курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"
методическая разработка (4 класс) по теме

Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon orkse_dobro_i_zlo.zip2.02 МБ
Package icon orkse_dobro_i_zlo.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики)

Гребнева Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой категории

МбОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа№2»
п.Куженер Республики Марий Эл

Тема урока: «Добро и зло».

Тема:    Дорогами добра и зла.

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал: таблички с пословицами, притча.  Наглядные пособия:  дерево добра и зла , рисунки детей по теме «Хорошие поступки» ,

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Тип урока:

Изучение нового материалае

                                  Ход урока.

1.Вступительное слово учителя                                                                                          Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели , в «прощеное воскресенье»прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, этими действиями, человек, как бы сбрасывает  с себя тяжелый  груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.

Мы попытаемся сегодня ответить на вопрос : что есть добро, а что зло; и как они влияют на окружающий мир и общество

2.Работа с учебником

-Давайте заглянем в учебники и узнаем, определение Добра и Зло.

3.Беседа с детьми

(макет дерева,на котором растут сухие листья, ползают гусеницы, паутина на ветках висит…)                                                                                                                                         -Разобраться, что такое Добро и что такое Зло поможет нам волшебное дерево. посмотрите на него как оно выглядит. Как вы думаете , почему оно стало таким?

  Когда-то это дерево было все в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий день , и защищало в проливной дождь.

  Но не зря это дерево волшебное. Оно очень чутко реагирует на изменения в мире и в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным  и защищать маленьких становится стыдно и зазорно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам- тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся  сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.

--Как нам помочь дереву? (надо делать больше дел и поступков и не совершать злых)

--Что такое Добро? Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички :  «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)

--В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова )                                                                          -Для чего они нужны людям?

Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим.Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов.

а)Игра «Волшебное кресло»

--Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.

  Мой обычный стул сегодня превратися в волшебное кресло. Тот кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера.

Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова : «На яву , а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.

   А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова и выслушиваю мнения детей)

---Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод:  Не стесняйтесь, говоритьдобрые слова.Не скупитесь говорить волшебные слова.

б)Пословицы           (учитель начинает , дети продолжают)

-Давайте вспомним пословицы про добрые слова.                                                                               Не зря говорят, что добрые слова……                                                                                         лучше мягкого хлеба

 Что дождь в засуху

  И кошке приятно                                                                                                                 Что солнышко в ненастье

      Слаще меда

 Камень растает

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли

в) Рефлексия «Чашка»

--Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Наполните ее до краев своим любимым напитком. А теперь рядом поставьте пустую чашку. Отлейте из своей чашки. А рядом стоят еще чашки, еще, еще…Отливайте… а теперь посмотрите в свою, она опять полная. Почему так получилось? Потому что ваша чашка особенная волшебная. Она наполнена вашей добротой.

 Откройте глаза. Давайте поговорим.

--Почему же ваша воображаемая вами кружка была всегда полной?

Вывод:    Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.

Г) Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки»                                                                              -Очень хорошо, когда слова и мысли добрые, но и поступки. Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное

--Сколько добрых дел вы уже сделали!!!А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.

-Что значит уважать ?

Уважение-это почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо заслуг.

-За какие качества характера человек заслуживает уважение?

д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»

-Всем нам хочется , чтобы к нам относились с уважением, называли нас ласково, по имени. Иногда я слышу, как ребятишки называют «длинный»,потому что рост длинный, или рыжий, т.к. у него фамилия Рыжиков.Как вы думаете, культурный человек позволит себе   называть людей по кличкам?

--Ведь как красиво звучат ваши имена.

е )Игра «Звали, зовут, будут звать» (микрофон)

--Как прекрасно и гордо звучали ваши имена и в настоящем и  в будущем, и немного смешно в прошлом.

Вывод:    Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.

--А вы знаете, что иногда добро превращается в зло. Стихотворениее прочитает Илья.

--В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

--Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

Вывод:   Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.


4.Рассказ «Урок бабочки»   (презентация)                                                                                                                                                                                                                           -Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне  бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.

«Урок бабочки».                                                                                                             -Вас тронула эта история. Почему?

После просмотра:

 Я просила силы, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильной.

Я просила мудрости, а Бог дал мне проблемы, которые нужно решать

Я просила процветания, а Бог дал мне мозги и мускулы, чтобы работать

Я просила мужества, а Бог дал мне препятствия, которые нужно преодолевать

Я просила любви, а Бог дал мне людей в беде, которым нужно помогать

Я просила Даров, а Бог дал мне удобный случай.

Я не получил ничего из того, чего желал. Но я получил все, что мне нужно.

Вывод:     Живи жизнью без страха, смело встречай препятствия и показывай, что можешь преодолевать их.

Ж) –А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом : « Ты мне друг?»                     « Дай списать. Я забыл его сделать». И друг…Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей)

Вывод :Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы не оставить его в беде, помочь ему. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, Иногда бывает достаточно доброго слова.

З )Правила доброты:

--Давайте вспомним правила Доброты.

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга                                                                                                                      -Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали:  «Н е делай зла , получишь добро. Относись к людям так , как хотелось, чтобы так относились к тебе.»

-Вспомним «золотые правила» в классе.

И)Игра «Найди пару» (на партах лежат таблички «начала» и «конца»  правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать , а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

-Всегда ли вы следуете этим правилам?

-Для кого они составлены?

-Почему  мы должны спешить делать добро?

-Что может произойти?

-если вы увидите, что человеку плохо, что вы будете делать?

-Когда это надо делать? (Сейчас)

-Что такое доброта? (дружить, уважать)

-А если не будете этого делать? Кто испытал на себе это чувство7

-А если бы злость было растением. Какое оно было бы?

…животным?

5.Рефлексия.»Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге .А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

Вывод-Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро

6.Итог урока (песня «Дорогою добра»)

-Ребята, наше дерево не должно оставаться таким. Перед вами яблоки: красные и зеленые. Если после сегодняшнего урока ваше настроение хорошее, может быть вы узнали что-то новое, наше общение заставило вас задуматься о чем-то  -ваше яблоко красное. Напишите об этом..                            А если наш урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы-ваше яблоко зеленое.

У кого есть желание рассказать о чем вы написали?

Украсьте наше дерево вашими пожеланиями. (Дети украшают дерево яблоками)

Спасибо вам за наше сегодняшнее общение.Вы порадовали меня своими ответами.Я вижу какие вы доброжелательные.Творите добро.И спешите делать Добро!

Список использованной литературы
литература для учителя:  

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»

М.Просвещение, 2010г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.

Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ  Сфера

2005г.

Классные дела в начальной школе. М.ТЦ  Сфера 2005г.

Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика.Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г

Учебные пособия для учеников:

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Электронное приложение к учебному пособию «основы светской этики»

Видеоматериалы

Фрагменты фильма «Добро и зло»

Запись песни «Дорога добра»

1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2.  Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3.  Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4.  
http://sitename.ru



Предварительный просмотр:

Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики)

Гребнева Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой категории

МбОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа№2»
п.Куженер Республики Марий Эл

Тема урока: «Добро и зло».

Тема:    Дорогами добра и зла.

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал: таблички с пословицами, притча.  Наглядные пособия:  дерево добра и зла , рисунки детей по теме «Хорошие поступки» ,

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Тип урока:

Изучение нового материалае

                                  Ход урока.

1.Вступительное слово учителя                                                                                          Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели , в «прощеное воскресенье»прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, этими действиями, человек, как бы сбрасывает  с себя тяжелый  груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.

Мы попытаемся сегодня ответить на вопрос : что есть добро, а что зло; и как они влияют на окружающий мир и общество

2.Работа с учебником

-Давайте заглянем в учебники и узнаем, определение Добра и Зло.

3.Беседа с детьми

(макет дерева,на котором растут сухие листья, ползают гусеницы, паутина на ветках висит…)                                                                                                                                         -Разобраться, что такое Добро и что такое Зло поможет нам волшебное дерево. посмотрите на него как оно выглядит. Как вы думаете , почему оно стало таким?

  Когда-то это дерево было все в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий день , и защищало в проливной дождь.

  Но не зря это дерево волшебное. Оно очень чутко реагирует на изменения в мире и в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным  и защищать маленьких становится стыдно и зазорно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам- тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся  сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.

--Как нам помочь дереву? (надо делать больше дел и поступков и не совершать злых)

--Что такое Добро? Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички :  «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)

--В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова )                                                                          -Для чего они нужны людям?

Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим.Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов.

а)Игра «Волшебное кресло»

--Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.

  Мой обычный стул сегодня превратися в волшебное кресло. Тот кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера.

Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова : «На яву , а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.

   А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова и выслушиваю мнения детей)

---Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод:  Не стесняйтесь, говоритьдобрые слова.Не скупитесь говорить волшебные слова.

б)Пословицы           (учитель начинает , дети продолжают)

-Давайте вспомним пословицы про добрые слова.                                                                               Не зря говорят, что добрые слова……                                                                                         лучше мягкого хлеба

 Что дождь в засуху

  И кошке приятно                                                                                                                 Что солнышко в ненастье

      Слаще меда

 Камень растает

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли

в) Рефлексия «Чашка»

--Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Наполните ее до краев своим любимым напитком. А теперь рядом поставьте пустую чашку. Отлейте из своей чашки. А рядом стоят еще чашки, еще, еще…Отливайте… а теперь посмотрите в свою, она опять полная. Почему так получилось? Потому что ваша чашка особенная волшебная. Она наполнена вашей добротой.

 Откройте глаза. Давайте поговорим.

--Почему же ваша воображаемая вами кружка была всегда полной?

Вывод:    Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.

Г) Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки»                                                                              -Очень хорошо, когда слова и мысли добрые, но и поступки. Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное

--Сколько добрых дел вы уже сделали!!!А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.

-Что значит уважать ?

Уважение-это почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо заслуг.

-За какие качества характера человек заслуживает уважение?

д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»

-Всем нам хочется , чтобы к нам относились с уважением, называли нас ласково, по имени. Иногда я слышу, как ребятишки называют «длинный»,потому что рост длинный, или рыжий, т.к. у него фамилия Рыжиков.Как вы думаете, культурный человек позволит себе   называть людей по кличкам?

--Ведь как красиво звучат ваши имена.

е )Игра «Звали, зовут, будут звать» (микрофон)

--Как прекрасно и гордо звучали ваши имена и в настоящем и  в будущем, и немного смешно в прошлом.

Вывод:    Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.

--А вы знаете, что иногда добро превращается в зло. Стихотворениее прочитает Илья.

--В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

--Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

Вывод:   Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.


4.Рассказ «Урок бабочки»   (презентация)                                                                                                                                                                                                                           -Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне  бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.

«Урок бабочки».                                                                                                             -Вас тронула эта история. Почему?

После просмотра:

 Я просила силы, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильной.

Я просила мудрости, а Бог дал мне проблемы, которые нужно решать

Я просила процветания, а Бог дал мне мозги и мускулы, чтобы работать

Я просила мужества, а Бог дал мне препятствия, которые нужно преодолевать

Я просила любви, а Бог дал мне людей в беде, которым нужно помогать

Я просила Даров, а Бог дал мне удобный случай.

Я не получил ничего из того, чего желал. Но я получил все, что мне нужно.

Вывод:     Живи жизнью без страха, смело встречай препятствия и показывай, что можешь преодолевать их.

Ж) –А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом : « Ты мне друг?»                     « Дай списать. Я забыл его сделать». И друг…Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей)

Вывод :Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы не оставить его в беде, помочь ему. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, Иногда бывает достаточно доброго слова.

З )Правила доброты:

--Давайте вспомним правила Доброты.

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга                                                                                                                      -Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали:  «Н е делай зла , получишь добро. Относись к людям так , как хотелось, чтобы так относились к тебе.»

-Вспомним «золотые правила» в классе.

И)Игра «Найди пару» (на партах лежат таблички «начала» и «конца»  правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать , а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

-Всегда ли вы следуете этим правилам?

-Для кого они составлены?

-Почему  мы должны спешить делать добро?

-Что может произойти?

-если вы увидите, что человеку плохо, что вы будете делать?

-Когда это надо делать? (Сейчас)

-Что такое доброта? (дружить, уважать)

-А если не будете этого делать? Кто испытал на себе это чувство7

-А если бы злость было растением. Какое оно было бы?

…животным?

5.Рефлексия.»Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге .А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

Вывод-Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро

6.Итог урока (песня «Дорогою добра»)

-Ребята, наше дерево не должно оставаться таким. Перед вами яблоки: красные и зеленые. Если после сегодняшнего урока ваше настроение хорошее, может быть вы узнали что-то новое, наше общение заставило вас задуматься о чем-то  -ваше яблоко красное. Напишите об этом..                            А если наш урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы-ваше яблоко зеленое.

У кого есть желание рассказать о чем вы написали?

Украсьте наше дерево вашими пожеланиями. (Дети украшают дерево яблоками)

Спасибо вам за наше сегодняшнее общение.Вы порадовали меня своими ответами.Я вижу какие вы доброжелательные.Творите добро.И спешите делать Добро!

Список использованной литературы
литература для учителя:  

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»

М.Просвещение, 2010г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.

Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ  Сфера

2005г.

Классные дела в начальной школе. М.ТЦ  Сфера 2005г.

Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика.Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г

Учебные пособия для учеников:

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Электронное приложение к учебному пособию «основы светской этики»

Видеоматериалы

Фрагменты фильма «Добро и зло»

Запись песни «Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".

В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство).  Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.Тема: «Справедливость и милосердие».

К уроку по теме "Справедливость и милосердие", разработанному по программе "Школа 2100" подобраны и добавлены материалы из других информационных источников....