в процессе работы, что им не хватает конкретных знаний, чтобы убедительно представить определение понятия.
- Создание плана
- Опираясь на определение, попробуйте в группе составить план, по которому будем изучать природные зоны. Запишите план на листе бумаги и озвучьте всем. (Обсуждают и записывают план. Одна из групп афиширует план, другие дополняют. Затем читают план на слайде [6]).
Цель этапа: систематизировать материал до его изучения, спланировать учебную деятельность.
Планируемые результаты:
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: предлагает составить план изучения природных зон, опираясь на определение.
Деятельность учащихся: учатся анализировать и обобщать информацию, формулировать простые выводы, вместе с учителем принимают участие в планировании деятельности.
- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе).
- Работа с учебными текстами
- Сейчас вы будете работать с учебными текстами. Каждому из вас надо внимательно прочитать свой отрывок текста, выбрать главное и кратко заполнить соответствующую теме текста графу в таблице. Затем в группе всем по очереди надо рассказать, о чём узнали, а остальным – записать новую информацию во все графы. (Работают сначала индивидуально, затем слушают выступления товарищей и записывают информацию об определённой природной зоне в соответствующие графы. У каждого ученика – таблица [12], в каждой группе – учебный текст [7] об определённой природной зоне соответствует изображению животного на карточке [1]).
- На карте природных зон России найдите местоположение природной зоны, информацию о которой изучили в группе. (На карте природных зон России ищут местоположение природной зоны, которую изучали в группе. Если возникают трудности, помогает учитель).
- Оцените работу каждого в группе и запишите баллы в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).
Цель этапа: самостоятельно найти новую информацию из текста об одной природной зоне, преобразовать её в таблицу и передать информацию товарищам.
Планируемые результаты:
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: ставит учебную задачу, даёт инструкцию по работе с учебными текстами.
Деятельность учащихся: работают с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица), преобразовывают информацию из сплошного текста в таблицу, передают при работе в группе новую информацию и участвуют в диалоге.
- Формирование новых групп
- По цифре на конверте [8] найдите свою новую группу. (Объединяются в новые группы -5 групп).
- Работа с таблицей (продолжение)
- В новых группах каждый из вас является носителем информации об определённой природной зоне: один - об арктических пустынях, второй – о тундре, третий – о лесной зоне, четвёртый – о степи, пятый – о пустыне. Каждому из вас надо по очереди рассказать всем в новой группе о той природной зоне, которую вы изучили в первой группе, заполнив таблицу до конца. Таким образом, вы получите представление о всех природных зонах России. (Один ученик рассказывает, а другие записывают новую информацию в таблицу).
- Оцените работу каждого в группе в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).
Цель этапа: самостоятельно построить знания о природных зонах.
Планируемые результаты:
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: ставит учебную задачу, инструктирует учащихся.
Деятельность учащихся: работают с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица), преобразовывают информацию из сплошного текста в таблицу, передают при работе в группе новую информацию, участвуют в диалоге.
- Первичное закрепление новых знаний
- Откройте конверт № 1 [9] и соотнесите определения и характерные особенности природных зон с их названиями. Аргументируйте решение. Выступление от группы начните с показа местонахождения природной зоны на карте. (В группах дети соотносят определения и характерные особенности природных зон с их названиями, применяя полученные знания. Представители от каждой группы по порядку, начиная с зоны арктических пустынь и заканчивая зоной пустынь, показывают местоположение природной зоны на карте, зачитывают выбранный вариант и аргументируют выбор, правильно соотнося демонстрационные карточки на доске).
- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе и записывает баллы в оценочном листе).
Цель этапа: установить связи между новыми понятиями и аргументировать свой выбор.
Планируемые результаты:
УУД: коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: предлагает выполнить задание, аргументируя ответ.
Деятельность учащихся: соотносят определения и характерные особенности природных зон с их названиями, обосновывая ответ.
- Творческое задание
- Откройте сначала конверт № 2, прочитайте название природной зоны, затем откройте конверт № 3 и прочитайте, что вашей группе нужно сочинить о данной природной зоне. Выполните задание.
Цель этапа: творчески интерпретировать и обобщить новую информацию.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.
Деятельность учителя: предлагает выполнить творческое задание.
Деятельность учащихся: в результате жеребьёвки сочиняют о природной зоне: загадку, стихотворение, синквейн, письмо другу, рекламу).
- Оцените работу каждого в группе в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе).
- Оценка работы в группе
- Сосчитайте, сколько баллов вы заработали за работу в группе и запишите в графе «Всего баллов». (Оценивают свою работу в группе).
Цель этапа: формирование адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Деятельность учителя: предлагает оценить работу.
Деятельность учащихся: оценивают свою работу в группе.
- Итог урока. Рефлексия
- Какой вывод можете сделать о природных зонах России?
- О какой природной зоне захотелось узнать подробнее?
- В какой природной зоне мы с вами живём?
- Закончите предложения [11].
Цель этапа: учиться анализировать процесс и результаты своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Деятельность учителя: ставит вопросы, предлагает дописать предложения.
Деятельность учащихся: высказываются о красоте и разнообразии природы России, об ответственности за её сохранение; дописывают предложения.
- Домашнее задание
- Составьте маленький научный доклад о любой природной зоне по плану, который мы составили на уроке, обязательно остановитесь на влиянии деятельности человека на природу. (Записывают домашнее задание).
Примечания
1. 5 видов карточек у детей и слайд 1 на экране с изображением животных, характерных для каждой природной зоны: белый медведь, северный олень, бурый медведь, тушканчик, двугорбый верблюд.
2. Слайд 2. Правила работы в группе
1. Выбираем капитана. 2. Обсуждаем выполнение задания вместе. 3. Принимаем решение сообща. 4. Соблюдаем принципы сотрудничества: равноправие, взаимоуважение, взаимопомощь.
3. Слайд 3. Критерии оценивания работы в группе
- Участвовал в обсуждении задания. 2. Участвовал в принятии решения.
3. Соблюдал принципы сотрудничества.
4. Слайд 4. Тема урока «Природные зоны».
5. Слайд 5. Природные зоны – пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла, а с осадками – примерно одинаковое количество влаги. В этих местах живут характерные растения и животные.
6. Слайд 6. План
1. Название 2. Условия неживой природы 3. Растительный мир 4. Животный мир
5. Особенности быта и занятий людей
7. Тексты о каждой природной зоне из учебника О.Т. Поглазовой, Н.И. Ворожейкиной, В.Д. Шилина «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1, Смоленск, 2012 (напечатаны на листах формата А 4 и разрезаны на карточки в соответствии с планом изучения природных зон).
8. Конверт с определённым номером от 1 до 5 (по количеству учащихся).
9. Конверт № 1 – карточки с названиями природных зон и их особенностями: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни; море деревьев, море льда, море песка, море мха, море травы; холодная безлесная болотистая равнина, месяцами длится полярная ночь, растения замирают летом, почва богата перегноем, многоярусная растительность (5 штук).
10. Оценочный лист участия работы в группе учени… 4 «А» класса
Ф. И. __________________________________________
№ | Этап | Баллы (0-1-2-3) |
1. | Определение темы урока | |
2. | Формулирование определения «природные зоны» | |
3. | Создания плана изучения природных зон | |
4. | Работа с учебными текстами в І группе | |
5. | Работа с учебными текстами во ІІ группе | |
6. | Соотнесение определений с названиями природных зон | |
7. | Творческое задание | |
Всего |
11. Рефлексия
Закончи предложения.
Работать в группе мне было _____________________________________________________
Мне понравилось выполнять задание _____________________________________________
В процессе работы у меня возникли затруднения ___________________________________
Результатом работы я __________________________________________________________
[12] Таблица «Природные зоны» (Формат А 4, ориентация - альбомная)
Название природной зоны, географическое положение | Условия неживой природы, погодные условия, рельеф | Растительный мир | Животный мир | Особенности быта и занятий людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"
Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...
Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс
Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса." УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающи...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Семейный альбом...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Интересный урок при изучении темы: "Зоны степей"...
методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс
методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"
Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...
Методическая разработка урока «Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней»
Урок окружающего мира в 4 классе...