Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кудрявцева

 

УМК:  «Школа России»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника Земли

Задачи урока:

1. Формировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли.

2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.

3. Развивать интерес к планете Луне, как естественному спутнику Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Название учреждения:   МОУ Коткишевская ООШ

                                             муниципального района город Нея и Нейский район

                                             Костромской области

Учитель:   Кудрявцева Татьяна Владимировна

УМК:  «Школа России»

Предмет:  окружающий мир

Авторы учебника:  А.А.Плешаков

Класс:  1

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема: «Почему на Луне не живут люди?»

Цель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника Земли

Задачи урока:

1. Формировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли.

2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.

3. Развивать интерес к планете Луне, как естественному спутнику Земли.

Демонстрационный материал: девиз урока, вопросы  и иллюстрации по теме урока

Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки с текстом для чтения,  индивидуальные листы по физкультминутке для глаз

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Всем удачи пожелаем

Урок окружающего мира начинаем.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

Учитель: Однажды на Луне появилось на свет необычное  сказочное существо. Пушистый сиреневый малыш с четырьмя длинными ушками вылупился из яйца и … Не успел он оглядеться по сторонам, как вместе с оставшимися скорлупками свалился с Луны. Он долго-долго падал и приземлился … в нашем классе.  

Дети: Лунтик (на доске картинка)

Учитель: Лунтик совсем маленький и как все маленькие дети любит открывать тайны. Ведь и на Земле, и  в космическом пространстве так много интересного и неизвестного нам. Так давайте сегодня будем работать под девизом: «Учимся тайны открывать!».

     3.  Постановка учебной задачи.

- Какую же тайну мы сегодня откроем, вам предстоит узнать, работая в парах. Составьте из слов предложение, узнайте тему нашего урока.

У детей карточки  (работают в парах)

                                                                                                                                               

Дети: Почему на  Луне не живут люди?

Учитель: Это тема урока. И Лунтик очень надеется, что вам ребята, удастся  раскрыть эту тайну. Лунтик вернётся к нам в конце урока, а в помощники он вам оставляет Муравьишку-Вопросик и Мудрую Черепаху. А у Муравьишки как всегда уже готовы вопросы, ответы, на которые помогут нам раскрыть главную тайну Лунтика и сегодняшнего урока.

На доске  записаны вопросы:

               

Что такое Луна?

Почему Луна меняет свой внешний вид?

Как изучают Луну?

Что можно увидеть на Луне?

Могут ли люди жить на Луне?

Учитель: Вопросы непростые. Но мы с вами знаем, что исследовать и раскрывать научные тайны всегда нелегко. Что же может помочь нашему исследованию?

Дети: учебник, учитель, наши знания, энциклопедии.

      4.  «Открытие» новых знаний.

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьёз, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

                                        (С.Баруздин.)

Учитель: Что же такое Луна?

Ответы детей.

Рассказ подготовленного заранее ученика:

         Луна – не звезда и не планета. Луна – естественный или, по-другому, природный спутник Земли, большой каменный шар. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Луна в несколько раз меньше Земли.

Учитель: Кто из вас видел Луну? Нарисуйте её.

Дети рисуют Луну.

Обсуждение рисунков в четвёрках.

Результат: Луну мы видим разной.

Учитель: Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы. Послушайте одну такую сербскую сказку «Почему у Месяца нет платья».

Рассказывает подготовленный заранее ученик:

           Решил Месяц сшить себе платье.

           Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

          В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

          В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

         Так и остался Месяц без платья.

Учитель: - Почему Луна меняет свой внешний вид? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…  Откройте учебник и найдите  рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.

- Что изображено голубым цветом? (Земля)

- Что делает Земля? (она спит)

- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)

- Что изображено белым цветом? (Луна)

- А красным? (Солнце)

- Что делает Солнце? (Светит на Луну)

- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)

- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

- Прочитаем текст на странице 90: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».

- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет свою форму. Она имеет форму … (шара).

Физкультминутка.

Мы ногами – топ, топ, топ.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Разок повернуться,

К Луне потянуться,

Земле поклониться,

Прошу садиться.

- Муравьишка-Вопросик уже готов задать вам следующий вопрос: как изучают Луну? А Мудрая Черепаха приглашает нас на стр. 91.

- Каким прибором они пользуются, чтобы разглядеть Луну? (телескопом)

- Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные пятна, горы…)

Учитель: Даже если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть тёмные и светлые пятна. Светлые пятна – это «лунные» моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки или равнины.

- А как ещё изучают Луну? (стр.90-91 учебника)

- Первых людей на Луну доставила ракета «Сатурн-5». Это были астронавты, так называют американских космонавтов. Было это 40 лет назад. Когда их космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. В ней люди спустились на поверхность Луны. Несколько часов гуляли земляне по лунной поверхности, разглядывая  окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи. Что они увидели на Луне мы сейчас и прочитаем.

Комментированное чтение текста:

          Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне много круглых дыр, они называются – кратеры. Кратеры образовались от ударов камней, которые падали на Луну из космоса. Некоторые кратеры очень велики. В них может поместиться даже Санкт-Петербург.

           На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днём там царит страшная жара, а ночью – ужасный холод. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить.

Учитель: Почему же на Луне не живут люди?

Дети: На Луне нет воздуха.

Учитель: Вот вы и открыли тайну нашего друга Лунтика и заслужили минутку отдыха.

Физкультминутка для глаз (по индивидуальным листам)

Физкультминутка проводится на расстоянии вытянутых рук.

 

Справа на небе светит  Луна,

В гости друзей приглашает она.

Слева ей Солнце лучи посылает,

Дружбу свою оно ей предлагает.

Земля голубая внизу улыбается,

Ей тоже Луна очень нравится.

А на Луне разноцветные точки

Это кратеры сыночки и дочки.

Чёрный кружок – это старший сынок,

Зелёный кружок – это средний сынок,

Три справа коричневых точки – это красавицы дочки.

Давайте, Луне мы крикнем: «Пока!».

Гостя Лунтика вспомнить пора!

Закрепление новых знаний.

Учитель: Лунтик вернулся вовремя, вы смогли открыть тайну, почему на Луне не живут люди и теперь можете ему всё рассказать. Начнём по порядку, я начинаю, а вы продолжаете.

- Луна – это  естественный ………………..

- Луна движется вокруг ………….

- Луна сама не испускает свет, она отражает свет …………

- Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем …………

- На Луне много круглых дыр, они называются – …………

- На Луне нет ни …………….

- На Луне нельзя ………..

Рефлексия

Учитель:  По доброй традиции новым  друзьям принято дарить подарки. Я предлагаю подарить Лунтику звёздочки. Жёлтую -  если на уроке было интересно,  и вы узнали много нового, голубую – если вам хоть разок подумалось: скорее бы закончился урок и тёмную бардовую, если вам было совсем неинтересно и скучно на уроке.

Учитель: Спасибо за урок!

       

не  живут

Луне

почему

на

люди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и пингвины?".

Предмет – окружающий мир;Тип урока – открытие новых знаний;Тема урока – Где живут белые медведи и пингвины?Особенности данного урокаДанный урок является продолжением курса «Окружающий мир». На у...

методическая разработка урока окружающего мира на тему: "Луна-естественный спутник Земли"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс ОС "Гармония"...