Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
УМК: «Школа России»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника Земли
Задачи урока:
1. Формировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли.
2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать интерес к планете Луне, как естественному спутнику Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Название учреждения: МОУ Коткишевская ООШ
муниципального района город Нея и Нейский район
Костромской области
Учитель: Кудрявцева Татьяна Владимировна
УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Авторы учебника: А.А.Плешаков
Класс: 1
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: «Почему на Луне не живут люди?»
Цель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника Земли
Задачи урока:
1. Формировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли.
2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать интерес к планете Луне, как естественному спутнику Земли.
Демонстрационный материал: девиз урока, вопросы и иллюстрации по теме урока
Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки с текстом для чтения, индивидуальные листы по физкультминутке для глаз
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Всем удачи пожелаем
Урок окружающего мира начинаем.
Актуализация опорных знаний и мотивация.
Учитель: Однажды на Луне появилось на свет необычное сказочное существо. Пушистый сиреневый малыш с четырьмя длинными ушками вылупился из яйца и … Не успел он оглядеться по сторонам, как вместе с оставшимися скорлупками свалился с Луны. Он долго-долго падал и приземлился … в нашем классе.
Дети: Лунтик (на доске картинка)
Учитель: Лунтик совсем маленький и как все маленькие дети любит открывать тайны. Ведь и на Земле, и в космическом пространстве так много интересного и неизвестного нам. Так давайте сегодня будем работать под девизом: «Учимся тайны открывать!».
3. Постановка учебной задачи.
- Какую же тайну мы сегодня откроем, вам предстоит узнать, работая в парах. Составьте из слов предложение, узнайте тему нашего урока.
У детей карточки (работают в парах)
Дети: Почему на Луне не живут люди?
Учитель: Это тема урока. И Лунтик очень надеется, что вам ребята, удастся раскрыть эту тайну. Лунтик вернётся к нам в конце урока, а в помощники он вам оставляет Муравьишку-Вопросик и Мудрую Черепаху. А у Муравьишки как всегда уже готовы вопросы, ответы, на которые помогут нам раскрыть главную тайну Лунтика и сегодняшнего урока.
На доске записаны вопросы:
Что такое Луна?
Почему Луна меняет свой внешний вид?
Как изучают Луну?
Что можно увидеть на Луне?
Могут ли люди жить на Луне?
Учитель: Вопросы непростые. Но мы с вами знаем, что исследовать и раскрывать научные тайны всегда нелегко. Что же может помочь нашему исследованию?
Дети: учебник, учитель, наши знания, энциклопедии.
4. «Открытие» новых знаний.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьёз, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.
(С.Баруздин.)
Учитель: Что же такое Луна?
Ответы детей.
Рассказ подготовленного заранее ученика:
Луна – не звезда и не планета. Луна – естественный или, по-другому, природный спутник Земли, большой каменный шар. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Луна в несколько раз меньше Земли.
Учитель: Кто из вас видел Луну? Нарисуйте её.
Дети рисуют Луну.
Обсуждение рисунков в четвёрках.
Результат: Луну мы видим разной.
Учитель: Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы. Послушайте одну такую сербскую сказку «Почему у Месяца нет платья».
Рассказывает подготовленный заранее ученик:
Решил Месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.
Так и остался Месяц без платья.
Учитель: - Почему Луна меняет свой внешний вид? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… Откройте учебник и найдите рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.
- Что изображено голубым цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено белым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
- Прочитаем текст на странице 90: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».
- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет свою форму. Она имеет форму … (шара).
Физкультминутка.
Мы ногами – топ, топ, топ.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Разок повернуться,
К Луне потянуться,
Земле поклониться,
Прошу садиться.
- Муравьишка-Вопросик уже готов задать вам следующий вопрос: как изучают Луну? А Мудрая Черепаха приглашает нас на стр. 91.
- Каким прибором они пользуются, чтобы разглядеть Луну? (телескопом)
- Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные пятна, горы…)
Учитель: Даже если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть тёмные и светлые пятна. Светлые пятна – это «лунные» моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки или равнины.
- А как ещё изучают Луну? (стр.90-91 учебника)
- Первых людей на Луну доставила ракета «Сатурн-5». Это были астронавты, так называют американских космонавтов. Было это 40 лет назад. Когда их космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. В ней люди спустились на поверхность Луны. Несколько часов гуляли земляне по лунной поверхности, разглядывая окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи. Что они увидели на Луне мы сейчас и прочитаем.
Комментированное чтение текста:
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне много круглых дыр, они называются – кратеры. Кратеры образовались от ударов камней, которые падали на Луну из космоса. Некоторые кратеры очень велики. В них может поместиться даже Санкт-Петербург.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днём там царит страшная жара, а ночью – ужасный холод. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить.
Учитель: Почему же на Луне не живут люди?
Дети: На Луне нет воздуха.
Учитель: Вот вы и открыли тайну нашего друга Лунтика и заслужили минутку отдыха.
Физкультминутка для глаз (по индивидуальным листам)
Физкультминутка проводится на расстоянии вытянутых рук.
Справа на небе светит Луна,
В гости друзей приглашает она.
Слева ей Солнце лучи посылает,
Дружбу свою оно ей предлагает.
Земля голубая внизу улыбается,
Ей тоже Луна очень нравится.
А на Луне разноцветные точки
Это кратеры сыночки и дочки.
Чёрный кружок – это старший сынок,
Зелёный кружок – это средний сынок,
Три справа коричневых точки – это красавицы дочки.
Давайте, Луне мы крикнем: «Пока!».
Гостя Лунтика вспомнить пора!
Закрепление новых знаний.
Учитель: Лунтик вернулся вовремя, вы смогли открыть тайну, почему на Луне не живут люди и теперь можете ему всё рассказать. Начнём по порядку, я начинаю, а вы продолжаете.
- Луна – это естественный ………………..
- Луна движется вокруг ………….
- Луна сама не испускает свет, она отражает свет …………
- Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем …………
- На Луне много круглых дыр, они называются – …………
- На Луне нет ни …………….
- На Луне нельзя ………..
Рефлексия
Учитель: По доброй традиции новым друзьям принято дарить подарки. Я предлагаю подарить Лунтику звёздочки. Жёлтую - если на уроке было интересно, и вы узнали много нового, голубую – если вам хоть разок подумалось: скорее бы закончился урок и тёмную бардовую, если вам было совсем неинтересно и скучно на уроке.
Учитель: Спасибо за урок!
не живут
Луне
почему
на
люди
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...
Урок окружающего мира по теме Луна
Презентация к уроку...
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и пингвины?".
Предмет – окружающий мир;Тип урока – открытие новых знаний;Тема урока – Где живут белые медведи и пингвины?Особенности данного урокаДанный урок является продолжением курса «Окружающий мир». На у...
УМК Школа России. Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
Конспект урока в 1 классе "Где живут белые медведи", презентация...
методическая разработка урока окружающего мира на тему: "Луна-естественный спутник Земли"
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс ОС "Гармония"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи»? Самоанализ урока
урока окружающего мира в 1 классе , самоанализ урока...