План - конспект урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
19 век.Россия.Время славы,открытий,дуэлей,побед.Время пышных балов,где чего только нет...
Окунуться в прошлый век,чтобы вынести из него в наше время актуальное решение проблемы источеской памяти культуры.Привлечь внимание к бережному отношению исторической культруы своего народа.Воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.Урок проводится в форме путешествия в прошлое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема урока: XIX век - золотой век русской культуры.
Цели урока:
- продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
- создать у учащихся представление о российской культуре XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;
- пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре;
- формирование бережного отношения к культуре своего народа.
Задачи:
- образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
- развивающие: повышать уровень познавательных способностей, развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
- воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.
Проблемный вопрос:
- Почему XIX век называют «золотой век русской культуры»?
- Организационный момент.
.
- Сегодня мы отправимся в маленькое путешествие.
Как вы думаете, куда? (в прошлое)
- Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.
Тема урока: XIX век -…
- 19 век. Россия. Время славы, открытий, дуэлей, побед.
Время пышных балов, где чего только нет…
- А что бы вы хотели там увидеть, где побывать, а может что-то узнать?(_________)
- Давайте определим цели и задачи нашего путешествия.
(памятники архитектуры, произведения искусства, театр, картины…)
- Архитектура, музыка, живопись, театр, литература.
- Как это называется? (культура)
Тема урока: XIX век - … русской культуры
- А зачем мы изучаем культуру, искусство?
«Жизнь коротка, искусство вечно…» Густав Моро
- А кто создаёт культуру?
(люди, писатели, поэты, архитекторы, музыканты, художники)
- Писатели, композиторы, художники, архитекторы
- Итак, наша задача - познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими. А тема урока звучит так …
Тема урока: XIX век – золотой век русской культуры
- Какой вопрос возникает? (почему золотой?)
- У вас есть предположения? (_________)
- Цель нашего урока – путешествия (конечная остановка) – выяснить. Почему 19 век называют золотым веком русской культуры.
- Основной этап.
- Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…
АРХИТЕКТУРА
( Иллюстрации архитектурных сооружений 19 века)
- Дамы покажут нам некоторые достопримечательности того времени.
1.Этот дом построен в традиционном русском стиле архитектуры 19 века: снаружи резные украшения, внутри просторные светлые комнаты.
2.Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет.
3.Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота- почти 94 метра.
4.В Москве на Красной площади расположено здание грандиозного по своим размерам и красоте торгового центра.
5.А это дворянские усадьбы. Они представляют собой целый комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек.
6.Эрмитаж – первый общественный художественный музей. Был открыт в 1852г. Там были собраны художественные сокровища императорской семьи.
-Что отличает архитектуру 19 века, что в ней особенного?
(большие размеры, монументальность, роскошь богатство…)
7. Это здание – дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем. Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников.
-Кто-нибудь был в Третьяковской галерее? Давайте заглянем внутрь и познакомимся с некоторыми из них.
ШИШКИН (
репродукции картин «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу»)
- Мастер пейзажной живописи, художник русского леса. За его картины, его называли «Царём леса». Творчество Шишкина проникнуто утверждением красоты и силы природы родной страны.
ЛЕВИТАН «Берёзовая роща», «Осень», «Март»
- Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.
- Что вдохновляло художников создавать такие шедевры?
(красота природы, любовь к родине)
- А вас вдохновила картина Левитана написать сочинение. В конкурсе на лучшее из них победила…
ТЮТЧЕВ написал о весне так…
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
- Вы слышите музыку Чайковского.
ЧАЙКОВСКИЙ
- Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года». Сейчас звучит пьеса «Апрель. Подснежник».
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- Кто автор этих строк?
ПУШКИН - «Солнце русской поэзии»
А помните ли вы строки;:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
- Отрывок из какого произведения вы услышали?
(поэма «Руслан и Людмила»)
ГЛИНКА
- Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра.
ЛЕРМОНТОВ
- С какими произведением мы знакомились?
(«Белеет парус одинокий»)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Иллюстрациями послужили картины мастера романтического морского пейзажа
АЙВАЗОВСКИЙ
Он кистью ловкой создавал И Пушкин у прибрежных скал Непревзойдённые пейзажи Глядел в пучины вод морские В них яростный девятый вал И строки звучные слагал – Крушил на щепки бриг отважный. «Прощай, свободная стихия!»
- С Пушкиным связано творчество многих людей искусства.
БРЮЛЛОВ
- художник-портретист. Написал портрет Натальи Гончаровой, жены А.С.Пушкина, отразив всю красоту, кротость и нежность этой прекрасной дамы. «Девушка с виноградом». Особенно удавались художнику портреты дам в бальных платьях…
Слуги в ливреях, свечи, подсвечники в золоте.
Музыка льётся под своды украшенных зал.
«Мадемуазель, вы безумно прекрасны!» -
«Ах, полноте!»
Кружатся вихри в восторге сияющих пар.
Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором
ВАЛЬС (звучит вальс Шопена)
- Балы проходили в огромных роскошных залах, окружённых колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали.
- ПОЛОНЕЗ – танец, которым открывался бал. Это торжественное шествие, во время которого дамы встречали кавалеров. Все присутствующие должны были принять в нём участие.
ФИЗМИНУТКА (танец полонез)
- Закрепление.
- Рефлексия.
-Наше путешествие подходит к концу.
- Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?
- «Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства…
- Что бы хотели взять с собой в наше время?
Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век…
Задание на дом:
подготовить небольшое сообщение об одном из знаменитых людей, оставивших
«свой след « в истории золотого века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"
Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....
План - конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Все профессии важны"
Открытый урок по окружающему миру...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
План конспект урока по окружающему миру 1 класс. Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: Изучение нового материала.Технология урока: информационно-коммуникативные, игровые.Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1 класс, А.А. Плешаков, учебник " Окружающий мир" ...
План - конспект урока по окружающему миру. 1 класс.
Конспект урока на тему: "Родная страна"...
План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"
Урок по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...
План-конспект урока по Окружающему Миру 2 класс "Рельеф"
План-конспект урока по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 .Тема урока "Рельеф" 2 класс. УМК "Гармония"...