Рабочая программа учебного предмета: «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Людмила Чеглакова

Программа разработана на основе:

Авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrmir_4_cheglakova.docx192.33 КБ

Предварительный просмотр:

J:\08-09-2014_11-12-38\Титульный.jpg

        

Рабочая программа учебного предмета:

«Окружающий мир»

Образовательная область: «Естествознание»

Начальное общее образование

4 класс

2014 – 2015 учебный год

         Составитель:

                                          Чеглакова Людмила Васильевна,

                                    учитель начальных классов

г. Новоалтайск

2014 год

Окружающий мир

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (Программы по учебным предметам.Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2011.);
  • соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.

Цель изучения курса:

Формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со стандартом, являются:

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

• воспитание у школьников бережного отношения к объектам

природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности  учебного предмета:

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально гуманитарных наук.

Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Программу обеспечивают:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, 2– М. : Академкнига/Учебник, 2014

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Контрольно – измерительные материалы: Контроль организуется на основе материала учебника и тетради для самостоятельной работы.

Рабочая программа рассчитана в год на 68ч+ 2 ч резерв.

Количество часов в неделю 2 ч.

При изучении данного учебного предмета в форме надомного обучения, на прохождение программы отводится 12 очных часов и 56 часов на самостоятельное изучение учеником, в соответствии с Учебным планом школы. 

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Таблица сравнения часов КТП с основной программой:

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

Человек и природа

40ч

40ч

Человек и общество

24ч

24 ч

Правила безопасного поведения

4 ч

4 ч

Резерв

-

Итого

68 ч

70 ч

Часы резерва могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года. 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

•использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

•самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

•обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

•готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру": для контроля используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

  • Фронтальный опрос - беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Серия вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Основная цель контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный устный опрос: рассказ-описание (ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства) и рассказ-рассуждение (проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения).
  • Тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания, работа с индивидуальными карточками-заданиями, с целью проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Система оценивания:

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырёх бальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".

Характеристика цифровой оценки (отметки):

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

      - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия        несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Реализуется содержание предмета «Окружающий мир» через использование современных педагогических технологий:

  • Проблемно-диалогичная технология
  • Проектно-исследовательская деятельность
  • Технология уровневой дифференциации
  • Использование ИКТ - технологий
  • Коммуникативные технологии
  • Технология учебных ситуаций:
  • Здоровьесберегающие технологии:
  • Соблюдение гигиенических норм: световой режим, проветривание кабинета, ростовая мебель, день начинается с комплекса физических упражнений (утренней гимнастики).
  • Упражнение «Ленивые восьмёрки», которое позволяет активизировать работу полушарий, делает их перекрёстную деятельность более эффективной.
  • Регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
  • На уроках использовать специальные физминутки для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки, профилактики простудных заболеваний.
  • В содержательной части урока наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения.
  • Осуществление индивидуального дифференцированного подхода на уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей).
  • Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, рисование, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Норма: 4 - 7 видов за урок. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Используемое оборудование:

Ι. Мультимедийное оборудование:

Формы:

• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

• видео, сложные видеоэффекты;

• анимации и анимационное имитирование.

Основные способы использования интерактивных досок:

•  делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений

•  использование групповых форм работы

•  совместная работа над документами, таблицами или изображениями

•  изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

•  демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

•  демонстрация учебных видеороликов

Сроки:1.При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2.  При закреплении новой темы.

3.Для проверки знаний.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5.При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6. При решении задач обучающего характера.

Гигиенические требования:

  • Использование презентации не более чем в течение в течение 10-25 минут. Для временного отключения презентации удобен в использовании пульт к проектору с кнопкой «BLANK».
  • Лаконичность цветовой гаммы, печатного текста обязательное  условие. Для фона предпочтительны холодные тона. Не должно быть пестроты на слайде (не более 3-4 цветов), причём обязательно сочетаемых друг с другом.
  • Изучаемый объект должен занимать место по центру или чуть выше центра.
  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Необходимо регулярное проветривание кабинета, удаление пыли с приборов, влажная уборка помещения.
  • Уровень освещённости должен обеспечивать оптимальные условия для работы учеников (там, где это необходимо, в солнечный день при помощи жалюзи должны частично зашториваться окна).
  • Желательно разведение в кабинете живых растений, которые очищают воздух.
  • Возможно использование ионизаторов и увлажнителей воздуха.

ΙΙ. Наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
  2. гербарии; семена и плоды растений;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
  7. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
  8. экскурсионное снаряжение, в том числе лупы, компасы, садовые совки, рулетки.

ΙΙΙ. Оборудование AFSтм:

  • электронный микроскоп;
  • датчик для измерения температуры воздуха и воды.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Личностные универсальные учебный действия

Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.

Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д.

Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью.

Диалоги специалистов по истории религии Сергея Александровича и Фахрада Ахмедовича позволяют школьникам найти ответ на сложнейшие вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием («Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости». 4 кл., ч. 1, с. 39–49).

Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники – Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступка-

ми и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.

Метапредметный универсальные учебные действия

Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование метапредметных УУД  по основной содержательной линии «Человек и природа»

Задания, основная цель которых:

1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Тема «Береги свои легкие». У каких из перечисленных организмов состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха отличается от нашего: у березы, дождевого червя, воробья? (4 кл., ч. 2, с. 35).

Тема «Могут ли кусты бегать по степи?». Рассмотри семена (рисунки) разных растений. Какие «приспособления» имеют эти семена для своих путешествий? (4 кл., ч. 1, с. 172).

Аналогичные задания: ч.1: с. 54, 59, 64, 73…; ч. 2: с. 9, 13, 25, 29…

2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Тема «Ледяная зона». Задание для всех присутствующих на заседании школьного клуба: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом (предлагается готовый план) (4 кл., ч. 1, с. 65).

Тема «Зона лесов». Помнишь ли ты план изучения природных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов (4 кл., ч. 1, с. 84).

Тема «Зона пустынь». Все растения пустыни умеют доставать, запасать, экономить пресную воду или «пить» соленую. Что лучше других умеют делать такие растения, как саксаул, кактус, солянка? (4 кл., ч. 1, с. 109).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 55, 64, 65, 84…; ч. 2: с. 13, 17, 18, 19, 32…

3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Тема «Самый большой орган чувств». Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся – защитная пленка скоро образуется вновь (4 кл., ч. 2, с. 16).

Тема «Познакомимся с дыхательной системой». Положи руку на грудь и глубоко вздохни. Ты заметил(а), что твоя грудная клетка расширилась? Теперь выдохни и ты почувствуешь, как грудная клетка возвращается к своему обычному размеру. Ты только что ощутил(а) силу своих легких (4 кл., ч. 2, с. 29).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 55, 58...; ч. 2: с. 16, 17, 29, 38, 41, 119, 123, 124, 134, 139.

4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Тема «Зона пустынь». Все растения пустыни умеют доставать, запасать, экономить пресную воду или «пить» соленую. Что лучше других умеют делать такие растения, как саксаул*, кактус*, солянка*? (4 кл., ч. 1, с. 109).

Тема «Про дельфинов». Если хочешь больше узнать о дельфинах, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч. 1, с. 178).

«Растения твоего края». По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую литературу, назови растения и животных своего края. Составь соответствующие таблицы (4 кл., ч. 1, с. 136).

Тема «Что за зверь?». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч. 1, с. 173).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 49. 51, 72, 86, 110, 112, 115, 119, …168, …172…; ч. 2: с. 18…

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

ч. 1: с. 90, 95, 99, 105,117…; ч. 2: с. 26...

6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Тема «Как мы воспринимаем окружающий мир». Четвертое заседание клуба. Задание для каждого из членов клуба: познакомиться с планом работы клуба на месяц, подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств.

Можешь придерживаться такой последовательности изложения: 1) название органа чувств; 2) значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью); 3) строение органа; 4) предупреждение заболевания органа (4 кл., ч. 2, с. 43).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 59, 66, 80, 83, 84, 112, 122, 162…; ч. 2: с. 45…

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

Тема «Солнечная система». Костя считает, что надо изучать Вселенную, так как наша планета неотделима от мира Космоса и развивается по единым с ней законам природы. Это необходимо еще и потому, что у людей Земли есть ответственность перед будущим Вселенной. Мы должны сохранять самое удивительное явление Вселенной – ЖИЗНЬ – на одной из ее крохотных песчинок – Земле. Как ты думаешь, Костя прав? (4 кл., ч. 1, с. 53).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 73, 83, 92, 94, 103…

8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).

Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Почему использование саксаула для отопления жилищ можно считать экологическим преступлением? (4 кл., ч. 1, с. 122).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 120, 122, 180…; ч. 2: с. 33, 47…

9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Тема «Советы врача». Как помочь человеку, если он ничего не сломал, но у него из носа идет кровь? Отклонить голову назад? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ! (4 кл., ч. 2, с. 66).

Тема «А не хочешь ли ты стать выше ростом?». Проделай небольшой эксперимент... (4 кл., ч. 2, с. 128).

Аналогичные задания: ч. 2: с. 21, 23, 64, 65, 128, 129–137, 139, 141.

Приведем примеры заданий по основной содержательной линии «Человек и общество», основная цель которых – формирование метапредметных УУД        

Задания, основная цель которых научить школьника:

1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.

Тема «Полезные ископаемые твоего края». Рассмотри карту полезных ископаемых России на с. 134–135. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае? (4 кл., ч. 1, с. 133).

Тема «Значение лесов». Рассмотри рисунок-схему на с. 72. Составь по рисунку-схеме план рассказа о значении такого природного сообщества, как лес» (3 кл., ч. 2, с. 71).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 8, 9, 134–135, 136, 142–144, 146, 147...; ч. 2: с. 69, 70, 71, 90.

2. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

4 кл., ч. 2: с. 69–71.

3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

 Тема «Древние славяне». Найди в прочитанном тексте параграфа абзацы, где говорится, что жизнь древних славян тесно связана с природой и зависит от нее (4 кл., ч. 1, с. 14).

Тема «Древние славяне». Сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века? Кого считают основателем Москвы? Какие более древние города ты знаешь? (4 кл., ч. 1, с. 7).

Тема «Первые Московские князья». Рассмотри свиток на с. 37. Назови годы правления первого московского князя Даниила Александровича, московских князей Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Донского (4 кл., ч. 1, с. 36).

Аналогичные задания: ч. 1: с. 7, 8, 9, 11, 14…

4. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете:

4 кл., ч. 1, с. 187; ч. 2, форзац, темы: «Начальная русская летопись», «Верования древних славян», «Праздники древних славян», «Древняя Русь».

5. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды (4 кл., ч. 1, с. 132).

6. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Во время еды пища изо рта попадает в глотку. От глотки по трахее воздух направляется к легким. Зная все это, что ты должен посоветовать первокласснику, который весело смеется в школьной столовой с набитым пищей ртом?» (4 кл., ч. 2, с. 68).

Аналогичные задания: ч. 2: с. 19, 23, 33–35, 42, 47, 61, 64–66…

7. Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей.

Тема «Вера в Единого Бога и сохранение традиционной обрядовости». Почему люди, которые признают Единого Бога (христиане, мусульмане, иудеи), ходят в разные храмы? Так, например, друзья Маши и Миши вместе с родителями ходят в ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ. Они верят в ИИСУСА ХРИСТА . А дедушка и бабушка Рашида, друга Кости, ходят в МЕЧЕТЬ . Они верят в АЛЛАХА. Родители Сени ходят в СИНАГОГУ и верят во ВСЕВЫШНЕГО БОГА. А у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется БУДДЕ и ходит в БУДДИЙСКИЙ ХРАМ (4 кл., ч. 1: с. 39, 40).


Тематическое планирование

Условные обозначения: изучается совместно с учителем - У

                                         самостоятельное изучение учеником - С

№ урока

Тема урока

Формы

организации учебных занятий (урок и его типы)

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Надомное обучение

Предметные результаты

Универсальные Учебные Действия

(УУД )

1

Древние славяне.

Урок

первичного

предъявления новых знаний и УУД

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

описывать важнейшие изученные события из истории Отечества;

определять последовательность исторических событий (лента времени);

показывать на карте места исторических событий.

Личностные УУД:

базовые историко-культурные представления.

Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала.

Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

У

2

Древние славяне.

Урок

первичного

предъявления новых знаний и УУД

С

3

Древняя Русь.

Комбинированный урок

С

4

Древняя Русь.

Комбинированный урок

С

5

Крещение Руси.

Комбинированный урок

У

6

Борьба Руси с  западными

завоевателями.

Урок

применения предметных УУД

С

7

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Урок

применения предметных УУД

С

8

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

Урок

применения предметных  УУД

различать религиозный и атеистический тип мировоззрения;

характеризовать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

Личностные УУД:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов.

 Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью различных источников информации

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные УУД:

единство духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различие в обрядовой практике

С

9

 История отечества.

Урок

обобщения и систематизации

предметных  ЗУНов, универсальных действий

знать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

У

10

Солнечная система.

Урок

первичного

предъявления новых знаний и

УУД

иметь представление о Солнечной системе, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом, определять время года;

работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД:

организация учащимся собственной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации.

С

11

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Урок

применения предметных ЗУН и УУД

С

12

Природные зоны нашей страны.

Урок

применения предметных

С

13

Земля – планета Солнечной системы.

Урок

обобщенияи систематизации

предметных З, универсальных действий

У

14

Зона арктических пустынь.

Урок

первичного

предъявления новых знаний и

УУД

находить на карте изученные природные зоны;

характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон; 

знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений.

З

 

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей позиции и

координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу.

15

Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны.

Комбинированный урок

С

16

Зона тундры.

Урок решения практических и проектных задач

С

17

Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны.

Урок решения практических и проектных задач

С

18

Зона лесов. Растения зоны лесов.

Урок решения практических и проектных задач

У

19

Животные леса. Роль леса в природе и жизни людей.

Комбинированный урок

С

20

Зона степей.

Комбинированный урок

находить на карте изученные природные зоны; характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности  человека на природу.

С

21

Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны.

Комбинированный урок

С

22

Зона пустынь.

Урок

применения предметных  ЗУН  и УУД

находить на карте изученные природные зоны; характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон.

У

23

Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны

Урок

применения предметных  ЗУН  и УУД

С

24

Субтропическая зона.

Урок

применения предметных  ЗУН  и УУД

находить на карте изученные природные зоны; характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон.

С

25

Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны.

Урок

применения предметных  ЗУН  и УУД

С

26

Путешествие по природным зонам России.

Урок

обобщения и систематизации

предметных  ЗУН, универсальных действий

знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений.

У

27

Родной край - часть великой России.

Урок

первичного предъявления новых знаний и УУД

Определять положение родного края, города на карте;

находить на карте России границы родного региона, родного города;

приводить примеры достопримечательностей родного края.

Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края).

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.

С

28

Московское время, часовые пояса.

Комбинированный урок

работать с картой «Часовые пояса России»; определять время в конкретном городе по часовым поясам; измерять время по часам.

С

29

Поверхность и водоемы твоего края.

Комбинированный урок

определять положение родного края на карте России;

характеризовать основные формы поверхности земли своего края;

показывать на карте горы, равнины, водоемы своего края.

С

30

Влияние человека на природу. Охрана природных богатств.

Комбинированный урок

соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.

У

31

Полезные ископаемые твоего края.

Урок

применения предметных ЗУН  и УУД

определять,  какие полезные ископаемые добывают в родном крае;

характеризовать свойства полезных ископаемых;

различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)

С

32

Растительный мир твоего края.

Урок

применения предметных ЗУН и УУД

характеризовать растительный и животный мир родного края;

выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним

Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края).

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.

С

33

Животный мир твоего края.

Урок

применения предметных  ЗУН  и УУД

характеризовать растительный и животный мир родного края;

выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним

С

34

 Народные промыслы твоего края.

Урок решения практических и проектных задач.

выявить, какое значение имеют народные промыслы для людей; рассказывать о  народных промыслах родного края, выражать своё отношение к ним; определять значение народных промыслов  на территории родного края: творческий проект

У

35

Заповедные места твоего края

Урок решения практических и проектных задач.

выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей; рассказывать о заповедниках родного края, выражать своё отношение к ним; определять значение заповедных и охраняемых территории родного края ФК: творческий проект

С

36

Родной край - часть великой России.

Урок

обобщения и систематизации

предметных  ЗУН, универсальных действий

называть достопримечательности родного края, города, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей;

описывать народные промыслы родного края ФК: творческая работа

С

37

Общее представление о строении тела человека.

Урок

первичного предъявления новых знаний и УУД

характеризовать основные функции систем органов человеческого тела; объяснять необходимость соблюдения оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья;

измерять температуру тела, вес и рост человека;

знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов.

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других.

Познавательные УУД:

осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

С

38

Путешествие в мир клеток.

Урок формирования

первоначальных

предметных навыков и УУД, овладения

новыми предметными

умениями

выявлять разнообразие тканей человеческого организма; сравнивать внешний вид тканей разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.

С

39

Самый большой орган чувств.

Комбинированный урок

обосновывать значение кожного покрова для организма человека;

исследовать строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой);

рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова.

С

40

Двигательная функция человека.

Комбинированный урок

называть части скелета  (череп, позвоночник); выявлять назначение костей скелета человека; распознавать типы костей и способы их соединения; определять значение мышц-сгибателей и мышц – разгибателей.

  ФК: дифференцированный опрос.

С

41

Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности  человека.

Комбинированный урок

рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций); обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приёма и приготовления пищи.

 ФК: фронтальный опрос

С

42

Система кровообращения. Ее роль в  жизнедеятельности  человека.

Комбинированный урок

раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови;

выявить особенности строения органов кровообращения;

называть органы кровеносной системы; рассказывать о строении и работе сердца, о циркуляции крови по организму; характеризовать состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма)

Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья,  для соблюдения правил гигиены систем органов.

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других.

Познавательные УУД:

осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

С

43

Дыхательная система. Ее роль

в   жизнедеятельности  человека.

Комбинированный урок

называть органы системы дыхания; раскрывать особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;

рассказывать о путешествии воздуха в организме человека, сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

С

44

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека.

Урок решения практических и проектных задач

объяснять негативные влияния курения, алкоголизма, табакокурения, токсикомании; прогнозировать последствия употребления психоактивных веществ.

У

45

Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека.

Комбинированный урок

выявить особенности строения мочевой системы; объяснять роль почек;

называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

С

46

Нервная система. Режим труда и отдыха - основа сохранения и восстановления нервной системы

Комбинированный урок

выявить особенности строения нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы); рассказывать о защитных рефлексах организма; называть и обосновывать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.

С

47

Человеческий  организм.

Урок

обобщения и систематизации

предметных  ЗУН, универсальных действий

знать о строении человека (опорно-двигательный аппарат, органы пищеварения, кровообращения, дыхания, нервная система).

С

48

Органы чувств. Нос - орган обоняния.

Урок

первичного предъявления новых знаний и УУД

определять и называть органы чувств; выявлять роль и специфику разных органов чувств, их значение для человека; подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств; характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира; объяснять гигиенические нормы ухода за органами чувств.

Личностные УУД:

оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД:

построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

С

49

Органы чувств. Язык - орган  вкуса.

Комбинированный урок

С

50

Органы чувств. Глаза – орган зрения.

Комбинированный урок

С

51

Ухо - орган слуха и орган равновесия.

Комбинированный урок

С

52

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

Комбинированный урок

С

53

Охрана здоровья человека.

Урок решения практических и проектных задач

знать правила сохранения и укрепления здоровья, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях.

С

54

Органы чувств.

Урок

обобщения и систематизации

предметных  ЗУН, универсальных действий

знать строение человека (органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, строение глаза, строение органов чувств).

У

55

Российская Федерация.

Урок

применения предметных  ЗУН и УУД

показывать территорию России, ее государственные границы;

находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России.

Личностные УУД:

гражданская  идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий).

Регулятивные УУД:

проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом.

Познавательные УУД: умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

С

56

Российская Федерация.

Урок

применения предметных  ЗУН и УУД

С

57

Соединенные штаты Америки.

Комбинированный урок

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте;

обсуждать особенности рассмотренных стран мира;

называть главные достопримечательности ;

находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других

информационных средств; обсуждать особенности стран мира;

моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, национально культурных традиций.

С

58

Великобритания.

Комбинированный урок

С

59

Франция.

Комбинированный урок

С

60

Путешествие по странам мира.

Урок

обобщения и систематизации

предметных ЗУН, универсальных действий

С

61

День Народного единства

Урок

первичного предъявления новых знаний и УУД

давать краткую характеристику историческим событиям начала XVII века.

Личностные УУД:

личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия .

Регулятивные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения).

Коммуникативные УУД:

активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные УУД:

изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственных связей исторических событий.

С

62

Отечественная война 1812 года

Комбинированный урок

объяснять причины возникновения Отечественной войны 1812, хронологические рамки и итоги этой войны;

давать краткую характеристику войны: состав, цели, итоги.

С

63

Великая Отечественная война.

Комбинированный урок

объяснять причины возникновения Великой Отечественной войны 1941-1945, хронологические рамки и итоги этой войны; давать краткую характеристику войны: состав, цели, и кто из населения края противостоял.

С

64

Освоение космического пространства.

Комбинированный урок

осознавать и характеризовать достижения современной науки в области космонавтики и космологии.

У

65

Москва как летопись истории России.

Урок

обобщения и систематизации

предметных ЗУН, универсальных действий

знать исторические факты по разделу «Москва как летопись истории России».

С

66

Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация.

Урок

первичного предъявления новых знаний и УУД

рассказывать об историческом становлении нашей страны (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация);

различать и объяснять понятия: «государство», «гражданин», «конституция»;

называть и объяснять основные элементы Государственной символики России.

Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности).

Регулятивные УУД:

планирование и организация учебных действий в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Познавательные УУД:

самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи.

С

67

Основной закон страны - Конституция России.

Комбинированный урок

характеризовать конституцию Российской Федерации как основной закон государства; объяснять особенности правового статуса гражданина России;  классифицировать конституционные права граждан.

С

68

Государственная власть в России. Президент России.

Комбинированный урок

характеризовать государственное устройство нашей страны;

называть высшие органы власти России (президент, правительство).

С

69

Резервный урок

70

Резервный урок

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.

        

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...