Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса." УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. Обучающая модель "1 ученик: 1 компьютер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ziganshina_l.r.mbou_shkola_no54.rar | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема урока: Леса умеренного пояса ( УМК А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир .2 класс. Наша планета Земля)
1 | ФИО | Зиганшина Лейсан Ринатовна | |||
2 | место работы | МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г.Казани | |||
3 | должность | учитель начальных классов | |||
4 | предмет | окружающий мир | |||
5 | класс | второй | |||
6 | тема и номер урока в теме | Леса умеренного пояса. Жизнь леса (заключительный урок) | |||
7 | базовый учебник (УМК) | УМК «Школа 2100» А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир .2 класс. Наша планета Земля | |||
8 | актуальность проблемы | развитие критического мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора, осознание своих потребностей, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую, социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества, воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды | |||
9 | учебные цели и задачи | Цели урока. Образовательные: 1.Формировать представления детей о лесе, как природном сообществе. 2.Научиться доказывать взаимную приспособленность живых организмов зоны лесов. 3.Определить роль леса в жизни человека. Развивающие: 1.Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически мыслить. 2.Развивать самостоятельность и интерес к окружающему миру. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, воздействовать на чувства, эмоциональную сферу личности Задачи урока:
| |||
10 | Планируемые результаты: -личностные, -предметные, - метапредметные | Личностные результаты Развиваем умения выказывать свою точку зрения. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предметные результаты Описывать особенности растительного и животного мира, труда и быта людей изучаемой природной зоны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу изучаемой природной зоны. Находить на карте изученные природные зоны, дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Метапредметные результаты Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | |||
11 | тип урока | обобщение изученного материала | |||
12 | формы работы учащихся | групповая | |||
13 | необходимое техническое оборудование | Учебник, рабочая тетрадь А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир .2 класс. Наша планета Земля; ЭУП «Природа, человек, общество», компьютеры, мультимедиа – проектор, флэшкарты(материалы учащихся: фото, рисунки, статьи для создания презентаций, плакаты «Берегите лес», «Смешанный лес», записи голосов птиц и диких животных леса. | |||
№ | Этапы урока | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Длительность этапа |
1 | Организационный момент: создание психологической комфортной ситуации взаимопонимания и сотрудничества | На экране и мониторах учащихся слайд 1 (приложение1) | «Повернитесь все друг к другу и пожмите руку другу. Отправляемся мы в лес полный сказок и чудес!» | Учащиеся приветствуют друг друга, учителя Учащиеся представляют 4 рабочие группы. | 2 мин. |
2 | Актуализация опорных знаний | ИКТ (запись голосов птиц ) | стихотворение С.Смирнова. Есть просто храм, – О каком храме пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - А вы бывали в лесу? Давайте вспомним всё, что мы знаем уже о лесе. | Зона лесов. Да. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. | 2 мин. |
3 | Формулирование темы урока | слайд 2 слайд 3 - 7 | -Какие деревья растут в лесу? Заполните таблицу на ваших компьютерах: 1.На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? 2.Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? 3.Что даёт лес нашему краю? А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получится? Какой лес встречается в нашем крае? Городе? Тема урока: Лесная зона. Растения леса. | - Хвойные и лиственные. 1.У хвойных деревьев вместо листочков- хвоинки, а у лиственных деревьев -листья.2.Хвойные деревья вечно зелёные, а лиственные деревья на зиму сбрасывают свою листву.3.Древе-сину, грибы, ягоды, а главное- чистый воздух - Хвойные леса, смешанные, в нашем крае есть уникальный ленточный бор. Достояние и краса Алтайского края. -Смешанный лес, хвойный лес. | 5 мин. |
4 | Постановка учебной задачи | слайд 8 | Предлагается следующий план работы: 1.Особенности хвойного леса.(1 группа) 2.Жизнь лиственного леса(2 группа) 3. Смешанный лес. Его признаки.(3 группа) 4. Значение леса в жизни людей. Правила поведения в лесу(4 группа) – Каждый из вас сегодня на уроке будет моим помощником. Работая в группах, вы уже многое узнали об этой удивительной зоне и готовы поделиться своими знаниями с остальными ребятами. Каждая группа подготовит свои слайды по заданной теме и обоснуют свой выбор К концу урока мы соберем выступления в одну папку, которой смогут воспользоваться ребята других классов при изучении зоны лесов. | На мониторах каждой группы пункт плана работы. Учащиеся подключают к компьютерам «флешки» с подготовленным материалом и внутри группы создают свое выступление-презентацию | 5 мин. |
6 | Работа в группах. Обобщение материала: подвести итог полученных знаний. | Работа учащихся в программе Power point на ноутбуках слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 | Инструкционные карты для рабочих групп: 1.Хвойные леса(1 группа) Каковы особенности ельника? Расскажите об особенностях соснового бора. 2.Лиственные леса(2 группа) Каковы признаки лиственного леса? Что такое дубрава? 3. Смешанные леса(3 группа) Как развиваются и сосуществуют растения смешанного леса? 4.Значение леса в жизни людей. Правила поведения в лесу(4 группа) Составление памятки «Правила поведения в лесу» | Учащиеся выполняют работу в группах совместно создают слайды помещая в презентацию подготовленный материал(фото, рисунки, текст), готовятся обосновать свою работу | 15 мин. |
7 | Защита проектов: формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Мультимедиа проектор слайд13 | Лес– легкие нашей планеты. Лес– источник чистой воды и пищи. Лес – это дом для растений, животных, грибов. Лес –это источник топлива и изделий быта. | Выступления учащихся | 12 мин |
8 | Итог урока. Рефлексия деятельности: создание положительного эмоционального завершения урока. | ИКТ (запись голосов птиц ) слайд 14,15 | Итог урока проходит по схеме: Расскажите, что Я вспомнил… Я узнал… Я понял… Учитель читает стихотворение о лесе: Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет Накормит русский лес. Когда над головою Как вечность, лес шумит. Жизнь кажется иною и сердце не болит. | Я вспомнил… Я узнал… Я понял… Вывод: Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес. Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные- живут совместно, тесно связаны между собой. | 2мин. |
9 | Домашнее задание | слайд 16 | Стр. 25. Практическая работа (учебник А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир .2 класс. Наша планета Земля) | 2 мин. |
Используемая литература.
- М.А.Коренева. Экологический КВН “Общий язык у детей и зверят”. / Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №6, 2005г.
- Е.В.Стеблянова. Земля и её обитатели. / Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №6, 2005г.
- Л.К.Щепелёва. Зов джунглей. / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №6, 1999г.
- Т.В.Актаева. Звёздный час “На лесной опушке…”. / Газета для педагогов начальной школы “Педагогическое творчество”, №12, 2008г.
- Т.А.Елистратова. Какие деревья растут в лесу? / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №3, 1996г.
- Н.В.Андриянова. Экологическая тревога. / Газета для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №3, 2001г.
- В.А.Халилулина. КВН “Русский лес”. / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №6, 1999г.
- http://i-fakt.ru/interesnye-fakty-ob-afrike
- http://toptropicals.com/html/tropics/articles/tropics/strelitzia.htm
- wikipedia.org/wiki/Нил
- http://i-fakt.ru/interesnye-fakty-ob-afrike/
- http://funfacts.ru/drugie-strany-i-nravy/1140-interesnye-fakty-ob-afrike.html
- http://umm4.com/raznoe/afrika-zhivotnye-afriki-zhivotnye-savanny.htm
- http://nsportal.ru
- http://school-collection.edu.ru/
Анализ урока с точки зрения формирования УУД
УМК «Школа 2100» А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир .2 класс. Наша планета Земля.
Тема урока: Леса умеренного пояса
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с информацией из учебника, рабочей тетради, дополнительной литературой, материалами из интернет -ресурсов); при подготовке выступлений по инструкционным картам, постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены итоги изученного раздела.
Леса умеренного пояса. Жизнь леса
(заключительный урок)
№ | Название ресурса | Тип ресурса (программное обеспечение) | Для чего используется на уроке | Интернет сервисы |
1 | Power point | Демонстра-ция . Организа-ция совместной деятельности | http://i-fakt.ru/interesnye-fakty-ob-afrike http://toptropicals.com/html/tropics/articles/tropics/strelitzia.htm wikipedia.org/wiki http://i-fakt.ru/interesnye-fakty-ob-afrike http://funfacts.ru/drugie-strany-i-nravy/1140-interesnye-fakty-ob-afrike.html http://umm4.com/raznoe/afrika-zhivotnye-afriki-zhivotnye-savanny.htm http://school-collection.edu.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»
Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн
Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....
Методическая разработка: развивающее занятие в 4 классе «Мое близкое будущее – 5 класс»
Данное занятие разработано на основе программы Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему "Я". Рекомендуем педагогам-психологам проводить данное занятие в конце 4 класса. Цель занятия: псих...