Конспект урока "Природное сообщество «луг»".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пичугина Наталья Александровна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnoe_soobshchestvo_lug.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.03.15                                                                                                         Методист: Боева Светлана Захаровна

МБОУ СОШ № 22                                                                                                  Студентки: Кулешова Наталья

Учитель: Валькеева Нина Алексеевна                                                                  Группа: 45                                                                                         Класс: 3-А                                                                                                                

Тема: Природное сообщество «луг».

Цели: формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью  и влиянием  человека на луг;

Планируемые результаты:

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении, смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать усилие с успехами, трудолюбием; сформировать познавательных мотивов , интерес к новому; стремление к само изменению – приобретение новых знаний и умений; чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Предметные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; проверять свою работу и работу учащихся; находить необходимую информацию в словаре и в учебнике, анализировать ее содержание; отработать навыки работы с текстом, умение находить главное, существенное.

Тип урока: Изучение нового знания

Оборудование: презентация, Окружающий мир 3 класс 2 ч., Н.Я. Дмитриевна, А.Н. Казакова

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивационный

Словесн: слово учителя

10:30

10:31

Здравствуйте, садитесь!

- Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

- Ребята, у вас у всех на партах, лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, мне сейчас тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Приветствуют учителя

 Р: принимают и сохраняют уч задачу

 

2

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

10 :31

10:40

- Что вы изучали на прошлом уроке.

- Что такое природное сообщество? (единство живой и неживой природы, которые складываются в определенных условиях окружающей среды.

- Мы знаем, что в природе образуются связи между неживой природой и живой природой: растениями, животными, грибами, микроорганизмами, которые приспосабливаются к определенным условиям окружающей среды.

-Какие сообщества вы знаете? (лес, луг, поле, водоем (река, озеро, болото))

- Послушайте стихотворение и подумайте про какое сообщество говориться.

Нынче удались цветы повсюду;

Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться,

Вот раскрылся лютик милый,

А на, холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

- О чём это стихотворение? (О цветах)

-  Где мы можем увидеть такое обилие цветов?  (на лугах)

- Кто из вас бывал на лугу? Расскажите о своих впечатлениях.

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели)

- Какова же тема нашего урока? ( Луг)

Итак, тема нашего урока «Луг – природное сообщество».

-  Сформулируйте цели нашего урока? ( познакомиться с лугом, как с природным сообществом; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью  и влиянием  человека на луг)

Отвечает на вопросы поставленные учителем.

Слушают стихотворение

Определяют тему и цели урока,

П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

3

Решение частных задач.

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: загадки

 

Наглядный: иллюстрации

Словесный: беседа

Наглядный

Практический: Составление цепь питания

10:40

10: 44

10:45

1049

10:49

10:54

10:54

10:58

10:58

11:05

11:05

11:07

11: 07

- В эпоху динозавров, более 60 млн лет назад, лугов не было. Леса покрывали большую часть континентов. Около 35 млн лет назад климат изменился и леса стали исчезать. Одной из причин было появление гор.

- Объясните, как появление гор повлияло на изменение климата? (Горы преграждают путь ветрам, несущим дожди и тепло в места, расположенные в глубине континента)

- Недостаток дождей сказался на влаголюбивых растениях, они постепенно исчезали. Вымерзли теплолюбивые растения, когда пришли долгие морозные зимы. Их место заняли те растения, которые смогли приспособиться к новому климату. И так появился луг.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что вы видите? (обширную местность, поросшую травой)

- Где эта местность расположена? (На берегу реки)

- Чаще луга располагаются на берегах рек и озер. Скажите, почему здесь травянистая растительность, а не лес? (расположена невысоко от реки, поэтому в земле много влаги. Деревья не выживут в таких условиях.)

- После схода воды травы быстро идут в рост, т.к. когда талая вода сходит на земле остается ил, который является хорошим удобрением. Так на низменных берегах рек образуются луга с разнообразными травами. Такие луга называются заливными.

- Посмотрите на иллюстрации луга. Скажите чем они похоже и чем отличаются?

- Проверьте ваши ответы. Откройте учебник на стр. 45.

- Читаем с 1 ряда по цепочке.

В чем отличие этих иллюстраций?

- Ребята, давайте узнаем какие растения встречаются на лугу? А для этого вам нужно отгадать загадки.

1. Очень много синевы

На лугу среди травы,

Синий цветик луговой

Нам качает головой. (Василек)

  2. Луг от края и до края

Пожелтел в начале мая.

А в июне побелел -

Пух над лугом полетел,

Все кружился и кружился.

Что за цветик распушился? (Одуванчик)

3. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку (мак)

4. Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве ...(ромашки)

5. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки.

Нам  он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

6. Эй, звоночек, синий цвет!

С языком, а звону нет! (колокольчик)

- Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов.

- Посмотрите на экран, как называются эти растения. (тысячелистник, крапива, ландыш, Мать – и – мачеха, одуванчик, подорожник, ромашка аптечная)

- Как заготавливать лекарственные растения, чтобы не нанести вреда природе? (В меру)

- На лугу также есть ценные кормовые травы, например, тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные.

- Ребята, а какие животные живут на лугу.

Откройте учебник на стр. 47 Прочтите текст.

- Почему на лугах много мышей и кротов? (много пищи: для кротов – черви, для мышей – семена трав)

- Также на лугу живут птицы: жаворонки, совы….

- Ребята, составьте цепь питания.

  1. Тимофеевка – мышь – сова
  2. Нектар цветка – бабочка голубянка – чибис
  3. Мышиный горошек – мышь – лиса

- Ребята,  что дают луга человеку? (Радуют своей красотой, дают немало лекарственных растений, используются как пастбища и для заготовки сена).

- Какой вред могут нанести люди, в том числе дети, не выполняя простейших правил поведения на лугу?

Обсуждение.

Правила поведения на лугу:

  1. Не вытаптывать почву.
  2. Не бросать мусор.
  3. Не распахивать луга.
  4. Не уничтожать растения.
  5. Не ловить насекомых, жаб, ящериц.
  6. Не разорять птичьих гнезд.
  7. Неумеренный выпас скота очень вреден для лугов.
  8. Нельзя полностью скашивать травы, надо сохранять нетронутые участки, чтобы растения и животные луга могли выжить.
  9. Нельзя выжигать сухую траву.

Отвечают на вопросы

Анализируют информацию

Читают текст,

отвечают на вопросы

Отгадывают загадки

Анализируют информацию

Составляют цепь питания

Вспоминают правила поведения на лугу

К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

П: используют на доступном уровне логические приемы мышления ( анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

К: слушают, и вступаю в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Р: самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом материале; самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида

П: используют на доступном уровне логические приемы мышления ( анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

 4

Рефлексия

Практич.:отвечают на вопросы..

11:12

11:15

Урок подходит к концу.

- Какой вывод можно сделать о луге?

Луга – это стол и дом для насекомых, птиц и грызунов. Луга дают корм домашним животным, имеют большое значение для человека. Луга нуждаются в уходе и охране. Луг – сложное природное сообщество.

-Запишите домашнее задание.

Д/З.  Стр. 45 – 48 читать.

Сообщение о лекарственных травах.

Отвечают на вопросы

К: выражают свои мысли с полнотой и точностью в соответствии с возрастом.

Л:оценивают усваиваемое  содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока:             Сообщество луг.     Человек и  сообщество луг...