Конспект урока "Луг - природное сообщество" в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Всероссийский дистанционный конкурс «К вершинам мастерства»
ТГ «География», ТГ «Краеведение»
Ситникова Наталья Валерьевна
МАОУ «СОШ №15» г.Губаха Пермского края учитель начальных классов
Конспект урока « Луг – природное сообщество» (4 класс)
Задачи урока:
- формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
- познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине.
Оборудование: компьютер, экран, карточки, учебник О.Т.Поглагова «Окружающий мир» 4 класс.
Ход урока.
I. Психологический настрой
- У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. (Звучит запись пения птиц)
- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ.
У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
II. Повторение.
- О каком природном сообществе шла речь на прошлом уроке? (о болоте)
Графический диктант.
- Если утверждение верное, то вы рисуете кружок, если утверждение неправильное – прямую вертикальную линию. (Слайд 2)
1. Там, где почва сильно увлажнена стоячей водой, образуются болота.
2. На болотах растут подсолнухи, тюльпаны и лилии.
3. На берегах проживают тюлени, черепахи, моржи.
4. Часто можно встретить гадюку и ужа, цаплю и журавля.
5. Болота служат природными фильтрами для очистки вод.
(Ответ: о, \, \, о, о )
Самопроверка. Возьмите в руки карандаш, ставим + или -. Внимание на экран. Если все плюсы, то 5, если 4 – 4, если 3– 3, если меньше 3 – то 2. Поднимите руки у кого 5, 4. Молодцы!
III. Изучение нового материала.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какова же тема нашего урока?
Нынче удались цветы повсюду;
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила
Вышел клевер в розовой рубашке.
Учитель: О чём это стихотворение?
Дети: О цветах.
Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?
Дети: Все эти цветы растут на лугах.
Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели)
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Дети: Луг.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Луг – природное сообщество». (Слайд 3)
Обратите внимание на доску- это план изучения природного сообщества.
(Алгоритм записан на доске)
- Название сообщества.
- Какие организмы составляют сообщество.
- Как связаны между собой организмы в сообществе.
- Значение сообщества для человека.
- Влияние человека на сообщество.
- Охрана сообщества.
1) – Ребята, что же такое луг и чем замечателен? Прочитаем в учебнике на с.30- В природе существует два вида луга. Какие? На этот вопрос ответите, прочитав тексты на карточках. (Дети читают на карточке о заливном и цветочном лугах)
- О каких видах луга шла речь? (слайды №4 и 5)
– Чем они отличаются? На каком луге травы разрастаются быстрее? И почему?
Переходим к следующему пункту плана.
2) Организмы луга.
Игра «Что растёт на лугу»
Давайте вместе выберем, какие растения растут на лугу. (Слайд №6 и 7)
- Что объединяет все эти растения?
Дети: Растут на открытой местности. Любят свет и тепло.
Учитель: На лугу растёт 4 вида растений. (Слайд № 8, 9, 10 и 11)
Учитель: Есть растения на лугу, которые называются кормовые,
Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете?
Дети: Те растения, которые любят и едят живот ные.
(Слайд 8.) Мятлик, клевер луговой, мышиный горошек.
Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых. Какие вы знаете? Дети: ромашка, василёк.
(Слайд 9) К ним относятся та кие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий.
Учитель: Есть на лугу и ядовитые растения. Может вы знаете какие-то из них?
(Слайд 10) сон-трава, лютик, чисто тел, дурман.
Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно уви деть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, чисто тел, дурман).
Какие еще бывают растения на лугу? (Мы ими пользуемся, когда болеем)
А ещё на лугу есть (слайд 11….) лекарственные растения. Приведите примеры.
VI. Физминутка.
Давайте выйдем все на луг.
как много трав, смотри вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок – скок.
Давай понюхаем цветок.
А теперь мы… «На лужайке» (звучит музыка)
- Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.
- Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.
- Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.
- Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.
- Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.
2 продолжение) Продолжаем знакомиться с живыми организмами луга. Животные луга. Учебник с.32.
Учитель: - Какие животные обитают на лугах?
Игру «Узнай меня».
- Какое животное могло бы о себе так сказать?
- «Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик) слайд 12.
- Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою (жук)
- На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. О них рассказать на следующем уроке попрошу Салахова Рому и Гачегову Таню (Слайд 13)
- Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю (пчела) (слайд 14)
- Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (бабочка) слайд 15
- Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба (шмель) слайд 16.
3) Переходим к следующему пункту плана. Взаимосвязь живых организмов луга. Составьте цепь питания, используя карточки (работа в группах).
Проверка по слайду №17.
Учитель: составив цепи питания, мы убедились, что луг – это природное сообщество и в нём всё взаимосвязано.
4) Значение и влияние человека на сообщество. Учебник с.33.
Проверка слайды № 18 – 22
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке? Слайд 23
- Почему луг называется природным сообществом?
- Интересна ли вам была эта тема?
-Если интересна, то чем?
-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.
VI. Домашнее задание на выбор Слайд 24.
1. Работа в тетради на печатной основе с.10 №18, 19, 20.
2. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга.
Библиографический список и ресурсы Интернет:
1. Верн Ж. «Пять недель на воздушном шаре», М., «Дрофа», 2007 г.
2. Головнин В.М. «Путешествие вокруг света», М., «Дрофа, 2007 г.
3. Энциклопедия для детей Аванта ,География , т. 3, М., Мир энциклопедий, « Аванта +», 1994
4. Картинки растений и насекомых: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%87%D1%8C&lr=50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...