Что общего у разных растений
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Голева Лидия Михайловна

Цели педагогической деятельности на уроке:

Образовательные: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений, учить различать части растений.

Развивающие: развивать умения работать в группе,  развивать речь и творческие способности детей.

Воспитывающие: прививать любовь к природе и бережное, чуткое отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhzhayushchiy_mir_1_klass.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

                   МКОУ «Лицей с. Верхний Мамон»

Урок окружающего мира в первом классе

Тема:

«Что общего у разных растений».

(Соответствует требованиям ФГОС, работа с таблицами)

                                      УМК «Школа России»,

                                        Предмет «Окружающий мир»,

Автор: А.А.Плешаков

                                              Выполнила: учитель начальных классов

                                                                          Голева Л.М.

                                               Село Верхний Мамон

                                                          2013-2014 год

Тема урока: Что общего у разных растений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели педагогической деятельности на уроке:

Образовательные: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений, учить различать части растений.

Развивающие: развивать умения работать в группе,  развивать речь и творческие способности детей.

Воспитывающие: прививать любовь к природе и бережное, чуткое отношение к ней.

Задачи педагогической деятельности:

Личностные результаты:

-Проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

                            Метапредметные    результаты:

Познавательные УУД:

-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

-учится высказывать своё предположение;

-умеет работать по предложенному плану, используя необходимые знания;

-оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные УУД:

-обосновывают высказанное суждение;

-стараются  находить общее решение при работе в группе;

-учатся  задавать уточняющие вопросы.

Предметные результаты:

-различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);

 

   -выдвигать гипотезы и обосновывать их;

   -составлять план работы;

   -собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

   -анализировать, классифицировать найденную информацию

Оборудование:  интерактивная доска, учебник,  рабочие листы, гербарий.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Вновь звонок нас всех зовёт,

Что ж, друзья мои, вперёд.

Пенал, учебник и тетрадь

Вас всех устали  ожидать.

И рады встречи с вами снова,

А вы к открытиям готовы?

  1. Актуализация знаний. Мотивация

–Ребята, у нас сегодня на уроке гость Муравьишка. Приготовил для вас загадку:

                 Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

                Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём (лес).

 -Куда мы отправимся с вами ? В удивительное царство – это Царство растений. В волшебном царстве, растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» - цветок).

   (На доске располагаются фотографии представителей различных групп растений.)

   -Каких представителей этого Царства вы видите?

   (Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.)

   - К какой группе растений их можно отнести?

   Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями появляются названия групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

- Царство растений пришли вы познать

 Их тайны и загадки придется отгадать.

  1. Самоопределение к деятельности

– Отгадайте загадку:

Дышит, растёт, а ходить не может (растение).

–Предположите, о чём будем говорить на уроке.

  ( На доске  иллюстрации растений : ель, берёза, ромашка, водоросли, мхи, папоротники,)

- Что видите на экране? (растения)

- Назовите признаки растений  ( корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Какую классификацию растений вы знаете?( деревья, кустарники, травы)

- Давайте сравним, чем они похожи, а чем отличаются?

   Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.

( У деревьев от корня отходит один толстый одревесневевший стебель- ствол; Кустарники имеют много тонких одревесневевших стеблей-стволиков; У травянистых растений стебли мягкие, сочные).

Приведите примеры.

- Какую ещё можно сгруппировать  растений вы знаете?( цветковые и хвойные, мхи, папоротники)

-  Что же нам делать, чтобы точно знать и иметь представление о растении?( Изучить эти группы растений).(Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений).

-Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

-Что для этого мы будем делать?

( Думать, слушать, читать, делать выводы)

-Итак, приступим.

  1. Работа по теме урока

1.Постановка темы и целей урока

-Цель  нашего исследования:     доказать, что каждая группа растений имеет свое строение (Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки)

- Где правда, а где вымысел, легенда, ложь,

   Без науки о растениях не поймешь.

   -Какая наука изучает растения? (Ботаника.) И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи  , 3-я - папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

2. Исследование в малых группах

   - На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо запомнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

  1. Прочитать текст.
  2. Рассмотреть гербарий, фотографии.
  3. Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители той группы.

- Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

( Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения).

-   Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения (Выслушиваются предположения обучающихся) .

   Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветков. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизмененный лист – хвою, не цветут.

3. Обмен информацией.

   Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено «к» (красным), если растение не имеет этого органа, а «з» (зеленым) – если имеет.

Разнообразие растений

Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

   - А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

   Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

Приложение к уроку

Рабочий лист №1

                                                                    Водоросли

Водоросли имеют:

                 Части растения

                      Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

      Плод

   Семена

  Мини-сообщение о водорослях.

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев.

Первые растения на Земле это водоросли. Они могут быть микроскопическими, которые видны только под микроскопом, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев.

Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде.

Сделаем вывод:

Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов с семенами.

Рабочий лист №2

                                                                       Мхи

Мхи имеют:

                 Части растения

                      Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

      Плод

   Семена

  Мини-сообщение о мхах.

   Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеют корней. - После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органахспорангиях. Цветков у них нет.

– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.

Сделаем вывод:

Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростков стебля.

Рабочий лист №3

                                                              Папоротники

Папоротники имеют:

                 Части растения

                      Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

      Плод

   Семена

 Мини-сообщение о папоротниках.

 В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассеченными листьями.

   Это   папоротники – травянистые растения.

   Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

   *Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Сделаем вывод: 

Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян

Рабочий лист №4

                                                                Хвойные растения

Хвойные растения имеют:

                 Части растения

                      Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

      Плод

   Семена

Мини-сообщение о хвойных растениях.

Большую группу растений составляют хвойные:  ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

   Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Рабочий лист №5

                                                                Цветковые растения

Цветковые растения имеют:

                 Части растения

                      Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

      Плод

   Семена

Мини-сообщение о лиственных  растениях.

    Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

   Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

  Рефлексия

« Неоконченное предложение»

я запомнил (а)…..

Оцените свою работу на уроке! ( на карточке ставят знак самооценки)

   

 

.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А сейчас проверь ,дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

             Все ль внимательно глядят?

             Каждый хочет получать

             Только лишь оценку « пять»?!

Сделаем вывод: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир.1 класс.презентация"Что общего у разных растений?"

Окружающий мир.1 класс.презентация "Что общего у разных растений?"( к учебнику А.А.Плешакова)...

Конспект урока "Что общего у разных растений."

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков   Тема урока:Что общего у разных растений. Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знан...

Разработка урока по окружающему миру по новым ФГОС-ам в 1 классе по теме:"Что общего у разных растений"

На уроке дети учатся не только находить, но и различать и показывать различные части растений.Закреплять знания о хвойных и лиственных деревьях....

Что общего у разных растений?

К учебнику А.А.Плешакова...

Урок по окружающему миру 1 класс Тема: «Что общего у разных растений?»

Цель урока: научить детей различать части растений.Задачи урока: познакомить учащихся с общими частями  растений, их функциями. Расширить представление об окружающем мире; развивать поз...

«Что общего у разных растений?»

Методическая разрабтка  урока по окружающему миру. 1 класс...