Урок развития речи "Ель, сосна - хвойные деревья"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кузнецова Анна Вениаминовна

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_el_sosna_-_hvoynye_derevya.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,

          распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель

              и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,  

              кора на стволе);

              выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);

              расширить представление о сотрудничестве человека и природы,

              о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;

              развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание

              загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из

              слов, составление рассказа из предложений, устную беседу,

              полные ответы на вопросы;

              развивать умение работать в парах при выполнении практической

              работы;

              воспитывать умение выслушивать товарища, прислушиваться к

              мнению другого при работе в парах;

              воспитывать бережное отношение к  растительному миру,

              умение видеть красоту природы.

             

Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.  

1. Оргмомент.

   - Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.

2.Целеполагание

       - Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

                Игра «Лишнее слово».                                                    

              Дуб, сосна, клён, смородина.

              Берёза, осина, ель, липа.

   

           Ель, сосна, берёза, кедр.

  - Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

                       Её всегда в лесу найдём,                                                    

Пойдём гулять и встретим.

                      Стоит колючая, как ёж,

                     Зимою в платье летнем.

                     А к нам придёт под Новый год –

        Ребята будут рады.

       Хлопот весёлых полон рот,

       Готовы ей наряды.

              ( Ёлка)

 - Кто приносил ёлку в дом на Новый год?

- У кого была искусственная ёлка? Почему?

- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

          У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

                    (Сосна)

- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема. Ель, сосна – хвойные деревья.                                            

- Значит, исходя из сказанного, какая цель урока? (изучить ель и сосну)

- Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)

- Какие задачи урока? (различие ели и сосны, части дерева)

- Мы уже сказали, что человек вырубает ели к Новому году, многие ваши папы работают в лесу и тоже рубят ёлки при заготовке леса. Значит, что ещё должны мы выяснить? (как сохранить лес, что произойдёт, если мы вырубим леса)

-Мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.

- Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения,  узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)

-Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Слушать, думать, отвечать.)

3. Работа над темой урока.

Практическая работа в парах.

(У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.

1.  Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.                                                      

Коллективная проверка.

- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.                                                                                               Слайд4

- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.        

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)

4. Физминутка.

Во дворе стоит сосна.

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветви гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

1, 2, 3, 4, 5.

Мы размялись от души

 И за парты вновь спешим.

5. Возврат к задачам урока. – Какую следующую задачу мы поставили?

Отличие ели от сосны.

Работа в парах.

- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

- Как сказать – шишка ели -  еловая,

        шишка сосны – сосновая.

- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

- Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

- Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

-Какую задачу выполнили?

- Оцените работу своего соседа.

6. Возврат к задачам урока. 

- Какую ещё задачу мы поставили? (Развивать речь)

1). – Построить предложения из слов.                                

Сосна растёт в бору.   (Что такое – бор?)

В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)

2). – Составить рассказ из предложений.

Тихо дремлет зелёный бор.                                                

Стоят прямоствольные сосны.

Прекрасные ветви устремились в небо.

В сосновом бору светло и сухо.

Приятно дышать смолистым ароматом.

В зале стоит душистая ёлка.

На ветках красивые игрушки.                                            

На макушке надета звезда.

Дети водят хороводы вокруг ёлки.

3). Скороговорка.

Шапкой Саша шишку сшиб.                                                  

-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?

7. Физминутка.

- При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.

- Длинные иголки,  короткие иголки,

 шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,

корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.

 8. Возврат  задачам урока. Значение леса, охрана.

- Какая ещё задача урока осталась?

- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)

- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.

  В Юношеском была раньше санаторно-лесная школа, где учились дети с заболеванием органов дыхания. А какой там лес? Там преобладают ели. Еловая роща, которая была посажена более 200 лет назад, теперь она является охраняемой территорией.                                                                                                          

-  Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.

В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна)  - Для чего люди вырубают леса?

 (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.

- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)

- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

- Что мы должны делать? (сохранять леса)

- Деревья живут очень долго, до 500 лет.

 Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.                                                                        

Пословицы.

Сломить дерево – секунда, а вырастить года.

        

Много леса – не губи,

мало леса – береги,

нет леса – посади.

 

- Объясните смысл пословиц.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства.

(Проанализировать выполнение каждой задачи)

- Кому было интересно работать на уроке?

- Кому было трудно?

- Кто узнал новое на уроке?

Игра «С какого дерева шишка?»

- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.

Игра «Угадай».

- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Ель, сосна - хвойные растения

Урок развития устной речи в 4 классе. Школа VIII  вида. Тема. Ель, сосна – хвойные растения....

Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...

Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"

Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащен...

Интегрированный урок по окружающему миру "Хвойные деревья" 1 класс 21 век.

Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и изо "Хвойные деревья" 1 класс 21 век.Познакомить ребят с группой хвойных деревьев, научить их различать, используя исследоват...

Конспект урока по окружающему миру «Хвойные деревья: ель и сосна»

Цель урока: Познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; Развивать внимание, наблюдательность; Воспитывать бе...