Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащению представлений об окружающем мире. Задача данного урока обучать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно - следственные связи и закономерности. Способствовать развитию аналитико - синтетической деятельности, коррекции их мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elsosna_-urok.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
« Ель, сосна – хвойные растения»
(4 класс)
Даутова Эминя Фагимовна
учитель I категории
Пермский край, г. Чернушка
Цель:
нахождение сходства и различия между елью и сосной,
распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.
Задачи:
- Сформировать понятие «дерево»; определить главные его части; рассказать о классификации деревьев;
- Расширить и закрепить представления детей о хвойных деревьях;
- Научить распознавать ель и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,кора на стволе);
- Воспитывать экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
- Развивать речь, обогащать словарный запас.
- Развивать умение работать в парах при выполнении практической
работы;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Хвойные деревья», ветки ели и сосны,шишки.
I Оргмомент.
II Целеполагание
- Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.
Игра «Лишнее слово».
Дуб, сосна, клён, смородина.
Берёза, осина, ель, липа.
Ель, сосна, берёза, кедр.
- Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.
Я модница такая, что всем на удивление:
Люблю я бусы, блестки – любые украшения.
Но на мою, поверьте, великую беду,
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году.
( Ёлка)
- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.
Стоит столб до небес,
А на нем шатер – навес.
Красной меди столб точеный,
Анавес сквозной, зеленый.
(Сосна)
III Сообщение темы и цели урока
- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)
- Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)
IV Работа над темой урока.
Практическая работа в парах.
(У детей ветки ели и сосны, рисунки ели и сосны, шишки)
С помощью рисунков найдите части дерева.
Карточка – задание.
1. Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
3. Найдите стебель.
4. Найдите листья.
5. Найдите цветок.
6. Найдите плод.
Коллективная проверка.
- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.
- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.
Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?
(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.
- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)
- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.
Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).
IV Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
V Отличие ели от сосны.
Работа в парах.
- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.
Проверка
- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.
Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)
- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).
- Как сказать – шишка ели - еловая,
шишка сосны – сосновая.
- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.
- Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,
сосновые – округлые).
- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.
Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.
Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.
По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)
- Чем отличается ель от сосны?
VI Составление рассказа из предложений.
В зале стоит душистая ёлка.
На ветках красивые игрушки.
На макушке надета звезда.
Дети водят хороводы вокруг ёлки.
3). Скороговорка.
Шапкой Саша шишку сшиб.
VII Физминутка.
- При назывании признаков сосны вы похлопаете в ладоши, а при называние признаков ели – помашите руками.
- Длинные иголки, короткие иголки,
шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,
корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.
Скороговорка.
Шапкой Саша шишку сшиб.
VIII Значение леса, охрана.
- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?
-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна)
- Для чего люди вырубают леса?
(для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.
- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
Лес – это великое богатство.
- Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.
Пословицы.
Сломить дерево – секунда, а вырастить года.
Много леса – не губи,
мало леса – береги,
нет леса – посади.
- Объясните смысл пословиц.
IX Итог урока. Рефлексия.
- Что изучали на уроке?
Игра «С какого дерева шишка?»
- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.
Игра «Угадай».
- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
разработка урока по развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности "Курица и утята"
урок в подготовительном классе школы VIII вида. в ходе урока активизируется словарь, развивается умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа, развивается внимание, память....
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".
Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....
План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"
Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) коррекционная школа. Тема: Виды обуви
Урок разработан для надомного обучения...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...