Горожане и селяне. Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Технологическая карта составлена к уроку окружающего мира во 2 классе в образовательной системе "Гармония" (авторы учебника Поглазова, Шилин) Урок по теме "Горожане и селяне" соответствует требованиям ФГОС НОО. В ходе урока используется не только авторская мультимедийная презентация, но и оборудование, поступившее в лицей в рамках модернизации образования: система голосования, лабораторный набор "Фильтрация воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
горожане и селяне технологическая карта урока | 35.36 КБ |
приложение 1 (фото города и села к уроку) | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в ОС «Гармония»
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Горожане и селяне»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: расширение и усвоение учащимися понятий «город», «село», «горожане», «селяне» ; формирование умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них.
Технология урока: проблемно-диалогическая
Основные термины: город, горожане, село, сельчане, зоны города, экология, фильтрация
Планируемые результаты | |
Предметные умения: Должны знать и уметь: иметь представление о понятиях «город», «село»; называть их отличительные признаки Имеют возможность узнать: иметь первичные представления о технологии фильтрации воды; уметь собирать фильтрационную установку | Метапредметные умения: личностные УУД: самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе; понимание необходимости приобретения новых знаний ; представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к другу; формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению; позитивная моральная самооценка, способность к выполнению норм школьной жизни. регулятивные УУД: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий; формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, уметь предполагать, перерабатывать полученную информацию; развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал с практической деятельностью; использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.); развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация). коммуникативные УУД: доносить свою позицию, слышать партнеров; излагать свою точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания. |
Организация образовательного пространства | ||
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Ресурсы: учебник Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 2 кл., 3 часть; авторская презентация | Оборудование: компьютер, проектор, экран; система голосования; лабораторное оборудование из набора «Фильтрация воды»; распечатанные таблицы; фотографии; учебники. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Наглядность | Деятельность учеников |
1.Органи- зационный | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, саморегуляцию | Ребята, проверьте свою готовность к уроку окружающего мира. Покажите мне, что вы готовы к уроку. Сегодня у нас много гостей. Вы чувствуете волнение? И я немного волнуюсь. Надеюсь в процессе активной работы волнение уйдет, и мы будем в спокойном, радостном настроении. | Слайд № 1 | Проверяют готовность к уроку, высказываются |
2.Определение темы урока (3-4 мин) | Регулятивные УУД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация); ориентирование в своей системе знаний, умение предполагать. Предметные УУД: умение читать карту; называть жителей городов | - Знакомо ли вам выражение «Земля – наш общий дом»? Кто живет в этом доме? Земля – большая планета, где же именно живёт человек? Попробуем разобраться. - Прочитайте слова и найдите среди них лишнее - Почему слово зима лишнее? Какое из двух слов обозначает название города? Как узнали? - Как называют людей, которые живут в этих городах? - А как одним словом назвать жителей всех городов? - Где еще, кроме городов, живут люди? - Как называют жителей сельской местности? - А мы с вами кто - горожане, или селяне? Докажите. - Мы с вами жители города Пензы, как нас можно назвать? - Посмотрите на карту. Кроме Пензы в нашей области есть и другие города, их 10, а также множество сёл и деревень – их более 270. Какие же виды населённых пунктов есть в нашей области, в нашей стране? - Вы уже поняли, какова тема сегодняшнего урока? Откроем учебники и проверим, правильно ли мы её сформулировали. (Если быть точнее – сегодня мы будем говорить о жизни горожан и селян) | На слайде: (Москва, Уфа, зима, Тула, Зима) На слайде карта области На слайде тема урока: Горожане и селяне | Высказываются, размышляют с опорой на личный опыт Читают, выбирают лишнее, объясняют выбор; отвечают на вопросы (зима - название времени года, остальные слова - названия городов). (Название городов пишем с заглавной буквы, а название времен года с маленькой). (москвичи, уфимцы, туляки, зиминцы). (горожане). (в деревнях, селах). (селяне) Дают обоснованный ответ (пензенцы) Рассматривают карту области на слайде Делают обобщенный вывод: города, сёла Высказывают предположения, проверяют их по учебнику |
2.Постановка учебных задач (3-4 мин.) | Регулятивные УУД: формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность Личностные УУД: понимание необходимости приобретения новых знаний; ; позитивная моральная самооценка, способность к выполнению норм школьной жизни. | - Прежде, чем работать по теме урока, проведем опрос при помощи системы голосования. Отметьте выражение, которое вам подходит. 1. Я знаю про жизнь селян и горожан всё. 2. Я пока не все знаю про жизнь горожан и селян. 3. Я ничего не знаю про жизнь горожан и селян. - Чему будут учиться, что должны узнать те, кто выбрал 1/2/3 предложения - Итак, каждый поставил перед собой цели. Нам необходимо хорошо поработать, чтобы пополнить свои знания и чему-то научиться. | На слайде варианты ответов На слайде диаграмма с результатами ответов | Используя систему голосования, отвечают на вопросы Ставят перед собой цель, задачи: ? (узнаем, что называется городом и селом; чем отличается жизнь в городе и селе; как появились села и города…) |
3.Работа по основной теме урока (10-13 мин) | Познавательные УУД: формирование информационной компетентности (перевод информации из графического представления в текстовое и наоборот); развитие функций мышления (умений сравнивать, обобщать, классифицировать), развитие внимания;наблюдательности, развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, конструкции предложения); умение использовать разнообразную информацию (текстовую, графическую) Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности (продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление) Регулятивные УУД: формирование компетентности разрешения проблем (выполнение заданий по алгоритму, определение необходимых ресурсов, контроль деятельности) Личностные УУД: воспитание экологической культуры, интереса к предмету, любви к своему городу, уважения к его истории и традициям, желания сохранить его культуру и красоту, умения работать в команде. | Мы – жители города. А кто-нибудь из вас был в селе или деревне? Тогда вы с лёгкостью справитесь со следующим заданием. -Посмотрите на экран. На каких фотографиях изображен город? Село? -Действительно, пейзажи города и села резко отличаются. Но, прежде чем выделять их особенности, у меня к вам вопрос – а как появились города? В России много больших и малых городов, но, конечно, появились они не сразу. Перенесемся в далекое прошлое и посмотрим, как выглядели поселения наших предков. В старину слово «город» означало «огороженное место». Обычно на холме, около реки возводились деревянные изгороди – частоколы, и земляные валы, которые защищали жителей от врагов. В центре города строилось дополнительное укрепление – Кремль. Первые жилища походили на землянки. На смену им пришли деревянные избы. Кроме этого строились сараи, помещения для скота, бани. Основными инструментами были топоры, пилы и ножи. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая бревна одно на другое. Со временем человек придумал новые строительные материалы – стекло, кирпич, бетон, металл, пластмассу. Построенные села разрастались, дома становились многоэтажными, улицы покрылись асфальтом, и некоторые сёла становились городами. - Как же появлялись города? - Сейчас я предлагаю вам поработать в роли исследователей. Обсудите с соседом по парте, опираясь на фотографии (приложение 1) и информацию в учебнике, чем отличается город от села. Результаты своего обсуждение запишите в таблицу. (приложение 2) - Проверим, как вы выполнили задание. Читаем результаты вашего сравнения. (По ходу обсуждения делаются дополнения: В городских домах есть центральное отопление, водопровод, на первых этажах могут быть магазины, аптеки. В квартирах есть балконы и несколько комнат – отдельно спальная, кухня, ванная. Дома многоэтажные, в них живет много семей. В сельском доме есть подвальное помещение, в котором хранится запас продуктов. Есть двор; огород; часто помещения для домашнего скота и птицы. В сельском доме живет одна семья). - По итогам вашего исследования сделаем вывод. Какой населенный пункт можем назвать городом? Селом? – Итак, город – крупный населенный пункт. Население современного города может составлять от 30 000 человек до 1 миллиона и больше. Село – небольшой населенный пункт. Есть ещё такое понятие – деревня. Чем деревня отличается от села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви. – Кого называют горожанином? Селянином? | На слайде пронумерованные пейзажи города и села На слайде иллюстрации древних славянских поселений На слайде появляется схема с теми же критериями, что в таблице. Заполняется по мере обсуждения На слайде появляются определения понятий На слайде картинки населенных пунктов На слайде определения | Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт Высказывают предположения, обнаруживают нехватку знаний Слушают учителя, рассматривают иллюстрации Отвечают на вопрос, опираясь на полученную информацию Работа в парах: используя дополнительную информацию (фото на партах, учебники) заполняют таблицу Зачитывают колонки таблицы, дополняют, уточняют, исправляют себя и друг друга Делают самостоятельный вывод на основе заполненной таблицы и последующего обсуждения Высказывают предположения Отвечают на вопрос |
4.Физкульт- минутка (1 мин) | Личностные УУД: формирование личности, заботящейся о своём физическом и психическом здоровье | – Ребята, представьте, что вы приехали на лето в село и спустились к речке. Закройте глаза и представьте себе эту картину. Дышите полной грудью – глубокие вдохи, медленные выдохи. | На слайде анимационная картинка сельской местности | Выполняют дыхательные упражнения |
5.Расширение полученных знаний, работа по учебнику (3-4 мин) | Познавательные УУД: умение работать с информацией, с текстом; выделять главное в потоке информации Коммуникативные УУД: умение высказывать предположения, обосновывать свою точку зрения | - Откройте учебники на странице 77. Прочитайте статью в учебнике, особое внимание обратите на информацию, с которой еще не работали на уроке. - Какие зоны есть в городе? Какое у них назначение? - В тексте сказано, что в городе специальные службы следят за чистотой воздуха и воды. Разве город в этом нуждается? Для чего это необходимо? | Проектор выключается | Находят новую информацию в учебнике, отвечают на вопросы Высказывают предположения о загрязненности городской среды |
6.Лабораторная работа учащихся (10 мин) | Предметные УУД: знают опасности, которым подвергаются водоемы в процессе жизнедеятельности людей; знают названия лабораторного оборудования: мензурка, трубка для фильтрации, медный и пластиковый фильтр; знакомятся с понятиями: состав воды, примеси, очистка, фильтрация воды, механическая очистка воды, химическая очистка воды Личностные УУД: воспитание экологической культуры, понимания себя как части окружающей природы Коммуникативные УУД: Умение работать и договариваться в парах Регулятивные УУД: умение слушать и действовать по инструкции; контролировать свои действия и действия товарища Познавательные УУД: умение читать графическую информацию, анализировать её, делать выводы | - Откройте первый разворот учебника. Помните, мы путешествовали по руслу реки? Питьевую воду горожане получают из рек и водохранилищ. - Каким опасностям в городе подвергаются водоёмы? Действительно, из-за большого количества разнообразного транспорта, заводов, фабрик, небрежности жителей экологическая обстановка в городе неблагоприятна. Всё это влияет на воду – зачастую её состав не соответствует нормам и опасен для здоровья человека. - Как же решается эта проблема? Специальные городские службы следят за составом воды, которая, прежде чем попасть к нам в дом, проходит серьёзную процедуру очистки. - Как вы уже поняли, сегодня мы с вами тоже попробуем очистить воду от вредных, ненужных примесей. Для этого нам понадобится лабораторное оборудование, которое есть на ваших столах. Закройте учебники, уберите всё лишнее. - Посмотрите на мензурку с водой. Стали бы вы её пить? Конечно нет, её нужно очистить – профильтровать. Разумеется, настоящее оборудование по очистке воды гораздо сложнее, но принцип фильтрации тот же. Поставьте перед собой пластиковую емкость, в нее вставьте трубку для фильтрации. Через нее будет проходить грязная вода, и после всех стадий фильтрации попадет в емкость. Возьмите медный фильтр, установите его на дне трубки. Теперь возьмите пластиковую сетку, также установите её в трубке. Эти детали очистят воду от крупных и средних примесей, т.о. вода пройдет механическую очистку. Попробуем. Вы увидели на столах контейнеры с белым веществом. С ним мы будем работать, когда станем чуть старше. Но я вам скажу, что это вещество – адсорбент – засыпается в трубку, вода проходит чрез него, и тогда полностью очищается, даже от самых мелких, растворенных в воде примесей. Скажите, процесс фильтрации воды сложен? Конечно, и очень затратен. Что люди могут сделать, чтобы в реки и другие водоёмы попадало как можно меньше примесей, вредных веществ? | Продолжают работу с учебником Перечисляют факторы загрязнения воды в городе Подготавливают рабочие места Рассматривают оборудование, мензурку с загрязненной водой Рассматривают детали, узнают об их функциях, собирают фильтрационную установку, работая в парах Пропускают загрязненную воду через установку, обнаруживают, что вода очистилась от крупных примесей Высказывают предложения | |
7.Дискуссия «Куда поехать жить?» (3-4 мин) | Коммуникативные УУД: умение выражать свою точку зрения и аргументировать её; принимать точку зрения других людей; грамотно строить речевые высказывания | Вернемся к теме урока. Как вы сейчас увидели, горожане учатся справляться с трудностями своей жизни. – А теперь представьте ситуацию: я хочу переехать и не знаю – куда: в город или в село? Вам надо убедить меня поселиться в городе или селе. | На слайде тема урока | Высказываются, аргументируют свою точку зрения |
8.Итог урока, самооценка, домашнее задание (разноуровневое) (4-5 мин) | Личностные УУД: представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей Регулятивные УУД: умение оценить себя, свою деятельность на уроке; определить уровень своих достижений, самостоятельно выбрать интересующее задание | – Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду и отдыхать от суеты и большого города. - А теперь вернемся к опросу, который провели в начале урока, и вспомним, какие цели перед собой ставили. Дайте ответ, достигли ли вы целей, которые ставили перед собой в начале урока. Домашнее задание по выбору: Нарисуй дом, в котором ты живешь; нарисуй место, в котором хочется жить; представь себя экскурсоводом, расскажи об интересном месте города, в котором ты живешь, проиллюстрируй свой рассказ. | Оценивают достижение/ недостижение целей при помощи системы голосования Самостоятельно выбирают и записывают домашнее задание |
Приложение 2
Город | Село | |
Дома (высота, материал, количество жильцов) | ||
Дороги (количество, покрытие) | ||
Транспорт (количество и виды) | ||
Занятия людей (профессии, место работы) | ||
Количество жителей | ||
Домашнее хозяйство | ||
Культурные заведения (театры, музеи, кино, стадионы, парки, дома творчества и т.п.) | ||
Воздух, вода (чистота) |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»
Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"
Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на экипажи и отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об материках, каждый экипаж отправится ...