Урок окружающего мира "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Квасова Елена Геннадьевна

Бинарный урок с участием учителя географии, целью которого является знакомство детей с растительным и животным миром саванны и тропических лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivut_slony.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: - познакомить детей с растительным и животным миром саванн и тропических лесов;

Задачи: - расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление, воображение, монологическую речь, произвольное внимание, память;

            - показать различия индийского и африканского слонов;

              - воспитывать любовь к природе.

Прогнозируемые результаты: познакомиться с жаркими районами планеты и их обитателями, научиться находить эти районы на глобусе.

Учебные материалы: глобусы, физическая карта, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями, учебник «Окружающий мир 1 класс», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, книга Киплинг «Слоненок» карточки “Саванна”, “Тропический лес”

Технологии, используемые на уроке:

- здоровьесберегающие,

- проблемное обучение,

- информационно – коммуникативные

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний.

   

- Вспомните названия полюсов, на которых мы побывали на прошлом уроке.

(Северный, Южный)

- Что вы можете о них сказать? (Очень холодно)

- Покажите их на глобусе и карте полушарий.

- Расселите животных на свою родину - Северный Ледовитый океан и  Антарктиду.

Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?

  1. Мотивация учебной деятельности.

И вновь у нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришла учитель географии Татьяна Викторовна.

- Здравствуйте, ребята! Я к вам снова не с пустыми руками. Белый медвежонок передал конверты, в которых находятся пазлы. Чтобы двигаться на уроке дальше, из этих пазлов вам нужно собрать ключевое слово нашего урока.

- Собираем слово. Что получилось? (СЛОН)

– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Наверное, о них пойдет речь на уроке)

Прочитайте тему урока на стр. 14 учебника.

Там, где Муравьишка Вопросик, прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

  1. Работа по теме урока.

- Мы уже побывали с вами в самых холодных районах земли. А сегодня мы отправляемся туда, где жарко. В этих местах обитает интересное, крупное животное – слон.

Покажите на глобусе и карте экватор.

- Что мы знаем про эту линию? Зачем солнышки?

По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы. В одних местах растут густые влажные тропические леса. А в других местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванны. ( на доске новые понятия карточки)

-Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны)

- Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические)

(Слайды?)

-На прошлом уроке мы путешествовали в холодные районы Земли. Сегодня мы предлагаем разделиться на две группы и отправиться в экспедицию по жарким районам планеты. Ребята, а что  такое экспедиция?

 Одна группа с Татьяной Викторовной отправится в саванну, а другая со мной отправится в тропические леса.

Каждая группа должна подготовить отчет об экспедиции по плану:

  1. В каком районе вы побывали?
  2. Какая была погода?
  3. Какие растения были вокруг?
  4. Каких животных вы встретили?

(План предоставляется каждой группе)

- А чтобы ваше путешествие стало еще более интересным вручаем вам предметы, которые пригодятся в том районе, в который вы отправляетесь. А вот для чего пригодятся – вы должны сказать по окончании путешествия. (Вручается зонтик и джип или потом спросить какой предмет для какого района)

(Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп – по карточкам заранее заготовленным они рассказывают) Выходит для ответа вся группа?????

САВАННЫ

  1. Мы побывали на открытых пространствах, поросших травой – саванне.
  2. Погода в саванне жаркая и сухая.
  3. В саванне растут травы и лишь изредка можно встретить кустарники или деревья.
  4. В саванне можно встретить следующих животных:

Страуса

Льва

Носорога

Жирафа

Зебру

Африканского слона

Птицу – секретаря

Павиана

Мартышку

(показ слайдов каждого животного)

Нам в дорогу был предложен джип – мы считаем, что джип в саванне нужен, чтобы быстро передвигаться по открытому пространству, поэтому мы успели многое увидеть.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС

  1. Мы побывали в густом тропическом лесу.
  2.  Здесь всегда жарко и влажно, дожди идут каждый день.
  3. - Деревья в тропическом лесу огромной высоты.

- Посмотрите в нашем классе есть комнатные растения, родина которых тропические леса: фикус, пальмы, лиана.

4. В тропическом лесу мы встретили:

Павлина

Черепаху

Крокодила

Питона

Обезьяну лангур

Индийского слона (слайды)

Нам пригодился зонт, потому что в тропических лесах постоянно идут дожди.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз мы узнали о том, что в тропическом лесу постоянно идут дожди, то предлагаем отдохнуть, и устроить настоящий тропический дождь в нашем классе. Для этого дружно повторяем за нами движения. Тропический дождь.

  1. Продолжение работы по теме урока.

- Проверим, действительно ли внимательны вы были в путешествии (Интерактивный диск – задания распределить животных по группам)

- А сейчас давайте посмотрим как животные приспособились к жизни в саванне и  тропическом лесу.

СТРАУС

Страусы – самые большие птицы на земле. 
Ростом они выше людей. Средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг – не правда ли, гигант?! Эти птицы не умеют летать. У страуса на ногах всего лишь по два пальца. Один из пальцев гораздо больше другого, 

Кроме способа спасаться от врага бегством страус может защищаться от него, не сходя с места. В этом опять же ему помогают его мощные ноги, которыми он умеет мастерски пнуть врага, будто он прошел обучение в школе карате. Точным ударом ноги вперёд страус может переломить бревно! Страусы умеют хитрить. При малейшей опасности, чтобы сберечь свою жизнь, они падают и замирают без движения. Хищники думают, что страусы мертвы и не трогают их. Также у страуса хороший камуфляж. Голова такого же цвета, что и покрытая пылью земля, а тело темное, так что хищники принимают его за куст.

Яйца страуса - самые крупные в природе.  Одно страусиное яйцо равно 25 куриным. Каждое яйцо страуса весит от килограмма до двух. Чтобы сварить яйцо вкрутую требуется два часа. Разбить яйцо страуса трудно - скорлупа на нём толстая. Чтобы взломать её, человек должен взять в руки молоток или пилу.

-Если вы заметили, то одно животное нам встретилось и в саванне, и в тропических лесах. Кто это?

 Вот такой симпатичный маленький слоник расскажет всю правду о своих родственниках.

Учитель: Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот. Это самое большое наземное животное.

 Слоник! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?

-  Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?

Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать. Чтобы удерживать моё большое туловище, и отбиваться от врагов.

Ребята, а вы хотите попробовать задать вопрос слонику?

Учитель:  Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?

Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером.

Учитель:  Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?

Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Еще ими я выкапываю из земли съедобные корни.

 Учитель:  Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?

Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник.  Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты.  Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и потом фонтаном отправить себе в рот, а могу облить себя водой.  А ещё хоботом я могу трубить.

Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?

Слон: Я житель самых жарких мест. Меня можно встретить в саванне, а можно встретить во влажных тропических лесах.

- Ребята, посмотрите на слайд.

- Около каждого животного на рисунке дано название. Прочитайте название слонов.

- Давайте подумаем, где живет африканский слон? (В Африке)

- Правильно, эти слоны живут в Африке.

- А как вы думаете, где живет индийский слон? (В Индии)

- На первый взгляд кажется, что они одинаковые. Но всё-таки существует ряд отличий. Попробуйте их найти.

- У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши.

- У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. Бивни у африканского слона длиннее.

РАБОТА в ТЕТРАДИ.

Чтобы убедиться, что вы разобрались. В африканских и индийских слонах -

№ 1, с.12. Выполните задание.

№2 с.13 Рассмотрите рисунки, назовите этих животных, укажите стрелками, где они живут.

РАБОТА В ПАРАХ.

№3 с.13

Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.

Проверка. Каких животных удалось отыскать? (Павлин, змея, крокодил. Слон. Обезьяна)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Весь урок мы искали ответ на вопрос: где живут слоны?

(в тропическом лесу и саванне – жарких районах Земли)

Ответили мы на него?

Читаем С.15 вывод Мудрой Черепахи.

7. Рефлексия урока.

– Если вам понравился урок, вы узнали много нового – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не все понятно, не все узнали, что хотели – приклейте мяч к ноге.

САВАННЫ

  1. Мы побывали на открытых пространствах, поросших травой – саванне.
  2. Погода в саванне жаркая и сухая.
  3. В саванне растут травы и лишь изредка можно встретить кустарники или деревья.
  4. В саванне можно встретить следующих животных:

Страуса

Льва

Носорога

Жирафа

Зебру

Африканского слона

Птицу – секретаря

Павиана

Мартышку

Нам в дорогу был предложен джип – мы считаем, что джип в саванне нужен, чтобы быстро передвигаться по открытому пространству, поэтому мы успели многое увидеть.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС

  1. Мы побывали в густом тропическом лесу.
  2.  Здесь всегда жарко и влажно, дожди идут каждый день.
  3. - Деревья в тропическом лесу огромной высоты.

- Посмотрите в нашем классе есть комнатные растения, родина которых тропические леса: фикус, пальмы, лиана.

4. В тропическом лесу мы встретили:

Павлина

Черепаху

Крокодила

Питона

Обезьяну лангур

Индийского слона (слайды)

Нам пригодился зонт, потому что в тропических лесах постоянно идут дожди.

СЛОН

СЛОН

СЛОН

СЛОН

СЛОН

СЛОН
СЛОН

СЛОН

 

-

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"

Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Как живут растения?»

Урок окружающего мира по теме " Как живут растения" по УМК "Начальная школа XXI век"   с эелементами развития критического мышления...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»

УМК:  «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....