Урок окружающего мира "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Бинарный урок с участием учителя географии, целью которого является знакомство детей с растительным и животным миром саванны и тропических лесов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivut_slony.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: - познакомить детей с растительным и животным миром саванн и тропических лесов;
Задачи: - расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление, воображение, монологическую речь, произвольное внимание, память;
- показать различия индийского и африканского слонов;
- воспитывать любовь к природе.
Прогнозируемые результаты: познакомиться с жаркими районами планеты и их обитателями, научиться находить эти районы на глобусе.
Учебные материалы: глобусы, физическая карта, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями, учебник «Окружающий мир 1 класс», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, книга Киплинг «Слоненок» карточки “Саванна”, “Тропический лес”
Технологии, используемые на уроке:
- здоровьесберегающие,
- проблемное обучение,
- информационно – коммуникативные
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните названия полюсов, на которых мы побывали на прошлом уроке.
(Северный, Южный)
- Что вы можете о них сказать? (Очень холодно)
- Покажите их на глобусе и карте полушарий.
- Расселите животных на свою родину - Северный Ледовитый океан и Антарктиду.
Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?
- Мотивация учебной деятельности.
И вновь у нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришла учитель географии Татьяна Викторовна.
- Здравствуйте, ребята! Я к вам снова не с пустыми руками. Белый медвежонок передал конверты, в которых находятся пазлы. Чтобы двигаться на уроке дальше, из этих пазлов вам нужно собрать ключевое слово нашего урока.
- Собираем слово. Что получилось? (СЛОН)
– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Наверное, о них пойдет речь на уроке)
Прочитайте тему урока на стр. 14 учебника.
Там, где Муравьишка Вопросик, прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Работа по теме урока.
- Мы уже побывали с вами в самых холодных районах земли. А сегодня мы отправляемся туда, где жарко. В этих местах обитает интересное, крупное животное – слон.
Покажите на глобусе и карте экватор.
- Что мы знаем про эту линию? Зачем солнышки?
По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы. В одних местах растут густые влажные тропические леса. А в других местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванны. ( на доске новые понятия карточки)
-Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны)
- Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические)
(Слайды?)
-На прошлом уроке мы путешествовали в холодные районы Земли. Сегодня мы предлагаем разделиться на две группы и отправиться в экспедицию по жарким районам планеты. Ребята, а что такое экспедиция?
Одна группа с Татьяной Викторовной отправится в саванну, а другая со мной отправится в тропические леса.
Каждая группа должна подготовить отчет об экспедиции по плану:
- В каком районе вы побывали?
- Какая была погода?
- Какие растения были вокруг?
- Каких животных вы встретили?
(План предоставляется каждой группе)
- А чтобы ваше путешествие стало еще более интересным вручаем вам предметы, которые пригодятся в том районе, в который вы отправляетесь. А вот для чего пригодятся – вы должны сказать по окончании путешествия. (Вручается зонтик и джип или потом спросить какой предмет для какого района)
(Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп – по карточкам заранее заготовленным они рассказывают) Выходит для ответа вся группа?????
САВАННЫ
- Мы побывали на открытых пространствах, поросших травой – саванне.
- Погода в саванне жаркая и сухая.
- В саванне растут травы и лишь изредка можно встретить кустарники или деревья.
- В саванне можно встретить следующих животных:
Страуса
Льва
Носорога
Жирафа
Зебру
Африканского слона
Птицу – секретаря
Павиана
Мартышку
(показ слайдов каждого животного)
Нам в дорогу был предложен джип – мы считаем, что джип в саванне нужен, чтобы быстро передвигаться по открытому пространству, поэтому мы успели многое увидеть.
ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС
- Мы побывали в густом тропическом лесу.
- Здесь всегда жарко и влажно, дожди идут каждый день.
- - Деревья в тропическом лесу огромной высоты.
- Посмотрите в нашем классе есть комнатные растения, родина которых тропические леса: фикус, пальмы, лиана.
4. В тропическом лесу мы встретили:
Павлина
Черепаху
Крокодила
Питона
Обезьяну лангур
Индийского слона (слайды)
Нам пригодился зонт, потому что в тропических лесах постоянно идут дожди.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз мы узнали о том, что в тропическом лесу постоянно идут дожди, то предлагаем отдохнуть, и устроить настоящий тропический дождь в нашем классе. Для этого дружно повторяем за нами движения. Тропический дождь.
- Продолжение работы по теме урока.
- Проверим, действительно ли внимательны вы были в путешествии (Интерактивный диск – задания распределить животных по группам)
- А сейчас давайте посмотрим как животные приспособились к жизни в саванне и тропическом лесу.
СТРАУС
Страусы – самые большие птицы на земле.
Ростом они выше людей. Средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг – не правда ли, гигант?! Эти птицы не умеют летать. У страуса на ногах всего лишь по два пальца. Один из пальцев гораздо больше другого,
Кроме способа спасаться от врага бегством страус может защищаться от него, не сходя с места. В этом опять же ему помогают его мощные ноги, которыми он умеет мастерски пнуть врага, будто он прошел обучение в школе карате. Точным ударом ноги вперёд страус может переломить бревно! Страусы умеют хитрить. При малейшей опасности, чтобы сберечь свою жизнь, они падают и замирают без движения. Хищники думают, что страусы мертвы и не трогают их. Также у страуса хороший камуфляж. Голова такого же цвета, что и покрытая пылью земля, а тело темное, так что хищники принимают его за куст.
Яйца страуса - самые крупные в природе. Одно страусиное яйцо равно 25 куриным. Каждое яйцо страуса весит от килограмма до двух. Чтобы сварить яйцо вкрутую требуется два часа. Разбить яйцо страуса трудно - скорлупа на нём толстая. Чтобы взломать её, человек должен взять в руки молоток или пилу.
-Если вы заметили, то одно животное нам встретилось и в саванне, и в тропических лесах. Кто это?
Вот такой симпатичный маленький слоник расскажет всю правду о своих родственниках.
Учитель: Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот. Это самое большое наземное животное.
Слоник! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?
- Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать. Чтобы удерживать моё большое туловище, и отбиваться от врагов.
Ребята, а вы хотите попробовать задать вопрос слонику?
Учитель: Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?
Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером.
Учитель: Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?
Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Еще ими я выкапываю из земли съедобные корни.
Учитель: Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и потом фонтаном отправить себе в рот, а могу облить себя водой. А ещё хоботом я могу трубить.
Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?
Слон: Я житель самых жарких мест. Меня можно встретить в саванне, а можно встретить во влажных тропических лесах.
- Ребята, посмотрите на слайд.
- Около каждого животного на рисунке дано название. Прочитайте название слонов.
- Давайте подумаем, где живет африканский слон? (В Африке)
- Правильно, эти слоны живут в Африке.
- А как вы думаете, где живет индийский слон? (В Индии)
- На первый взгляд кажется, что они одинаковые. Но всё-таки существует ряд отличий. Попробуйте их найти.
- У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши.
- У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. Бивни у африканского слона длиннее.
РАБОТА в ТЕТРАДИ.
Чтобы убедиться, что вы разобрались. В африканских и индийских слонах -
№ 1, с.12. Выполните задание.
№2 с.13 Рассмотрите рисунки, назовите этих животных, укажите стрелками, где они живут.
РАБОТА В ПАРАХ.
№3 с.13
Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.
Проверка. Каких животных удалось отыскать? (Павлин, змея, крокодил. Слон. Обезьяна)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Весь урок мы искали ответ на вопрос: где живут слоны?
(в тропическом лесу и саванне – жарких районах Земли)
Ответили мы на него?
Читаем С.15 вывод Мудрой Черепахи.
7. Рефлексия урока.
– Если вам понравился урок, вы узнали много нового – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не все понятно, не все узнали, что хотели – приклейте мяч к ноге.
САВАННЫ
- Мы побывали на открытых пространствах, поросших травой – саванне.
- Погода в саванне жаркая и сухая.
- В саванне растут травы и лишь изредка можно встретить кустарники или деревья.
- В саванне можно встретить следующих животных:
Страуса
Льва
Носорога
Жирафа
Зебру
Африканского слона
Птицу – секретаря
Павиана
Мартышку
Нам в дорогу был предложен джип – мы считаем, что джип в саванне нужен, чтобы быстро передвигаться по открытому пространству, поэтому мы успели многое увидеть.
ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС
- Мы побывали в густом тропическом лесу.
- Здесь всегда жарко и влажно, дожди идут каждый день.
- - Деревья в тропическом лесу огромной высоты.
- Посмотрите в нашем классе есть комнатные растения, родина которых тропические леса: фикус, пальмы, лиана.
4. В тропическом лесу мы встретили:
Павлина
Черепаху
Крокодила
Питона
Обезьяну лангур
Индийского слона (слайды)
Нам пригодился зонт, потому что в тропических лесах постоянно идут дожди.
СЛОН
СЛОН
СЛОН
СЛОН
СЛОН
СЛОН
СЛОН
СЛОН
-
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"
Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Как живут растения?»
Урок окружающего мира по теме " Как живут растения" по УМК "Начальная школа XXI век" с эелементами развития критического мышления...
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"
Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....
Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»
УМК: «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи»? Самоанализ урока
урока окружающего мира в 1 классе , самоанализ урока...