Окружающий мир "Реки и озёра" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру "Реки и озёра" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okr._miru.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир «Реки и озёра» Урок разработала и провела учитель начальных классов ГБОУ «Школа 2065» (к-3) Гуденко Диана Викторовна Москва 2015 |
Реки и озёра.
Предварительная подготовка урока.
Ученикам дается задание подумать о значении воды в жизни людей и других организмов. Вспомнить пройденный материал по теме «Круговорот воды в природе», подготовить сообщение или проект по теме «Где берет свое начало река?» (по желанию).
Цели:
- Познакомить с характерными особенностями рек и озер.
- Развивать умение наблюдать за явлениями, происходящими в природе, а также способности рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе учебного процесса.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, навыки экологической культуры.
- Научить находить и показывать реки, озера на карте.
Оборудование: электронная доска, физическая карта материков, прозрачная ёмкость, машинное масло, учебник, компьютер, листочки с заданием для каждой парты.
Тип урока: урок- диалог.
Предметные и метапредметные результаты:
Предметные | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив ные УУД |
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
|
|
|
|
|
Ход урока
- Повторение пройденного материала.
На электронной доске дети смотрят видеоклип к песне «В небе тучка хмурится».
Учитель: - В нашей песне дождик закончился, и выглянуло солнышко. Что произошло с капельками воды, когда пригрело солнце?
Ученики: - Они высохли (или испарилась).
Учитель: - Конечно! А как мы назовем этот процесс?
Ученики: - Круговорот воды в природе.
Учитель: - Правильно. Но дождик был сильный и долгий. Как вы думаете, вся вода испарилась?
Ученики: - Нет. Часть воды собралась в ручейки или реки.
Учитель: - Конечно. Давайте я вам расскажу сказку о могучем ручейке.
Лось поскользнулся возле ручейка. Разозлился лось, закричал: «Затопчу тебя, чтобы дорогу не портил!»
- «Ты сильный, а меня не затопчешь, - прожурчал ручеёк. - Я работаю день и ночь без устали. Говорят: «Вода камень точит». Приходи через год – увидишь, на что я способен».
Пришёл лось через год, а ручеёк течет по дну большого оврага.
- «Неужели это ты сделал?» - спросил лось. «Я, - скромно ответил ручеёк. – Каждое мгновение мои воды уносили по песчинке!»
Ручьи образуют овраги. Река ещё сильнее. Она уносит течением песок и камешки, размывает берега и углубляет русло. Год за годом русло реки смещается, извивается и формирует широкую речную долину.
На дом вам было задано подготовить сообщение или проект на тему «Где берет свое начало река»?
Выходит ученик (или ученики) с сообщением или проектом.
Ученик: - Вода, испаряясь с поверхности водоемов, поднимается вверх и собирается в облака. Мелкие капельки объединяются в более крупные, и, когда они становятся слишком тяжелыми, начинается дождь. Таким образом, вода снова попадает на поверхность земли. С возвышенностей она течет вниз и собирается в ручейки, а они, сливаясь вместе, становятся началом реки. Маленькие речки объединяются в большие, а потом впадают в озера или реки.
Учитель: - А зачем нам нужны реки и озера?
Ученики: - Чтобы мы могли пить воду.
Учитель: - Скажите, любая водичка нам подходит для питья?
Ученики: - Нет, она должна быть пресной и чистой.
Учитель: - Что мы можем сделать, чтобы сохранить чистоту?
Ученики: - Не нужно бросать мусор в воду и на землю, потому что грязь с водяными потоками попадёт в реки.
Учитель: - Давайте подумаем, хорошо ли если рядом с рекой или озером проложена дорога?
Ученики: - Нет. Грязь с дороги будет попадать в водоем.
Учитель: - Проведем небольшой опыт и посмотрим, что происходит, когда бензин или машинное масло попадает в воду.
Учитель: (беря в руки прозрачный контейнер для воды) Давайте представим, что это озеро с чистой прозрачной водой. Ехала на машине мимо нашего озера дружная семья. Увидели они такую красоту и решили остановиться и устроить пикник возле воды. У машины подтекало масло, но они не стали предавать этому значения. Папа разложил стол, стульчики, мама разложила угощение, а масло тем временем капало и капало. Дети вкусно покушали и захотели искупаться, а масло продолжало капать. После водных процедур, конечно, захотелось погреться на солнышке, наслаждаясь щебетом птиц. Всё это время, масло продолжало подтекать. (Учитель периодически капает масло в ёмкость.)
Давайте посмотрим, что стало с водой в нашем озере.
Масло покрывает водную поверхность тонким слоем, который хорошо виден благодаря темному цвету.
Учитель: - Что произошло?
Ученики: - Масло расплылось по поверхности воды.
Учитель: - Это может быть вредным для окружающей среды и для нас?
Ученики: - Да. Люди и животные не смогут пить такую воду.
Учитель: - И рыбкам не будет хватать кислорода, который не сможет попасть в воду из-за масляной пленки. Какой мы сможем сделать вывод?
Ученики: - Не нужно строить дороги вблизи водоемов, разбрасывать мусор.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте немного переключимся, закроем глазки и представим чистую озёрную водичку и рыбок. Теперь откройте глаза и посмотрите на доску.
Гимнастика для глаз (Лучше использовать презентацию с рыбками).
- Работа над новым материалом.
Учитель: - Молодцы. А теперь давайте научимся находить реки и озера на карте и глобусе. Представьте, что мы сели в самолет или вертолёт и поднялись высоко над землёй. Как вы догадаетесь, что пролетаете над рекой? Как она будет выглядеть?
Ученики: Река будет похожа на ниточки или змейки.
Учитель: Молодец! Вот и на карте реки похожи на синие змейки. Если вы приглядитесь, то увидите, что некоторые из них тоненькие, а другие – толще, одни более короткие, другие - длиннее. Попробуем предположить, почему.
Ученики: - Это зависит от длины и ширины реки. Чем длиннее река на самом деле, тем она длиннее и на карте; чем шире река, тем толще линия на карте.
Учитель: - Конечно. А рядом с синей линией написано название реки. Как вы думаете, на что будут похожи озёра?
Ученики: Озера будут похожи на лужи.
Учитель: Вот и на карте озёра похожи на лужицы. Но в некоторых местах они темно-синие, а в других - светло-синие. Догадайтесь, почему.
Ученики: Чем глубже озеро, тем темнее оттенок синего.
Учитель: Умница! Подписываются озера так – оз., а дальше название.
А теперь потренируемся в нахождении рек и озёр на карте. Будем работать в парах. Откройте карты на стр. 130 учебника. У вас на партах лежат листочки с названием водоема и континента, на котором он находится. Ваша задача найти на карте этот водоем и определить, река это или озеро.
Дети выполняют задание, отвечают.
Учитель: Молодцы! Все справились с заданием!
Предлагаю снова посмотреть на карту и обратить своё внимание на то, что некоторые реки изображены прерывистой линией. Как вы думаете, почему?
Ученики: Наверно эти реки только появляются и настолько малы, что похожи на ручейки.
- А может быть в этом месте река наоборот начала высыхать.
Учитель: Верно! А почему же реки могут пересыхать?
Ученики: Потому что стало очень жарко или река изменила своё направление.
Учитель: Умница. Давайте подумаем, когда реки могут менять своё направление?
Ученики: Когда изменился рельеф земной поверхности.
Учитель: Правильно. А что ещё может послужить причиной изменению направления течения реки?
Ученики: Иногда строят дамбы и перекрывают течение реки.
Учитель: Это хорошо, что строят дамбы?
Ученики: Да. Люди могут построить в этом месте город, получить электричество.
Учитель: Скажите, а всем полезно строительство дамбы?
Ученики: Человеку полезно, а животным и растениям нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что в том месте, где текла река, рос камыш, осока, а в них жили разные животные. Теперь растения засохнут, и животные могут умереть.
Учитель: Как тогда поступать людям? Какой выход вы видите?
Ученики: Нужно приспосабливаться к природе, а не изменять её по своему желанию.
Учитель: Молодцы!
- Подведение итогов.
Учитель: - Итак, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Ученики: - Мы узнали, откуда берут свое начало реки, как обозначаются реки и озера на карте.
Ученики: - Еще мы узнали, что без чистой воды погибнут все животные и мы.
Учитель: - К сожалению, уже сейчас вода во многих водоемах сильно загрязнена, поэтому, прежде, чем использовать ее для питья и приготовления пищи, рекомендуется фильтровать воду с помощью специальных устройств. Кроме того, перед тем, как пить воду, ее нужно кипятить. Что будет дальше с нашими реками и озерами, зависит только от нас.
- Домашнее задание.
Рисунок животных, проживающих вблизи озёр или рек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)
Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...