Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бондарь Галина Николаевна

Семейный альбом

Скачать:


Предварительный просмотр:

              «Горжусь своей родословной»

1. Исследуя прошлое своих семей, ребята искали интересные исторические факты: изменение фамилий на более звучные, фамильные предания, интересные моменты из биографий прадедов и т.д. Поэтому их выступления сводились не только к показу составленных ими родословных, но и к интересным рассказам о прошлом своих семей.

2. Большое место в рассказах ребят было уделено героическому прошлому их прадедов во время Великой Отечественной войны.

3. К сожалению, во многих семьях разговоры об истории семьи вообще не ведутся. Родители, как правило, сами не знают своей родословной, многое уже утеряно безвозвратно. Но у бабушек и дедушек есть вещи, предметы, которые хранятся и будут переданы следующему поколению, как семейные реликвии. Ребята, так или иначе, соприкасались, но не оценили полностью значимость этих вещей. Очень важно убедить ребят в том, что эти вещи могут быть в денежном смысле и не ценны, но дороги как память о человеке или давно ушедшем времени

4. Большое место в работе было отведено семейным альбомам. Попытки подробнее разузнать о предках через семейный альбом привели к неожиданному результату. Ребята поняли, что именно старые семейные альбомы являются хранителями памяти о прошлом их семей.

В результате проведённой ребятами исследовательской работы удалось собрать много интересного материала из истории их семей.

5. Помимо знания своей родословной, важно научить ребят гордиться своими предками. Большое значение отводилось умению оценить скромный и честный труд предков на благо Отечества. Обращение к истории России дало возможность понять суть происходящих событий в те далёкие времена и определить достойное место их предков в той эпохе.

6. Большое значение имеет обстановка, в которой проводится классный час. Старые фотографии в рамках, медали, семейные альбомы и открытки, письма и прочие семейные реликвии создают необходимый психологический настрой и уютную атмосферу.

                 «Горжусь своей родословной»

Цель: значение, роль семьи в жизни каждого человека. Показать значимость семейных реликвий. Показать насколько важно, не только знать свою родословную, но и научиться гордиться своими предками, дорожить памятью о прошлом.

Вступительное слово учителя

- Наше занятие  неслучайно назван «Горжусь своей родословной» – мы продолжаем разговор о семье. И сегодня мы попытаемся ответить на вопросы:

- Надо ли дорожить памятью о прошлом семьи?
- Надо ли знать и гордиться предками?
- Важно ли знать свою родословную?

Всех нас объединяет слово «семья». Семья – это самые близкие нам люди, это продолжение нашего рода. Семья – по определению, данному в толковом словаре Ожегова - это группа живущих вместе родственников.

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно родные нам люди: папы и мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Семья - это самое ценное, что есть у каждого из нас, семья подарила нам жизнь. В своей семье мы черпаем силы.
Начало любой семьи уходит в далёкое прошлое. В этом прошлом наши предки, которые подарили жизнь нашим прадедам, а те в свою очередь, нашим бабушкам и дедушкам.
Кто же они, эти близкие нам люди

Каждая семья имеет свою родословную.
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПЕРЕЧЕНЬ ПОКОЛЕНИЙ ОДНОГО РОДА.

Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек, порой мы не знаем полных имен самых близких родственников.

Тогда вы попытались расспросить своих мам, пап, бабушек, дедушек о родственных связях. Надо сказать, что они очень обрадовались тому, что вы заинтересовались историей наших семей и с удовольствием начали рассказывать о родственных связях.

Вы выслушали рассказы из их жизни. Раскрыли старые семейные альбомы , открыли шкатулки с пожелтевшими письмами , с бесценными реликвиями фамильной чести и гордости. Они могут быть в денежном смысле не ценные, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени

Материала оказалось очень много. Тогда мы решили, что кое-что мы расскажем, кое-что мы покажем   (презентация).

Время замерло на страницах нашего альбома: листая страницу за страницей, мы проникли в жизнь наших предков.                                                                                                                          Показ презентации по семейным альбомам учеников

Начало семьи уходит в прошлое. В нём – прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Сегодня мы не только вспоминаем о предках, листая страницы нашего « Старого альбома », но и попытаемся проследить родственные связи некоторых семей.

Хочу напомнить всем, что родословная – это перечень поколений одного рода. Род – это ряд поколений происходящий от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.

Выступление учащихся с рассказами о родословных. Выступление каждого ученика с рассказом о своей родословной сопровождается показом его родословной, фотографии учащегося, его имени и фамилии

Мы выслушали рассказы ребят! Как здорово, что вам удалось проследить семейные связи. Ваша работа и вы сами достойны уважения.
Давайте поблагодарим ребят за проделанную работу.
У каждого человека существует своя система ценностей. Для одних важнее всего профессиональный успех, воплощающийся во вполне конкретные материальные блага. Другие ищут самовыражение в творчестве, стремясь через него повлиять на окружающий мир. В жизни много путей, но все они начинаются из одной точки- семьи. Именно семья колыбель души любого человека. От семейного климата зависят наше внутреннее равновесие и способность сопротивляться жизненным невзгодам. Поэтому так важно относиться к семейным устоям и ценностям как можно бережнее, хранить семейные традиции и воспоминания.
Наше занятие подходит к концу. Если вы помните, в самом начале я предложила попробовать ответить на вопрос: « Надо ли дорожить памятью о прошлом семьи?» На протяжении всего занятия, слушая выступления ребят, вы пытались найти ответ. (Ребята высказывают своё мнение)

Семья не только защищает и оберегает нас, но даёт нам главные духовные силы.

Поэтому самые главные реликвии, которые мы должны сохранять и передавать из поколения в поколение - это человеческие-

: ДОБРОТА К ЛЮДЯМ, ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ, УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ.

 И ПОКА МЫ ИХ ХРАНИМ, ПЕРЕДАЁМ И ПОМНИМ ТЕХ, КТО НАМ ИХ ПЕРЕДАЛ,

Все вместе: МЫ СМОЖЕМ ВСЁ ПРЕОДОЛЕТЬ.:

А я хочу добавить… С каждым годом взросления вы будете понимать, как здорово иметь большую дружную семью, как хорошо, что у вас есть бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, какое счастье любить своих братьев и сестер и наконец, знать и гордиться своими корнями, своей родословной.
Мне очень приятно, что вы сегодня так активно участвовали в нашем разговоре, были искренними, добрыми. Я рада, что вы дорожите памятью о прошлом своей семьи. Я горжусь вами.



Предварительный просмотр:

Тема.   Зона степей.    Степь и человек.  
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;                                                                                                                                                   ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;                                                      Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
                                               Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное  путешествие.  В пути мы узнаем много интересного.
Интересное  занятие сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!
2. Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
4.Чтение стихов учащимися
На все стороны путь .                                                                                                                                         Ни  лесочка, ни  гор.
Необъятная гладь,                                                                                                                                                  Неоглядный простор.                                                                                                                                    Это степная зона России
5. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего  занятия.
6. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на мы поговорим о  зоне степей, её расположение, о животном  и растительном  мире степей, влияние человека на природу степи.
7. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы.
           степь
1) климат       2) растительный мир             3) животный мир              4) занятия населения                                 5) экологические   проблемы

- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в командах.

 1 команда – географы,  2 команда – биологи,  3 команда – зоологи , 4 – экологи.                                                               А что же это за люди?  Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с  дополнительной  литературой
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.    (команды готовятся)
8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья    ( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов
(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.
9. Физминутка.
А теперь, ребята, встать                                                                                                                                                         Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать                                                                                                                                            Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево                                                                                                                                                   И беритесь вновь за дело
10. Работа по теме

Ну вот, а теперь пришла пора  зоологам  рассказать  нам о животных степи.
Основными  представителями  животного  мира  степей  являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.
Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи   люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

11. Мышь - норушка

К    мышевидным грызунам относятся различные виды мышей и полевок, широко распространенные в лесной и степной зонах.

Мыши, в отличие от полевок, обладают большими ушами, крупными глазами и чешуйчатым хвостом, превышающим половину длины тела. У полевок туловище кургузое, а короткий хвост покрыт вместо чешуи густыми волосками. У полевых мышей вдоль спины на рыжеватом фоне шерсти хорошо заметна темная полоска, которой у полевок нет. У лесных мышей окраска шерсти со спины ярко-рыжая, а на брюхе — белая. На груди между передними лапками расположено охристое пятно.

Таежные полевки селятся под буреломом, среди корней деревьев или в щелях каменистых россыпей, а лесные мыши устраивают себе гнезда в дуплах, выстилая их сухими стебельками и листьями. Мыши и полевки, обитающие на полях и пастбищах степной зоны, живут в норах, расположенных на залежах, покрытых травой, обочинах дорог, вблизи от посевов клевера, кукурузы, свеклы и др.

Полевки и мыши наносят иногда ощутимый вред лесному и сельскому хозяйству. В лесах, например, полевки уничтожают массу семян хвойных, едят стебли, почки, листья, ягоды черники, голубики, брусники, грызут кору ивы, рябины и зеленые части низкорослых кустарников. В степях они поедают побеги трав и всходы хлебов.

Мыши не менее вредны. Они питаются семенами трав, культурных растений, орехами и желудями, делая запасы кормов на зиму (иногда до 10—20 кг) в дуплах, норах или пустотах под корнями пней и крупных деревьев. Поедая проростки и молодые саженцы лиственных пород, уничтожая массу семян на деревьях, подбирая их с земли или выкапывая из почвы после их заделки, мыши препятствуют нормальному лесовозобновлению.

Полевки и мыши зимой бодрствуют, не впадая в спячку, как другие грызуны. Мыши используют накопленные с осени корма, запрятанные ими в поры и другие укромные места, а полевки рыщут под снегом по проложенным канавкам и поедают побеги трав, зеленые части кустарников и кору в основании древесных стволов.

Мышевидные грызуны очень плодовиты, давая приплод по нескольку детенышей 2—3 раза в год. Развитие новорожденных идет так быстро, что родившиеся весной самочки осенью уже дают свое потомство. При наличии благоприятных условий (теплой погоды, малой влажности, обилия пищи) наступает вспышка массовой рождаемости этих грызунов (так называемая «мышиная напасть»), от которой страдают дикие и культурные растения, а также продукты в хранилищах, куда проникают мышевидные грызуны.

После этой вспышки наблюдается резкое уменьшение численности грызунов в результате огромной смертности из-за наступающей нехватки кормов, развития эпизоотии и массовой гибели зверьков от различных невзгод (нападения хищников, внезапных похолоданий, ливневых дождей и т. д.).

Кроме ущерба, причиняемого лесному и сельскому хозяйству, мыши и полевки наносят вред здоровью людей и домашних животных, распространяя возбудителей туляремии и других инфекций.

Однако необходимо отметить, что в природе мышевидные грызуны имеют большое значение для жизни многих диких животных как их естественный корм. Так, например, благополучие ценных пушных зверей (соболей, горностаев, лисиц, куниц и др.) зависит от «урожая» этих мышевидных грызунов. Кроме того, наносимый мышами и полевками вред в известной мере компенсируется пользой от поедания ими различных вредных насекомых.
        Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
- Почему? (Там плодородные земли)             - Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются?  Почему?   (Много растительности для скота)
- Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы?                                                                 Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
- А в какой зоне мы с вами живём?
Бесконечная Россия                

Словно вечность на земле   Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!    Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,  Словно огненное море
Зноем пышет и палит.  Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;   Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла   Шагом , с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.   Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.  Степи голые, немые,
Все  же  вам  и песнь, и честь!   Все  вы – матушка Россия,    Какова она ни есть!


12. Физминутка  

Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся:

Теремок (Руки  “крышей” над головой.)

Не низок, не высок. (Приседают и   приподнимаются на носках.)

В теремке мышка – норушка, (Машут рукой –“хвостиком”.)

Лягушка –квакушка,(Сжимают и разжимают ладони рук.)

Зайчик – побегайчик,(Руками у головы изображают длинные уши; подскоки.)

Волк – зубами щелк,(Руками изображают пасть волка.)

Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)

Стук в дверь каждого персонажа  изображается ударом кулака одной руки  в раскрытую ладонь  другой.

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


13.  Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
1.Бегает среди камней,                                                                                                                                       Горбоносый, длинноногий, великан  ветвисторогий.
  Не угонишься за ней!                                                                                                                                                             Ест траву, кустов побеги,                                                                                                                                                            С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
2.Ухватил за хвост, но, ах! Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
3.Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)

14. Итог   урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе

Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Предлагается план-конспект урока по теме "Зона степей" с подробным описанием каждого этапа урока, выделяются конкретныеУУД каждого этапа. Урок включает в себя разные формы работы учащихся. Используетс...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...