Озеро, море, океан (План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мамасуева Нина Ивановна

Урок дает представление о водоемах: озере, море, океане. На уроке используются различные формы работы: "путешествие по карте", работа в группах, сравнение различных водоемов, творческие работы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozero.more_.okean_.urok_.rar140.27 КБ

Предварительный просмотр:

Озеро, море, океан

(План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)

Мамасуева Нина Ивановна

ГБОУ школа №102

г.Санкт-Петербург

        Цель урока:  дать учащимся представление об озере, море, океане; об их использовании и значении в жизни человека; напомнить о мерах предосторожности на воде и рациональном использовании воды.

        Учебные материалы:  учебник «Окружающий мир. 3 класс» (автор А.А.Плешаков); физическая карта России, карта полушарий, глобус; картины морей и озер; продукты моря; рисунок-модель корабля; выставка книг о морях и океанах.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

 (На доске:  схема образования родника и схема реки.)

- Расскажите, как вода выходит на поверхность земли и образуется родник.

- Почему в роднике и летом вода холодная и чистая?

- Что нужно сделать, чтобы в роднике всегда была чистая вода?

- Как образуется ручей?

- Обозначьте на схеме реки ее части.

- Какие реки Ленинградской области и Санкт-Петербурга вы знаете?

(Рассказ о Неве подготовили ученики.)

Нева.

Нева – одна из «причин» неповторимости города Санкт-Петербурга, раскинувшегося на ее берегах. Нева разделяет город на северную и южную части и одновременно объединяет их. Нева – главная «улица» Петербурга и главный градообразующий фактор.

Река очень полноводна, но очень короткая. Для сравнения:

Река

Длина реки

Нева

74 км

Днепр

2200 км

Волга

3531 км

Лена

4400 км

        32 км Нева несет свои воды по территории города. Наибольшая ширина реки в черте города 600 м (перед Троицким мостом), глубина реки 8-10 м, наибольшая (24 м) – перед Литейным мостом.

На доске:    РОДНИК,  РОДНОЙ,  РОДИНА,  РОЖДЕНИЕ,  РОДНИЧОК 

- Что объединяет эти слова?

-Давайте послушаем фрагмент песни Сергея Беликова «Живи, родник».

(Звучит фонограмма.)

Обобщение:  Родники – наше богатство. Их нужно беречь. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать леса вокруг рек. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши реки и озера обмелеют. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

        А теперь мы  - ручейки,

        Побежали наперегонки.

        Прямо к озеру спешим,

        Станет озеро большим.

(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.)

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

   (Стихи читают дети и учитель.)

                  Озеро

Тишина. Не шелохнутся дали.
Гладь озёрная спокойна и чиста.
Зеркала всё точно отражали:
Лес вокруг и в небе облака.

Чуть вздохну ту тишину без края,
Кажется я здесь и там вдали.
И подскажет чайка, пролетая:
"Озеро - глаза твоей Земли."

                 Михаил Никитин

Я рисую море 

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.

      В.Орлов

Океан под ясною луной... 

Океан под ясною луной,
Теплой и высокой, бледнолицей,
Льется гладкой, медленной волной,
Озаряясь жаркою зарницей.

             Иван Бунин

Загадка про океан  

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А огромный ...(ОКЕАН).


- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы поговорим об озере, море и океане.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

 Работа в группах.

- Ребята вы должны заполнить сравнительную таблицу, используя текст учебника.

Водоемы

Черты

общие

различные

Озеро

Водоемы, источники пресной воды.

У озера нет истока и устья.                  У реки есть исток, устье.

Река

                        ОЗЕРО

-Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Питаются озера подземными и поверхностными водами. Часто в озера впадают реки.

- Какие озера вы знаете? (Рассказы детей о Ладожском, Зеркальном, Суздальских озерах.)

- Самое глубокое озеро в мире – Байкал( 1620 м). Найдем озеро Байкал на карте.

 -Зимой водоемы покрываюся льдом, начиная с берегов. Соблюдайте меры предосторожности при выходе на лед.                                                                                                -Как вы понимаете смысл пословицы «Не знаешь броду, не лезь в воду»?

- Откуда вода в озеро поступает? Ответ на этот вопрос найдем, прочитав рассказ об озере Светлом.

(Работа с текстом рассказа.)

                        МОРЕ, ОКЕАН

-Огромные пространства на Земле заняты океанами. Это:

  • Тихий (Великий)
  • Атлантический                                МИРОВОЙ    ОКЕАН
  • Северный Ледовитый
  • Индийский

(Работа с картой полушарий и глобусом.))

        - Самый глубокий океан – Тихий (11034 м).

        - Океаны у берегов суши образуют моря. Море – часть океана, которая вдается в сушу.

        - Давайте совершим путешествие на паруснике «Каравелла» по морям, которые омывают нашу страну. (Работа с картой России. Силуэт корабля прикреплен к указке. «Путешествие»  начинается с северных морей. Называем название  моря и океана.)

        - «Кругом вода, а с питьем беда». Действительно, вода в море – горьковато-соленая. Море таит в себе огромные богатства. (Рассказ о значении моря с показом «Даров моря»).

Дары моря:

Водоросли – продукты питания, корм для скота, удобрения, производство пластмассы, водонепроницаемых тканей, медикаментов (йод).(Показ названных предметов.)

Рыба – треска, окунь, сельдь, кефаль, скумбрия, ставрида и др.(Показ рисунков рыб и показ рыбных консервов.)

Море – флот. Море – отдых.(Показ фотографий.)

Янтарь – украшения. (Рассказ  легенды о возникновении янтаря. Показ изделий из янтаря и фотографии Янтарной комнаты.)        

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

        Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображая волны,)

        Что там чудится в тумане?

(Дети вытягивают руки вперед.)

        Это мачты кораблей.

(Дети вытягивают руки вверх.)

        Пусть плывут сюда скорей!

(Дети приветственно машут руками.)

        Мы по берегу гуляем,

        Мореходов поджидаем,

(Ходьба на месте.)

        Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

        И сжимаем в кулаке.

(Дети сжимают кулачки.)

        Чтоб побольше их собрать,-

        Надо чаще приседать.

(Приседания.)

        Сядем дружно на песок.

        Снова начался урок.

(Дети садятся за парты.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

        - Моря и океаны необходимо охранять и беречь от загрязнений и экологических катастроф.

        - Какие книги о море вы читали? (Знакомство учащихся с выставкой литературы, посвященной  морю.)

        - Давайте откроем книгу Н.Надеждиной «Моревизор» уходит в плаванье» на странице «Самое, самое...». И что же мы узнаем?

        Азовское море – самое мелкое, глубина 13 м – если акулу, длиной 16 м, поставить на дно моря, ее хвост торчал бы из воды.

        Красное море – самое теплое и самое соленое – на 1 кг воды – 43-46 г соли (больше, чем в океане).

        Саргассово море – самое глубокое (6000 м).

        Средиземное море – самое синее.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что такое мировой океан?

- Чем море отличается от других водоемов?

- Почему нельзя пить морскую воду?

- Как человек использует богатства моря?

- Что нужно сделать, чтобы не загрязнять моря?

- Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Природный постоянный поток. 2. Водный поток, имеющий исток, устье. 3. Огромные пространства воды на Земле.

По вертикали: 4. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 5.Выход подземных вод на поверхность земли.6. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 7. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами.

Ответ:

- Другой вариант для закрепления: группе учеников предложить заполнить таблицу:

Водоемы

Черты

общие

различные

Озеро

Море

Общие: водоемы. Моря соленые, некоторые озера могут быть солеными.

Различные: море – часть океана, озеро – часть суши ) углубление на поверхности суши, заполненное водой).

6. ИТОГ УРОКА.

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Что интересного узнали на уроке? Чему научились?

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

        с............

        Работа с контурной картой (обозначить океаны; обозначить моря, омывающие нашу страну).

Приложение

 «Озеро Светлое» (Рассказ ученика)

        Наш лагерь стоял на берегу озера Светлого. Василия Ивановича , нашего воспитателя, мы часто расспрашивали об озере. Нас интересовало всё. Откуда вода в озеро поступает? Почему одни берега низменные и топкие, другие – крутые и каменистые? Какие растения растут на озере? Какие животные обитают в нём? И, конечно, интересовались глубиной.

        Василий Иванович рассказывал нам:

        - Наше озеро называется Светлым, потому что вода в нём чистая и прозрачная. Настолько прозрачная, что на глубине двух метров видны мелкие камешки. Откуда вода поступает в озеро? На этот вопрос вы сами можете ответить. Когда вы купались, наверное, замечали отдельные струи холодной воды. Это выходы подземных вод – роднички. Они и питают наше озеро водой. Их много. Вода поступает в озеро и от таяния снега в весеннее время, а также от дождей.

        На зиму озеро замерзает, покрывается толстым слоем льда. Наше озеро богато рыбой. В нём водятся зубастые щуки, полосатые окуни, жирные лещи, золотистый карп и серебристая плотва.

Легенды о янтаре

Легенда о морской богине Юрате и рыбаке Каститисе

В Литве, на берегу Балтийского моря, в Паланге стоит необычный памятник, посвященный героям древней легенды – морской богине Юрате и рыбаку Каститису.

Морская богиня, увидев на берегу молодого рыбака, влюбилась в него и привела в свой подводный дворец, построенный из золотистого камня – янтаря. Узнав об этом, разгневался старый Перкунас, отец Юрате. Он разрушил янтарный дворец и убил рыбака. С тех пор прошли века, но море и по сей день выбрасывает на берег кусочки драгоценного камня.

Янтарь - один из самых популярных ювелирно-поделочных камней, известных человеку с глубокой древности. Примитивные амулеты и бусы из янтаря найдены на стоянках и в захоронениях каменного века в Прибалтике, на Украине, в Средиземноморье и др. странах.

Высокого уровня искусство обработки янтаря достигло в античное время и в эпоху Возрождения.

Окаменевшая ископаемая смола – по античной легенде - слёзы Гелиад, превращенных в деревья и оплакивающих своего брата Фаэтона, – служила изысканным материалом для изготовления статуэток, барельефов, мозаичных шкатулок, кубков, ожерелий, бус, браслетов, подвесок и других украшений.

О том, какой ценностью был для людей в древнем мире янтарь, рассказывает Одиссея Гомера. В ней один из женихов, добивавшихся Пенелопы во время странствия Одиссея, преподнес ей особо дорогой подарок – цепь из обделанных в золото кусочков янтаря.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда).

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...

Давным-давно, когда Земля

Еще была юна,

И жизнь едва лишь зарождалась,

На небе было не одно, а целых два

Светила, что все небо освещали.

И ночи не было, и день стоял

Ни на секунду не кончаясь,

И тьма тогда не появлялась.

        Но как-то раз они повздорили между собой:

        Кто лучше и сильнее светит?

        И то, что светит нам сейчас,

        В жестоком споре победило.

        А другое – упало с небосклона

        Прямо в море там,

        Где сейчас Балтийские просторы

        Несут свои седые волны на золотые берега,

        И об утесы острые разбилось,

        Рассыпалось на мелкие частицы

        И по велению Всевышнего десницы

        Они застыли в чудном камне навсегда.

И до сих пор находят люди

Осколки солнца в прибалтийских дюнах,

Прекрасная как новая заря,

Мерцающие блики янтаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...