Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру  разработана  на основании

  • Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от  06.10.2009 г.
  • Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.
  • Письма Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников"
  • Перечня  учебников на 2014-2015 учебный год, по которым будет работать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школы №8 города Мценска (Приказ по школе №80 от 16.05.14г.)
  • Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2014-2015 учебный год №393 21.03.14
  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом по школе №171.  от 01.09. 2014 года
  •  Программы  « Окружающий мир. 1-4 классы» Виноградова Н. Ф. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.)   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx80.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу: «Окружающий мир».

УМК «Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  разработана  на основании

  • Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от  06.10.2009 г.
  • Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.
  • Письма Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников"
  • Перечня  учебников на 2014-2015 учебный год, по которым будет работать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школы №8 города Мценска (Приказ по школе №80 от 16.05.14г.)
  • Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2014-2015 учебный год №393 21.03.14
  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом по школе №171.  от 01.09. 2014 года
  •  Программы  « Окружающий мир. 1-4 классы» Виноградова Н. Ф. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.)   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

         В Программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

    Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля – наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).

     Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).

    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы – жители Земли» (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс),  «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).

     Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина – Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

     История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс),  «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

      С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

      «Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном ил игровом зале и пр.).

      Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их: оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

       Программа рассчитана на 4 года изучения.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс – 66 ч, 2 класс – 68 ч, 3 класс – 68 ч, 4 класс – 68 ч. Согласно  базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч.

Ценностные ориентиры курса «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса «Окружающий мир»

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных результатов изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


Содержание курса «Окружающий мир»

1 класс (66 ч)

Введение. Этот удивительный мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (2 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Твоё здоровье (6 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Универсальные учебные действия

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Я и другие люди (3 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Труд людей (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (31 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Наша страна — Россия. Родной край (15 ч)

Название города, в котором мы живём. Главная улица улица, площадь. Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Универсальные учебные действия

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают         в...».

Называть достопримечательности столицы ( с опорой на фото, рисунки) ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно - этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за растениями и животными.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить  домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу,  в хозяйство по выращиванию цветов и т. п.. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом ( с учётом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:

  • воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

—различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

  • определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;

—устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе обучающиеся смогут научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских  ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2 класс (68 ч)

Введение. Что окружает человека (1 ч).

   Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия        

Кто ты такой   (14 ч).

   Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем  нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

    Ты и твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники -  органы чувств.

 Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание.  Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом.  Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ:  здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с  водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду.  Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

  Универсальные учебные действия

 Описывать   кратко особенности разных органов чувств

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.

Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Кто живет рядом с тобой  (6 ч).

   Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

   Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.

   Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

   Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

 Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.                       Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия – твоя Родина (13 ч).

   Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.  История рассказывает о прошлом.

Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании  Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

 Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быть людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

   Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте.  Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

   Города России. Санкт – Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт - Петербурга.

    Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная  страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.

 Универсальные учебные действия

 Ориентироваться   в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

 Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка. Знать флаг и герб России.  

Мы – жители Земли (9 ч).

   Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце.  Земля – планета. Чем земля  отличается от других планет Солнечной системы.

   Царства природы.  Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений

Универсальные учебные действия

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. 

Назвать царства природы

Описывать  признаки животного и растения как живого существа

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса и их жизнь в разные времена года.   Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

   Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

   Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

   Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях. Зерновые, овощные, технические и др.  Животные поля.

   Жизнь сада и огорода. Растения сада и огород. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

   Универсальные учебные действия

Различать  этажи леса: называть особенности каждого этажа.         Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать  понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить  несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоем от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Человек и природа.(2 ч) 

 Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

   Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

   Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

 Универсальные учебные действия

  Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе.

Приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России (на примере своей местности).

Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда, в исторический музей, на предприятие, учреждение культуры и быта.

   Практические работы: составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности;  растения разных сообществ).

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 2 классе обучающиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи  
  • называть  основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век,  (столетие);соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличие Земли от других планет
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

—различать  состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;

—устанавливать  основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения в 2 классе обучающиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: Солнечная система, сообщество, деревья кустарники, травы, лекарственные растения ядовитые растения, плодовые культуры, ягодные культуры;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой)
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

3 класс (68 ч)

Земля – наш общий дом  (10 ч).

   Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

   Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

      Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды.  Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды   от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия век, столетие, эпоха.

Характеризовать Солнечную систему: назвать, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состояниями воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды,  характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной задачей.

Человек изучает Землю (4ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Меридианы и параллели. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте; находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы  (26 ч).

 Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

 Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные  (на примере отдельных групп представителей).

   Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

 Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как  животные воспитывают своих детенышей.

  Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

   Охрана растений.

Расширение кругозора школьников.  Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия

Объяснять  отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры, конструировать цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России», перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша родина: от Руси до России  (11 ч).

   Название русского государства в разные исторические времена (эпохи):Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти

 Универсальные учебные действия 

Воспроизводить  названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

   Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).  Во что верили славяне. Принятие Христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия 

Составлять портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе; рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились в старину  (7 ч).

Человек и растения. Культурные растения.  Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

   Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, ружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

   Торговля. Возникновение денег.

   Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.  

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел»  из-под земли.

Уроки - обобщения.

 Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии.  В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий, художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника; смена сезонов, дня и ночи; роль света и воды в жизни растений; состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях земледелие, культурные растения, крестьяне, помещики, крепостное право, кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях рабочий, капиталист.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;  
  • Устанавливать зависимости между состояниями воды и температурой воздуха.
  • Описывать свойства воды (воздуха),  
  • Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.
  • Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.
  • Объяснять  отличия грибов от растений.  
  •  Характеризовать животное как организм.
  • Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.
  •  Приводить примеры, конструировать цепи питания.
  •  Составлять описательный рассказ о животных
  • характеризовать  некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  •  сравнивать  картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
  •  Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  
  •  Работать с географической и исторической картами, контурной картой

К концу обучения в 3 классе обучающиеся могут научиться:

 —  Ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия век, столетие, эпоха.

  • Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха
  • проводить несложные опыты по размножению растений
  •  проводить классификацию животных по классам, выделять признак классификации;
  • Рассказывать  об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • Ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена, возникновение ремесел, научные открытия и др.);
  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

 

4 класс (68 ч)

 Человек – живое существо (организм)   (16 ч).

   Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

   Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

   Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

   Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

   Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган  кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

   Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

   Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, гнев, плач. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

   Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.

 Твоё здоровье. (12 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.  Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

    Вредные привычки.

    ОБЖ:  когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.  

Универсальные учебные действия

Раскрывать принципы ЗОЖ.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения. 

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек – часть природы.(2 ч)

 Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребенка.

  Человек среди людей.(5 ч)

   Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения

   ОБЖ:  почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия

Различать положительные и отрицательные качества, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

 Родная страна от края до края.(10 ч)

Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

 Россия и  её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

    Универсальные учебные действия

Описывать картины природных  зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям)

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

 Человек – творец культурных ценностей. (12 ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.  

  Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

   Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

  Искусство России XIX века.  «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И.  Левитан и др.).

   Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.).  Произведения  художников  России  (А. А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. Малевич и др.).  Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.).  

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии культура, «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Человек - защитник своего Отечества (5 ч)

  Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

   Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

   Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

 Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу  родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

        Экскурсии.  В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора.

   Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и  рабочей тетради).

Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия

Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  •  моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
  • Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребенка.
  • оценивать положительные и отрицательные качества, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. 
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты, оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  •     описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время»,   столетие, эпоха

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России.
  • Описывать основные события культурной жизни России ( в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
  • Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе обучающиеся могут научиться:

 —  применять в житейской практике правила ЗОЖ, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; 

  • Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение  
  • Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

  1. Учебник «Окружающий мир» 1, 2, 3, 4  класс (в 2-х частях), автор Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана -Граф»

2. Печатные пособия

2.

3.

4.

  1. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1, 2, 3, 4  класс, автор Н.Ф. Виноградова,     М.,  «Вентана -Граф»
  2. Окружающий мир. Методика обучения 1-2 класс, М.,  «Вентана - Граф» 2014 г.

Окружающий мир:программа:1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова.-
М.: Вентана-Граф,2013.-192с.-( Начальная школа ХХI века).

3. Технические средства обучения

5.

6.

7.

8.

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

МФУ (сканер, принтер, копир).

4. Экранно-звуковые пособия

9.

10.

11.

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM ).

Таблицы ( «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные»).

Фотографии и иллюстрации.

5. Игры и игрушки

12.

13.

Карточки «Дорожные знаки»

Мяч

6. Оборудование класса

14.

15.

16.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по школе 21 века

Здесь разработаны рабочие программы по школе 21 века 1 класс, 2 класс надомное обучение...

Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс

рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  по окружающему миру...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  математике...