Озеро, море, океан (План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок дает представление о водоемах: озере, море, океане. На уроке используются различные формы работы: "путешествие по карте", работа в группах, сравнение различных водоемов, творческие работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozero.more_.okean_.urok_.rar | 140.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Озеро, море, океан
(План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)
Мамасуева Нина Ивановна
ГБОУ школа №102
г.Санкт-Петербург
Цель урока: дать учащимся представление об озере, море, океане; об их использовании и значении в жизни человека; напомнить о мерах предосторожности на воде и рациональном использовании воды.
Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 3 класс» (автор А.А.Плешаков); физическая карта России, карта полушарий, глобус; картины морей и озер; продукты моря; рисунок-модель корабля; выставка книг о морях и океанах.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
(На доске: схема образования родника и схема реки.)
- Расскажите, как вода выходит на поверхность земли и образуется родник.
- Почему в роднике и летом вода холодная и чистая?
- Что нужно сделать, чтобы в роднике всегда была чистая вода?
- Как образуется ручей?
- Обозначьте на схеме реки ее части.
- Какие реки Ленинградской области и Санкт-Петербурга вы знаете?
(Рассказ о Неве подготовили ученики.)
Нева.
Нева – одна из «причин» неповторимости города Санкт-Петербурга, раскинувшегося на ее берегах. Нева разделяет город на северную и южную части и одновременно объединяет их. Нева – главная «улица» Петербурга и главный градообразующий фактор.
Река очень полноводна, но очень короткая. Для сравнения:
Река | Длина реки |
Нева | 74 км |
Днепр | 2200 км |
Волга | 3531 км |
Лена | 4400 км |
32 км Нева несет свои воды по территории города. Наибольшая ширина реки в черте города 600 м (перед Троицким мостом), глубина реки 8-10 м, наибольшая (24 м) – перед Литейным мостом.
На доске: РОДНИК, РОДНОЙ, РОДИНА, РОЖДЕНИЕ, РОДНИЧОК
- Что объединяет эти слова?
-Давайте послушаем фрагмент песни Сергея Беликова «Живи, родник».
(Звучит фонограмма.)
Обобщение: Родники – наше богатство. Их нужно беречь. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать леса вокруг рек. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши реки и озера обмелеют. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
А теперь мы - ручейки,
Побежали наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.)
3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
(Стихи читают дети и учитель.)
Озеро Тишина. Не шелохнутся дали. Михаил Никитин |
Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
В.Орлов
Океан под ясною луной...
Океан под ясною луной,
Теплой и высокой, бледнолицей,
Льется гладкой, медленной волной,
Озаряясь жаркою зарницей.
Иван Бунин
Загадка про океан
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А огромный ...(ОКЕАН).
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы поговорим об озере, море и океане.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Работа в группах.
- Ребята вы должны заполнить сравнительную таблицу, используя текст учебника.
Водоемы | Черты | |
общие | различные | |
Озеро | Водоемы, источники пресной воды. | У озера нет истока и устья. У реки есть исток, устье. |
Река |
ОЗЕРО
-Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Питаются озера подземными и поверхностными водами. Часто в озера впадают реки.
- Какие озера вы знаете? (Рассказы детей о Ладожском, Зеркальном, Суздальских озерах.)
- Самое глубокое озеро в мире – Байкал( 1620 м). Найдем озеро Байкал на карте.
-Зимой водоемы покрываюся льдом, начиная с берегов. Соблюдайте меры предосторожности при выходе на лед. -Как вы понимаете смысл пословицы «Не знаешь броду, не лезь в воду»?
- Откуда вода в озеро поступает? Ответ на этот вопрос найдем, прочитав рассказ об озере Светлом.
(Работа с текстом рассказа.)
МОРЕ, ОКЕАН
-Огромные пространства на Земле заняты океанами. Это:
- Тихий (Великий)
- Атлантический МИРОВОЙ ОКЕАН
- Северный Ледовитый
- Индийский
(Работа с картой полушарий и глобусом.))
- Самый глубокий океан – Тихий (11034 м).
- Океаны у берегов суши образуют моря. Море – часть океана, которая вдается в сушу.
- Давайте совершим путешествие на паруснике «Каравелла» по морям, которые омывают нашу страну. (Работа с картой России. Силуэт корабля прикреплен к указке. «Путешествие» начинается с северных морей. Называем название моря и океана.)
- «Кругом вода, а с питьем беда». Действительно, вода в море – горьковато-соленая. Море таит в себе огромные богатства. (Рассказ о значении моря с показом «Даров моря»).
Дары моря:
Водоросли – продукты питания, корм для скота, удобрения, производство пластмассы, водонепроницаемых тканей, медикаментов (йод).(Показ названных предметов.)
Рыба – треска, окунь, сельдь, кефаль, скумбрия, ставрида и др.(Показ рисунков рыб и показ рыбных консервов.)
Море – флот. Море – отдых.(Показ фотографий.)
Янтарь – украшения. (Рассказ легенды о возникновении янтаря. Показ изделий из янтаря и фотографии Янтарной комнаты.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны,)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,-
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Моря и океаны необходимо охранять и беречь от загрязнений и экологических катастроф.
- Какие книги о море вы читали? (Знакомство учащихся с выставкой литературы, посвященной морю.)
- Давайте откроем книгу Н.Надеждиной «Моревизор» уходит в плаванье» на странице «Самое, самое...». И что же мы узнаем?
Азовское море – самое мелкое, глубина 13 м – если акулу, длиной 16 м, поставить на дно моря, ее хвост торчал бы из воды.
Красное море – самое теплое и самое соленое – на 1 кг воды – 43-46 г соли (больше, чем в океане).
Саргассово море – самое глубокое (6000 м).
Средиземное море – самое синее.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что такое мировой океан?
- Чем море отличается от других водоемов?
- Почему нельзя пить морскую воду?
- Как человек использует богатства моря?
- Что нужно сделать, чтобы не загрязнять моря?
- Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Природный постоянный поток. 2. Водный поток, имеющий исток, устье. 3. Огромные пространства воды на Земле.
По вертикали: 4. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 5.Выход подземных вод на поверхность земли.6. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 7. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами.
Ответ:
- Другой вариант для закрепления: группе учеников предложить заполнить таблицу:
Водоемы | Черты | |
общие | различные | |
Озеро | ||
Море |
Общие: водоемы. Моря соленые, некоторые озера могут быть солеными.
Различные: море – часть океана, озеро – часть суши ) углубление на поверхности суши, заполненное водой).
6. ИТОГ УРОКА.
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Что интересного узнали на уроке? Чему научились?
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
с............
Работа с контурной картой (обозначить океаны; обозначить моря, омывающие нашу страну).
Приложение
«Озеро Светлое» (Рассказ ученика)
Наш лагерь стоял на берегу озера Светлого. Василия Ивановича , нашего воспитателя, мы часто расспрашивали об озере. Нас интересовало всё. Откуда вода в озеро поступает? Почему одни берега низменные и топкие, другие – крутые и каменистые? Какие растения растут на озере? Какие животные обитают в нём? И, конечно, интересовались глубиной.
Василий Иванович рассказывал нам:
- Наше озеро называется Светлым, потому что вода в нём чистая и прозрачная. Настолько прозрачная, что на глубине двух метров видны мелкие камешки. Откуда вода поступает в озеро? На этот вопрос вы сами можете ответить. Когда вы купались, наверное, замечали отдельные струи холодной воды. Это выходы подземных вод – роднички. Они и питают наше озеро водой. Их много. Вода поступает в озеро и от таяния снега в весеннее время, а также от дождей.
На зиму озеро замерзает, покрывается толстым слоем льда. Наше озеро богато рыбой. В нём водятся зубастые щуки, полосатые окуни, жирные лещи, золотистый карп и серебристая плотва.
Легенды о янтаре
Легенда о морской богине Юрате и рыбаке Каститисе
В Литве, на берегу Балтийского моря, в Паланге стоит необычный памятник, посвященный героям древней легенды – морской богине Юрате и рыбаку Каститису.
Морская богиня, увидев на берегу молодого рыбака, влюбилась в него и привела в свой подводный дворец, построенный из золотистого камня – янтаря. Узнав об этом, разгневался старый Перкунас, отец Юрате. Он разрушил янтарный дворец и убил рыбака. С тех пор прошли века, но море и по сей день выбрасывает на берег кусочки драгоценного камня.
Янтарь - один из самых популярных ювелирно-поделочных камней, известных человеку с глубокой древности. Примитивные амулеты и бусы из янтаря найдены на стоянках и в захоронениях каменного века в Прибалтике, на Украине, в Средиземноморье и др. странах.
Высокого уровня искусство обработки янтаря достигло в античное время и в эпоху Возрождения.
Окаменевшая ископаемая смола – по античной легенде - слёзы Гелиад, превращенных в деревья и оплакивающих своего брата Фаэтона, – служила изысканным материалом для изготовления статуэток, барельефов, мозаичных шкатулок, кубков, ожерелий, бус, браслетов, подвесок и других украшений.
О том, какой ценностью был для людей в древнем мире янтарь, рассказывает Одиссея Гомера. В ней один из женихов, добивавшихся Пенелопы во время странствия Одиссея, преподнес ей особо дорогой подарок – цепь из обделанных в золото кусочков янтаря.
Осколки Солнца (прибалтийская легенда).
Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...
Давным-давно, когда Земля
Еще была юна,
И жизнь едва лишь зарождалась,
На небе было не одно, а целых два
Светила, что все небо освещали.
И ночи не было, и день стоял
Ни на секунду не кончаясь,
И тьма тогда не появлялась.
Но как-то раз они повздорили между собой:
Кто лучше и сильнее светит?
И то, что светит нам сейчас,
В жестоком споре победило.
А другое – упало с небосклона
Прямо в море там,
Где сейчас Балтийские просторы
Несут свои седые волны на золотые берега,
И об утесы острые разбилось,
Рассыпалось на мелкие частицы
И по велению Всевышнего десницы
Они застыли в чудном камне навсегда.
И до сих пор находят люди
Осколки солнца в прибалтийских дюнах,
Прекрасная как новая заря,
Мерцающие блики янтаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения шк...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока включены элементы обучения...