Методическая разработка по окружающему миру "Занимательное природоведение"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
В этой статье приводятся увлекательные упражнения по окружающему миру, которые способны помочь родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по развитию его познавательной активности, укреплению знаний об окружающем мире и воспитанию бережного отношения к природе в полезную и приятную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по окружающему миру
В этой статье приводятся увлекательные упражнения по окружающему миру, которые способны помочь родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по развитию его познавательной активности, укреплению знаний об окружающем мире и воспитанию бережного отношения к природе в полезную и приятную игру.
Многие родители на детских каникулах стараются общаться с ребенком с "пользой для дела": развивать умственные способности, расширять кругозор, стимулировать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе и т.п. Но только некоторым из них удается превратить эти занятия в полезную и увлекательную игру, вызвать чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных, выработать потребность в познании окружающего мира.
Давайте вместе попробуем решить эту задачу. Те упражнения, которые мы вам предлагаем, рассчитаны на каникулярное время и позволяют не только расширить у школьника кругозор, стимулировать познавательную активность, но и сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету "Окружающий мир". Это – универсальное учебное задание для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить учение на каникулах в полезное и приятное занятие. Полюбившиеся же упражнения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьника, любого детского праздника(лучше на свежем воздухе). Постарайтесь всерьез и искренне заинтересоваться предстоящей работой, проводите занятия с ребенком в доброжелательной обстановке, почаще интересуйтесь мнением школьника – и тогда то, что вы задумали, обязательно получится.
Окружающий мир
- Занимательные вопросы и загадки
1. Когда сутки короче: зимой или летом? (одинаковые)
2. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (яма)
3. Какую траву и слепой узнает? (крапиву)
4. Какой грызун любит жить на столе? (мышь)
5. Кто живет, пока его кормят, и умирает, когда его напоят водой? (огонь)
6. Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки? (можно,снег или лед)
7. Можно ли зажечь спичку под водой? (можно, например, в подводной лодке)
8. Что бывает белой, черной и красной? (смородина)
9. Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран — барана.Кого видит обезьяна и почему? (себя в зеркале)
10. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли ожидать через 36часов солнечной погоды? (нет, это будет ночь)
11. Чтобы Ивану Васильевичу дойти до работы, требуется 1,5 часа.С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут.Чем вы объясните такую разницу? (нет разницы)
12. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
13. Три картофелины сварились в кастрюле за 20 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (20)
14. Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному окну и все окна выходят на юг. В одно из них заглянул медведь. Какого он был цвета? (белого, потому что на северном полюсе)
15. Почему снегирю дали снежное имя? (снегири прилетают к нам с первым снегом,а весной улетают на север в родные края)
16. Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами, не называя дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
17. Как можно назвать одним словом разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых? (режим)
18. Какой цветок называют "царицей цветов"? (роза)
19.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
20.
Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать. (небо и звезды)
21. На каком топливе работали автомобили в Цветочном городе:
- на бензине
- на керосине
- на минеральной воде
- на газированной воде?
22. Что является возбудителями болезней?
- сладости
- бактерии
- плохие оценки
- одиночество?
23. Как называется прибор для измерения температуры воздуха:
- теплометр
- барометр
- термометр
- градусник?
24. Какого цвета не бывает в радуге:
- оранжевого
- розового
- голубого
- зеленого?
25. Кого не достает в известном фразеологизме "Писать как _______лапой":
- осьминог
- курица
- осел
- черепаха?
26. Как называется пятая планета Солнечной системы:
- Марс
- Земля
- Венера
- Юпитер?
27. В каком созвездии находится Полярная звезда:
- Малая Медведица
- Лебедь
- Большая Медведица
- Лев?
28. Кого не достает в известном фразеологизме " _________на ухо наступил":
- кабан
- слон
- медведь
- крокодил?
29. Для чего кактусу колючки:
- чтобы передавать в космос в качестве антенны информацию
- чтобы колоться
- чтобы испарялось меньше воды
- чтобы развешивать на них игрушки?
30. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей:
- боятся дождя
- намокают крылья от влажного воздуха
- ищут пищу
- из-за тумана плохо видят землю?
II. Упражнения на развитие мыслительных операций
1. Назовите какие-нибудь три признака тигра, мыши, слона.
2. Чем схожи и чем отличаются яблоко и помидор?
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник).
(дерево,кустарник)
4. Какое понятие характеризуют следующие признаки: дышит, питается, растет, размножается, умирает?
(живая,природа)
5. Назовите группу слов: дуб, ольха, тополь, ясень. (лиственные деревья)
6. Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:
- маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;
- прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;
- всегда выбирает самый короткий путь к спасению;
- когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)
7. Расположите последовательно в порядке возрастания, следуя образцу (секунда, минута, час, сутки, неделя), слова и словосочетания:
Южное полушарие Земли, галактика, Земля, вселенная, Австралия, Солнечная система. (Австралия, Южное полушарие Земли, Земля, Солнечная система, галактика,вселенная)
8. Составьте как можно больше существительных из букв, составляющих слово природа. (пора, род, пир, ода, дар, ар, ад и др.)
9. Перечислите условия, необходимые для существования большинства представителей живой природы. (воздух, свет, тепло, вода, еда)
10. Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп: прозрачность, отсутствие вкуса, способность растворять некоторые вещества, отсутствие запаха?
(способность растворять некоторые вещества)
11. Выделите не менее пяти признаков одуванчика.
12. Исключите лишнее слово:
- дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки)
- липа, осина, клен, яблоня. (яблоня)
- Земля, Солнце, Марс, Уран. (Солнце)
- тополь, вишня, груша, слива. (тополь)
- волк, тигр, корова, лев. (корова)
13. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: плодовое дерево, природа, дерево, садовая яблоня, многолетнее растение, живая природа, растение, яблоня. (садовая яблоня, яблоня, плодовое дерево, дерево, многолетнее растение, растение, живая природа, природа)
14. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое, наиболее подходящее, слово, связанное по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: береза – дерево; Земля – ? (планета)
- Год – месяц; лес – ? (дерево)
- Север – юг; обильные осадки – ? (засуха)
- Ветка – дерево; Земля – ? (Солнечная система, галактика)
- Утро – ночь; зима – ? (осень)
- Азия – часть света; Южная Америка – ? (материк, континент)
- Жара – засуха; дожди – ? (наводнение)
- Утро – вечер; зима – ? (лето)
- Яйцо – скорлупа; картофель – ? (кожура).
15. Восстановите предложение: весну, маленькие, рыжие, одну, и, успеешь, большую, глазом, сольются, как, Не, проталины-веснушки, в, моргнуть. (Не успеешь и глазом моргнуть, как маленькие рыжие проталины-веснушки сольются в одну большую весну)
16. Восстановите текст:
- плывут легкие белые облака.
- Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему,
- А вот и еще один признак приближающейся весны.
- уже виднеется крошечная проталина
- Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору.
- Весна чувствуется только в воздухе.
- как льдинки в весенний разлив,
- Солнце так и слепит глаза.
- Около старого пня, на самом солнцепеке,
(Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина)
17. Постарайтесь узнать это растение по следующему описанию:
- древние греки считали это растение пищей бедняков;
- воины Древнего Рима жевали его перед боем;
- в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались;
- в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
- это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1- 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)
18. Назовите признаки всех времен года по схеме:
- как поднимается солнце над землей в данное время года по сравнению с предыдущим;
- длиннее или короче становится день;
- как изменяется температура воздуха;
- какие выпадают осадки;
- как изменяется состояние водоемов;
- как изменяется состояние почвы.
19. Составьте по следующей схеме рассказ о своей стране:
- моя страна расположена на материке … ;
- моя страна находится в природной зоне … (лес, степь, тундра, пустыня);
- в моей стране растут … ;
- в моей стране обитают … .
20. Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? (не портить деревья, не вытаптывать растения, не засорять леса и водоемы, не обижать животных и помогать им в трудное для них время)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс
Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"
Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в форме путешествия по Солнечной Системе. Использован деятельностный подход....
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.
Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Заключение на методическую разработку «Изучение окружающего мира с помощью заданий, направленных на установление причинно-следственных связей и выполняемых учащимися в парах, парах сменного состава» (методические рекомендации по окружающему миру во 2-4 кл
Рецензируемая работа представляет собой авторский вариант применения методики формирования и диагностики познавательных общеучебных умений....