Горожане и селяне. Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Карпина Валентина Александровна

Технологическая карта составлена к уроку окружающего мира во 2 классе в образовательной системе "Гармония" (авторы учебника Поглазова, Шилин) Урок по теме "Горожане и селяне" соответствует требованиям ФГОС НОО. В ходе урока используется не только авторская мультимедийная презентация, но и оборудование, поступившее в лицей в рамках модернизации образования: система голосования, лабораторный набор "Фильтрация воды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в ОС «Гармония»

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «Горожане и селяне»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: расширение и усвоение учащимися понятий «город», «село», «горожане», «селяне» ; формирование умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них.

Технология урока: проблемно-диалогическая

Основные термины: город, горожане, село, сельчане, зоны города, экология, фильтрация

Планируемые результаты

Предметные умения:

Должны знать и уметь: иметь представление о понятиях «город», «село»; называть их отличительные признаки

Имеют возможность узнать: иметь первичные представления о технологии фильтрации воды; уметь собирать фильтрационную установку

Метапредметные умения:

личностные УУД: самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе; понимание необходимости приобретения новых знаний ; представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к другу; формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению; позитивная моральная самооценка, способность к выполнению норм школьной жизни.

регулятивные УУД: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий; формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника

познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, уметь предполагать, перерабатывать полученную информацию; развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал с практической деятельностью; использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.); развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация).

коммуникативные УУД: доносить свою позицию, слышать партнеров; излагать свою точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.

Организация образовательного пространства

Формы работы на уроке:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ресурсы:

учебник Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир.  2 кл., 3 часть; авторская презентация

Оборудование:

компьютер, проектор, экран; система голосования; лабораторное оборудование из набора «Фильтрация воды»; распечатанные таблицы; фотографии; учебники.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Наглядность

Деятельность учеников

1.Органи-

зационный

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, саморегуляцию

Ребята, проверьте свою готовность к уроку окружающего мира. Покажите мне, что вы готовы к уроку. Сегодня у нас много гостей. Вы чувствуете волнение? И я немного волнуюсь. Надеюсь в процессе активной работы волнение уйдет, и мы будем в спокойном, радостном настроении.

Слайд № 1

Проверяют готовность к уроку, высказываются

2.Определение темы урока        (3-4 мин)

Регулятивные УУД:  учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД: развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация); ориентирование в своей системе знаний, умение предполагать.

Предметные УУД: умение читать карту; называть жителей городов

- Знакомо ли вам выражение «Земля – наш общий дом»? Кто живет в этом доме? Земля – большая планета, где же именно живёт человек? Попробуем разобраться.

- Прочитайте слова и найдите среди них лишнее

-  Почему слово зима лишнее?

Какое из двух слов обозначает название города? Как узнали?

-  Как называют людей, которые живут в этих городах?            

 - А как одним  словом назвать жителей всех городов?

 - Где еще, кроме городов, живут люди?

-  Как называют жителей сельской местности?

- А мы с вами кто - горожане, или селяне? Докажите.

- Мы с вами жители города Пензы, как нас можно назвать?

- Посмотрите на карту. Кроме Пензы в нашей области есть и другие города, их 10, а также множество сёл и деревень – их более 270.

Какие же виды населённых пунктов есть в нашей области, в нашей стране?

 - Вы уже поняли, какова тема сегодняшнего урока? Откроем учебники и проверим, правильно ли мы её сформулировали. (Если быть точнее – сегодня мы будем говорить о жизни горожан и селян)

На слайде: (Москва, Уфа, зима, Тула, Зима)

На слайде карта области

На слайде тема урока: Горожане и селяне

Высказываются, размышляют с опорой на личный опыт

Читают, выбирают лишнее, объясняют выбор; отвечают на вопросы (зима - название времени года, остальные слова - названия городов).

(Название городов пишем с заглавной буквы, а название времен года с маленькой).

(москвичи, уфимцы, туляки, зиминцы).

(горожане).

(в деревнях, селах).

(селяне)

Дают обоснованный ответ

(пензенцы)

Рассматривают карту области на слайде

Делают обобщенный вывод: города, сёла

Высказывают предположения, проверяют их по учебнику

2.Постановка учебных задач  (3-4 мин.)

Регулятивные УУД: формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность

Личностные УУД: понимание необходимости приобретения новых знаний; ; позитивная моральная самооценка, способность к выполнению норм школьной жизни.

- Прежде, чем работать по теме урока, проведем опрос при помощи системы голосования. Отметьте выражение, которое вам подходит.

1. Я знаю про жизнь селян и горожан всё. 2. Я пока не все знаю про жизнь горожан и селян. 3. Я ничего не знаю про жизнь горожан и селян.

- Чему будут учиться, что должны узнать те, кто выбрал 1/2/3 предложения

-  Итак, каждый поставил перед собой цели. Нам необходимо хорошо поработать, чтобы пополнить свои знания и чему-то научиться.

На слайде варианты ответов

На слайде диаграмма с результатами ответов

Используя систему голосования, отвечают на вопросы

Ставят перед собой цель, задачи: ?  (узнаем, что называется городом и селом;  чем отличается жизнь в городе и селе; как появились села и города…)

3.Работа по основной теме урока (10-13 мин)

Познавательные УУД: формирование информационной компетентности  (перевод информации из графического представления в текстовое и наоборот); развитие функций мышления (умений сравнивать, обобщать, классифицировать), развитие внимания;наблюдательности,  развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, конструкции предложения); умение использовать разнообразную информацию (текстовую, графическую)

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности (продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление)

Регулятивные УУД: формирование компетентности разрешения проблем (выполнение заданий по алгоритму, определение необходимых ресурсов, контроль деятельности)

Личностные УУД:  воспитание экологической культуры, интереса к предмету, любви к своему городу, уважения к его истории и традициям, желания сохранить его культуру и красоту, умения работать в команде.

Мы – жители города. А кто-нибудь из вас был в селе или деревне? Тогда вы с лёгкостью справитесь со следующим заданием.

-Посмотрите на экран. На каких фотографиях изображен город? Село?

-Действительно, пейзажи города и села резко отличаются. Но, прежде чем выделять их особенности, у меня к вам вопрос – а как появились города?

В России много больших и малых городов, но, конечно,  появились они не сразу. Перенесемся в далекое прошлое и посмотрим, как выглядели поселения наших предков.

В старину слово «город» означало «огороженное место». Обычно на холме, около реки возводились деревянные изгороди – частоколы, и земляные валы, которые защищали жителей от врагов. В центре города строилось дополнительное укрепление – Кремль. Первые жилища походили на землянки. На смену им пришли деревянные избы. Кроме этого строились сараи, помещения для скота, бани. Основными инструментами были топоры, пилы и ножи. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая бревна одно на другое.                                                    Со временем человек придумал новые строительные материалы – стекло, кирпич, бетон, металл, пластмассу. Построенные села разрастались, дома становились многоэтажными, улицы покрылись асфальтом, и некоторые сёла становились городами.                                      - Как же появлялись города?

 - Сейчас я предлагаю вам поработать в роли исследователей. Обсудите с соседом по парте, опираясь на фотографии (приложение 1) и информацию в учебнике, чем отличается город от села. Результаты своего обсуждение запишите в таблицу. (приложение 2)

- Проверим, как вы выполнили задание. Читаем результаты вашего сравнения. (По ходу обсуждения делаются дополнения: В городских домах есть центральное отопление, водопровод, на первых этажах могут быть магазины, аптеки. В квартирах есть балконы и несколько комнат – отдельно спальная, кухня, ванная. Дома многоэтажные, в них живет много семей. В сельском доме есть подвальное помещение, в котором хранится запас продуктов. Есть двор; огород; часто помещения для домашнего скота и птицы. В сельском доме живет одна семья).

- По итогам вашего исследования сделаем вывод. Какой населенный пункт можем назвать городом? Селом?

– Итак, город – крупный населенный пункт. Население современного города может составлять от 30 000 человек до 1 миллиона и больше. Село – небольшой населенный пункт.

Есть ещё такое понятие – деревня. Чем деревня отличается от села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.

– Кого называют горожанином? Селянином?

На слайде пронумерованные пейзажи города и села

На слайде иллюстрации древних славянских поселений

На слайде появляется схема с теми же критериями, что в таблице. Заполняется по мере обсуждения

На слайде появляются определения понятий

На слайде картинки населенных пунктов

На слайде определения

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт

Высказывают предположения, обнаруживают нехватку знаний

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопрос, опираясь на полученную информацию

Работа в парах: используя дополнительную информацию (фото на партах, учебники) заполняют таблицу

Зачитывают колонки таблицы, дополняют, уточняют, исправляют себя и  друг друга

Делают самостоятельный вывод на основе заполненной таблицы и последующего обсуждения

Высказывают предположения

Отвечают на вопрос

4.Физкульт-

минутка                (1 мин)

Личностные УУД: формирование личности, заботящейся о своём физическом и психическом здоровье

– Ребята, представьте, что вы приехали на лето в село и спустились к речке. Закройте глаза и представьте себе эту картину. Дышите полной грудью – глубокие вдохи, медленные выдохи.
– Что вы почувствовали?

На слайде анимационная картинка сельской местности

Выполняют дыхательные упражнения

5.Расширение полученных знаний, работа по учебнику      (3-4 мин)

Познавательные УУД: умение работать с информацией, с текстом; выделять главное в потоке информации

Коммуникативные УУД: умение высказывать предположения, обосновывать свою точку зрения

- Откройте учебники на странице 77. Прочитайте  статью в учебнике, особое внимание обратите на информацию, с которой еще не работали на уроке.

 -  Какие зоны есть в городе? Какое у них назначение?

- В тексте сказано, что в городе специальные службы следят за чистотой воздуха и воды. Разве город в этом нуждается? Для чего это необходимо?

Проектор выключается

Находят новую информацию в учебнике, отвечают на вопросы

Высказывают предположения о загрязненности городской среды

6.Лабораторная работа учащихся (10 мин)

Предметные УУД: знают опасности, которым подвергаются водоемы в процессе жизнедеятельности людей; знают названия лабораторного оборудования: мензурка, трубка для фильтрации, медный и пластиковый фильтр; знакомятся с понятиями: состав воды, примеси, очистка, фильтрация воды, механическая очистка воды, химическая очистка воды

Личностные УУД: воспитание экологической культуры, понимания себя как части окружающей природы

Коммуникативные УУД:

Умение работать и договариваться в парах

Регулятивные УУД: умение слушать и действовать по инструкции; контролировать свои действия и действия товарища

Познавательные УУД: умение читать графическую информацию, анализировать её, делать выводы

- Откройте первый разворот учебника. Помните, мы путешествовали по руслу реки? Питьевую воду горожане получают из рек и водохранилищ.

- Каким опасностям в городе подвергаются водоёмы? Действительно, из-за большого количества разнообразного транспорта, заводов, фабрик, небрежности жителей экологическая обстановка в городе неблагоприятна. Всё это влияет на воду – зачастую её состав не соответствует нормам и опасен для здоровья человека.

- Как же решается эта проблема? Специальные городские службы следят за составом воды, которая, прежде чем попасть к нам в дом, проходит серьёзную процедуру очистки.

- Как вы уже поняли, сегодня мы с вами тоже попробуем очистить воду от вредных, ненужных примесей. Для этого нам понадобится лабораторное оборудование, которое есть на ваших столах. Закройте учебники, уберите всё лишнее.

- Посмотрите на мензурку с водой. Стали бы вы её пить? Конечно нет, её нужно очистить – профильтровать. Разумеется, настоящее оборудование по очистке воды гораздо сложнее, но принцип фильтрации тот же.

Поставьте перед собой пластиковую емкость, в нее вставьте трубку для фильтрации. Через нее будет проходить грязная вода, и после всех  стадий фильтрации попадет в емкость.

Возьмите медный фильтр, установите его на дне трубки. Теперь возьмите пластиковую сетку, также установите её в трубке. Эти детали очистят воду от крупных и средних примесей, т.о. вода пройдет механическую очистку. Попробуем.

Вы увидели на столах контейнеры с белым веществом. С ним мы будем работать, когда станем чуть старше. Но я вам скажу, что это вещество – адсорбент – засыпается в трубку, вода проходит чрез него, и тогда полностью очищается, даже от самых мелких, растворенных в воде примесей.

Скажите, процесс фильтрации воды сложен? Конечно, и очень затратен. Что люди могут сделать, чтобы в реки и другие водоёмы попадало как можно меньше примесей, вредных веществ?

Продолжают работу с учебником

Перечисляют факторы загрязнения воды в городе

Подготавливают рабочие места

Рассматривают оборудование, мензурку с загрязненной водой

Рассматривают детали, узнают об их функциях, собирают фильтрационную установку, работая в парах

Пропускают загрязненную воду через установку, обнаруживают, что вода очистилась от крупных примесей

Высказывают предложения

7.Дискуссия «Куда поехать жить?» (3-4 мин)

Коммуникативные УУД: умение выражать свою точку зрения и аргументировать её; принимать точку зрения других людей; грамотно строить речевые высказывания

Вернемся к теме урока. Как вы сейчас увидели, горожане учатся справляться с трудностями своей жизни.      – А теперь представьте ситуацию: я хочу переехать и не знаю – куда: в город или в село? Вам надо убедить меня поселиться в городе или селе.

На слайде тема урока

Высказываются, аргументируют свою точку зрения

8.Итог урока, самооценка, домашнее задание (разноуровневое) (4-5 мин)

Личностные УУД: представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей

Регулятивные УУД: умение оценить себя, свою деятельность на уроке; определить уровень своих достижений, самостоятельно выбрать интересующее задание

– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду и отдыхать от суеты и большого города.                                    - А теперь вернемся к опросу, который провели в начале урока, и вспомним, какие цели перед собой ставили. Дайте ответ, достигли ли вы целей, которые ставили перед собой в начале урока.                             Домашнее задание по выбору: Нарисуй дом, в котором ты живешь; нарисуй место, в котором хочется жить; представь себя экскурсоводом, расскажи об интересном месте города, в котором ты живешь, проиллюстрируй свой рассказ.

Оценивают достижение/ недостижение целей при помощи системы голосования

Самостоятельно выбирают и записывают домашнее задание

Приложение 2

Город

Село

Дома (высота, материал, количество жильцов)

Дороги (количество, покрытие)

Транспорт (количество и виды)

Занятия людей (профессии, место работы)

Количество жителей

Домашнее хозяйство

Культурные заведения (театры, музеи, кино, стадионы, парки, дома творчества и т.п.)

Воздух, вода (чистота)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...