Урок окружающего мира по теме "Русская трапеза". 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Киржаева Елена Васильевна

Урок открытия новых знаний по теме "Русская трапеза". УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Киржаева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Предмет: окружающий мир.            Класс: 3                 Тип урока: ОНЗ

Технологическая карта изучения темы «Русская трапеза».

Тема

Русская трапеза.

Цель

Задачи

Планируемый результат

создать условия для получения обучающимися  новых знаний по теме «Русская трапеза»; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету.

Образовательные: познакомить детей с понятиями – трапеза, дрочёны, расстегай, взвар, ботвинья; расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной литературой; учить детей правильно формулировать свои ответы.

Развивающие: развивать память, мышление, воображение,  речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в группе, в паре; развивать умение быстро ориентироваться, находить правильное решение; умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

Здоровьесберегающие: элиминация общего утомления.

Формировать УУД:

личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы  в группах; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

познавательные УУД: ориентироваться в учебнике;  находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи;  делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: знать понятие «трапеза», традиции русского народа, блюда русской кухни в крестьянских семьях; уметь  работать с учебником, анализировать материал, делать выводы; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.          

Личностные: сформированность интереса (мотивации) к учению; внимания и интереса к освоению новых знаний, необходимости к самосовершенствованию, готовности к сотрудничеству; уметь высказывать своё мнение, подтверждая собственные мысли аргументами.

Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя; уметь планировать и оценивать свои действия на уроке; уметь организовывать своё рабочее место (регулятивные УУД);

уметь взаимодействовать со сверстниками; уметь участвовать в диалоге, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; уметь слушать и понимать речь других, уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выбирать основания и критерии для сравнения объектов; уметь анализировать, сравнивать, группировать объекты на основе существенных признаков (познавательные УУД).

Основные понятия

трапеза,  русские блюда: дрочёны, расстегай, взвар, ботвинья, правила русской трапезы.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

учебник «Окружающий мир» под редакцией  Н.Ф.Виноградовой для 3 класса часть 2.  

интерактивная доска,   проектор, компьютер, толковые словари, раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт»),  карточки для работы в группах, презентация «Русская трапеза».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных  результатов

                УУД

         

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

II. Актуализация знаний и пробного учебного действия (5 - 6 мин.).

III. Постановка учебной проблемы (1мин.).

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (2 - 3мин.).

V. Построение проекта выхода из затруднения (2мин.).

VI. Реализация построенного проекта (4 – 5мин.).

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (2 – 3мин.)

VI. Реализация построенного проекта (4 – 5мин.).

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (3 -4мин.)

VI. Реализация построенного проекта (4 – 5мин.).

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8-10мин.).

IX. Включение в систему знаний и повторение (2-3мин.).

X. Рефлексия учебной деятельности (2-3мин.)

Слушают музыку и учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают с лентой времени. Выполняют задание.

1 ученик работает за доской (аналогичное задание ).

Выполняют самопроверку. Оценивают выполнение задания (самооценка).

Участвуют в диалоге.

Выполняют задание, тренирующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Участвуют в диалоге, предлагают свои варианты ответов на поставленный проблемный вопрос.

Слушают учителя.

Формулируют цель урока.

Под руководством учителя составляют и проговаривают план действий. Называют средства.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Участвуют в диалоге.

Выполняют задание по карточке самостоятельно.

Делают выводы.

Работают фронтально, участвуют в диалоге.

Выполняют работу в парах.

Оценивают работу пары.

Участвуют в диалоге.

Работают в группах, выполняют задания по учебнику, работают с толковым словарём.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Представители групп представляют выполненные задания.

Осуществляют самооценку собственной деятельности.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самооценку собственной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Читает стихотворение. Включает учащихся в деловой ритм.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Контролирует выполнение задания.

Организует самопроверку, самооценку.

Организует диалог.

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует выявление места затруднения.

Помогает определить цель урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует диалог.

Активизирует знания учащихся.

Организует работу по карточке.

.

Помогает учащимся сформулировать выводы, подвести к мысли, что неизвестной информации больше.

Организует фронтальную работу по вопросам.

Организует и контролирует работу в парах, оказывает помощь.

Организует самооценку.

Организует фронтальную работу.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Устанавливает осознанность восприятия.

Организует самооценку.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует самооценку.

Организует рефлексию.

                              Звучит бой колоколов.

Времена теперь другие,

как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.
А преданья старины забывать мы не должны.

Как вы понимаете значение слово «преданья» (старины)? (Рассказы, поверья, передающиеся от поколения к поколению).

Почему мы должны о них помнить? (Знать историю своей страны, о прошлом, о событиях и деятелях, о времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств. Чтобы могли гордиться историческим прошлым и людьми, которые жили в это историческое время. Передавать свои знания будущим поколениям.).

Сегодня на уроке вы будете выполнять разные задания. Оценить свою работу вам поможет Лист самооценки.

У учащихся на партах задание (лента времени):

– Как называли нашу страну в разные исторические времена? Заполните рисунок-схему. Напишите названия исторических периодов, соответствующих указанным датам.

(Древняя Русь  9-15вв.
Московская Русь 15-17вв.
Россия, Российская империя 18-20вв.
СССР - 20в. по 1991г
Россия, Российская Федерация  с 1991г -20-21вв.).

Проверка. Самооценка.  ( Лист самооценки)

Ребята, какой сейчас календарный год? (2015) Век? (21)

Давайте отметим на ленте времени.

Сегодня у нас необычный урок.

Мы с вами отправляемся в гости к нашим предкам – славянам на 200лет назад. Посчитайте,  в каком году (веке) мы окажемся. (1815, 19 век). Отметьте на ленте времени.

Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции русского  народа в древности.

-Что вы уже знаете о славянах? (Как выглядели, как работали, как защищали Родину, как помогали друг другу, как принимали гостей, как отдыхали, какие предметы их окружали, как одевались).

-Сегодня мы отправимся за новыми знаниями, впереди вас ждут новые открытия.

На доске слова: обед, ужин, трапеза, полдник, завтрак.

Прочитайте слова.

Какое слово вам незнакомо или малознакомо?(Трапеза)

Встречались ли вы с этим словом? (Да, нет)

Где встречались?

Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, нет)

Почему получились разные ответы, возникло затруднение? (Не знаем значения слова трапеза)

- Обсудите в парах «Что такое трапеза». 1ученик работа по карточке (Толковый словарь)

-Давайте попробуем объяснить значение слово ТРАПЕЗА.

Опять получились разные ответы. Почему? (Недостаточно знаний)

Оцените работу в паре. Запишите в Листе самооценки.

-Где можно узнать точное значение слова трапеза? (В толковом словаре)

- Обратимся к толковому словарю.   … выполнял индивидуальное задание.

  1. (Трапеза с греческого языка – кушанье. Трапеза. Пища, еда, угощение, блюдо.  Трапеза — Ушаков ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Трапеза - Толковый словарь В.Даль Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать.)
  2. Итак, трапеза – приём пищи, еда, блюда, общий стол.
  3. Ребята, сейчас мы не будем формулировать тему урока, её вы назовёте позже.
  4. Давайте определим, что станет предметом нашего разговора на уроке. (Трапеза древних славян)

Что каждый из вас хотел бы узнать на нашем уроке?

 1. О правилах русской трапезы.

2. Как питались в старину крестьяне?

3. Какие русские блюда существовали в далёкие времена?

Какую цель поставите перед собой?

-Что или кто может помочь в достижении цели? (Свой опыт, учитель, учебник, дополнительная литература).

- Наметим наш план действий.

1. Сами попробуем ответить на поставленные вопросы.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, словарём,  спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

  1. Употребляем ли мы это слово в речи? Почему? (Устаревшее слово)
  2. –По какой причине устарело? (Вытеснили другие слова)
  3. Какими  словами заменяем? (Завтрак, обед, …)
  4. Можно ли данные слова объединить в одну группу? (Да)

В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение.  Почему? (Объединяла, собирала всех вместе. Обеденный стол считался предметом, который олицетворяет уважение членов семьи друг к другу.).

Существовали определённые правила русской трапезы.

Давайте  определим, что вы знаете  о правилах русской трапезы.

Возьмите в руки карточку №1. (приём «Инсерт», использование 2 знаков):

Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

«V»- уже знал ,  «+»- новое (на доске).

-Каждая трапеза имела свой определённый час.

-Мытьё рук перед обедом считалось обязательным.

-Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго своё определённое место.

-Место во главе стола сохранялось за хозяином.

-Почётные места за столом всегда размещались ближе к солонке.

-Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.

-Пока семья собирается, никто не начинает есть.

-Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.

-Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.

-Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила поведения за столом.

-Русских всегда отличало гостеприимство.

Сделайте вывод, используя фразы: я  знал, что …

А вот, что …. для меня оказалось новым. (На доске)

Какой информации больше: известной или незнакомой?

Какие правила русской трапезы дошли до наших дней?

Какие правила поведения за столом соблюдаете вы?

Обратите внимание на правила:  Место во главе стола сохранялось за хозяином.

Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.

-О чём свидетельствуют эти правила? (Ценили, почитали, уважали, хозяин – старший, много лет прожил, много знает)

Как вы думаете с чего начиналась и чем заканчивалась любая трапеза? ( Благодарственной молитвой)

Как вы думаете,  без чего не обходилась ни одна трапеза?

-Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян, символ благополучия и достатка.

-Почему так говорят?                    Хлеб – всей жизни голова.

Хлеба были разные. На Руси с древнейших времён хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, чёрный хлеб. (Показ) Слайд 1- рожь

Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб.

(Показ) Слайд 2 -пшеница

Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Получались сухарики. (Показ)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл…

О ком эти строчки? (О колобке)

В старину колобки пекли из остатков теста от пирогов или хлеба. Получались круглые шарики или лепёшки. (Показ)

- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят сотни пословиц, созданных нашими предками.

Собери пословицу (в парах). Слайд 3.

Без хлеба нет обеда. Без печки холодно, а без хлеба голодно. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда. Всё приедается, а хлеб – нет.

Проверка (уч-ся читают пословицы).

Оцените работу вашей пары.  Лист самооценки. (1 пара устно)

Физминутка   «Богатыри».

Как вы думаете, почему на Руси было много богатырей, которые славились своей силой и удалью? (Пища была полезной и здоровой)

Богатырь, он вот каков: показывают «силача»

Он силён и здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри (поднимают руки вверх)

-А какое ещё кушание было распространено в те времена, да и сейчас тоже? (Каша)

- Кто  Кто   это к нам стучится? Кто-то   пришёл в гости.

– Вы любите принимать гостей?  Да это бабушка Агафья  пришла в гости.

-Здравствуйте люди добрые! Сейчас трапезовать будем.

-Что предложила нам бабушка Агафья? (Трапезовать)

-Что значит трапезовать? (Кушать)

-Чем Вы, бабушка, нас угостить хотите? (Кашей)

-Что Вы знаете о каше? (с.79, Этот удивительный мир) Известно более 100 видов каши.

– А какие каши знаете вы, ребята?

–Давайте поиграем: «Угадай-ка»: гороховая, гречневая,  пшеничная, перловая, кукурузная.

  1. Учитель. В старину, когда ученики заканчивали изучать какую-нибудь тему, родители варили кашу. Эту кашу ученики съедали вместе с учителем, а горшок разбивали. Так пошло выражение "однокашники", т. е. учились вместе.

-Ещё одна сохранившаяся традиция русской кухни - жидкие и горячие блюда: щи, похлёбки, солянка, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасёт, и от холода.  Среди напитков были распространены: квас, чай с травами,  сбитень, мёды, морсы, водицы, рассолы. Слайды 4, 5.

Я предлагаю продолжить работу в группах. У каждой группы будет своё задание, которое вы будете выполнять сообща. Повторение правил работы в группе.

1группа. Стр.77

Обсудите в группе. Проверьте по учебнику.

Что было основной пищей крестьян на протяжении многих веков?

2группа. Стр.77-78

Обсудите в группе. Проверьте по учебнику.

Как питались крестьянские семьи летом и осенью?

3группа. Стр.78

Обсудите в группе. Проверьте по учебнику.

Как питались крестьяне зимой?

- Как вы думаете, от чего зависело богатство обеденного стола?

Учитель (вывод)

Богатство обеденного стола зависело от множества причин: от количества собранного урожая, от места проживания, сколько человек в семье, много ли из них работников и детей. 
Но даже в зажиточных семьях питались скудно, однообразно, экономно.

4группа

Какие блюда называли дрочёны, расстегай?

Обсудите в группе, посмотрите значения слов в толковом словаре учебника.

5группа

Какие блюда называли взвар, ботвинья?

Обсудите в группе, посмотрите значения слов в толковом словаре учебника.

Выступление групп. У доски отвечает один ученик.

-Оцени свой ответ.

- Чем бы каждая из групп дополнила ответ?

Покажите, как вы справились  с работой легко или имели трудности.

легко -         трудно-

Оцените работу группы. Отметьте в Листе самооценки.

Игра «Шифровальщик» (+, -)

1) Трапеза – это стол с пищей, обед, ужин, еда.  (+)

2) Место во главе стола сохранялось за детьми. (-)

3) Первую ложку поднимает старший, и это служило началом обеда. (+)

4) Основной пищей славян были хлеб, виноград, кофе, макароны. (-)

5) Основной пищей славян были хлеб, каша, жидкие и горячие блюда. (+)

6) Летом и осенью обед был богаче. (+)

7) Дрочёны, расстегай, взвар, ботвинья – блюда французской кухни. (-)

Взаимопроверка по эталону (на доске): +,  -,  +,  -,  +,  +,  -. Оцените выполнение работы в Листе самооценки.

-Назовите тему урока. Записать на доске.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, составим план.

На доске.

1. Что такое трапеза?

2. Правила русской трапезы.

3. Как питались в старину крестьяне.

4. Блюда русской кухни.

Оцените по 5-бальной шкале: запишите в Листе самооценки.

Насколько урок был интересным?

Полезным?

Насколько вы были практически активны на уроке?

Выставление оценок за урок (с учётом Листа самооценки). Покажите: красный смайлик -5, жёлтый-4, зелёный-3. Домашнее задание.  Слайд 6.

По выбору:

Составить рассказ о блюдах мам и бабушек.

Оформить книжку-малышку рецептов домашней русской кухни.

Рубрика «Картинная галерея» с.78, 79, 80.

 

Мотивация учебной деятельности

(Личностные УУД)

Планирование учебного

 сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться

в системе своих знаний,

 отличать новое

 от уже известного

с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться

в системе своих знаний,

 отличать новое

 от уже известного

с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться

в системе своих знаний,

 отличать новое

 от уже известного

с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Планирование учебного

 сотрудничества со сверстниками.

(Коммуникативные УУД)

Целеполагание (Регулятивные УУД); постановка вопросов; (Коммуникативные УУД);   формирование познавательной цели и проблемы  

(Познавательные УУД)

Перерабатывать информацию. (Познавательные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать свои предположения, обсуждать проблемный вопрос.

(Познавательные УУД)

Уметь высказывать своё мнение. (Личностные УУД)

Инициативное сотрудничество в  выборе информации

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе своих знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Уметь ориентироваться

в системе своих знаний,

 отличать новое

 от уже известного

с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

(Коммуникативные УУД)

Осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Перерабатывать информацию. (Познавательные УУД)

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

Самоопределение

(Личностные УУД)

Прогнозирование

(Регулятивные УУД)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

(Познавательные УУД)

 Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

(Коммуникативные УУД).

Осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке

(Регулятивные УУД).

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

(Регулятивные УУД)

Перерабатывать информацию. (Познавательные УУД)

Осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке

(Регулятивные УУД).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

(Коммуникативные УУД);

рефлексия,  структурирование знаний

 (Познавательные УУД);

смыслообразование ,

(Личностные УУД).

Давать оценку уроку, своей деятельности на уроке

(Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...