Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На данном уроке преобладают активные формы работы с обучающимися, такие как игра, тест, парная работа по выбору картинок, самостоятельная работа и др. Использованы разнообразные методы работы:объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра). Применялись технологии компьютерного обучения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, словесной продуктивной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_les_za_gribami._urok_v_1_klasse_.doc | 915.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме
В лес за грибами
(УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс»,
авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)
Выполнила учитель
начальных классов
Седненкова
Валентина Петровна
город Смоленск
Цели:
- расширение и систематизация знаний о грибах; знакомство с правилами сбора грибов.
- развитие познавательного интереса, кругозора, речи, воображения учащихся, умения работать с текстовым материалом; развитие деловых и эмоционально-положительных отношений к совместной деятельности.
- воспитание бережного отношения к природе родного края, любознательности.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма проведения: урок-путешествие.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые
( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Инновационные технологии:
- компьютерного обучения;
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал (грибы, корзинка, картинки с изображением грибов), учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, презентация Power Point. (электронное приложение к уроку)
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На экран все поглядели.
Постарайтесь догадаться,
Чем мы будем заниматься.
2. Объявление темы и задач урока.
Учитель: – На предыдущих уроках вы познакомились с грибами, многое о них узнали. А чем мы сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться сами, рассмотрев эти картинки на экране.
Слайд №1 (лес, корзина с грибами)
Ответы детей: (будем учиться собирать грибы; пойдём в лес за грибами и т. д.)
Учитель: - Сегодня мы отправляемся в лес за грибами.
(На слайде появляется надпись «В лес за грибами»).
- Чтобы путешествие в лес принесло всем радость и удовольствие, мы прежде должны будем хорошо подготовиться к нему, а для этого повторим то, что вы раньше узнали о грибах.
3. Повторение и проверка ранее полученных знаний.
1) Отгадывание загадок
Учитель:
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес.
- Давайте вспомним о том, на какие 2 большие группы делят все грибы.
Дети: - Съедобные и несъедобные.
Учитель: - Угадайте, о каких грибах идёт речь?
(Учитель читает загадки, дети отгадывают, на экране появляются слайды с изображением грибов.)
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Слайд №2 (боровики)
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Учитель: - Боровик редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать ещё.
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще. Слайд №3 (подберёзовики)
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Он в осиннике родился, Слайд №4 (подосиновики) Как в траве не притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.
Вдоль лесных дорожек Слайд №5 (сыроежки)
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай-
Это…(сыроежки).
На пеньке сидят братишки. Слайд №6 (опята) Все - в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята называются ... (опята)
Ходят в рыженьких беретах — Слайд №7 (лисички)
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются... (лисички)
В лесу, на радость людям, Слайд №8 (маслята) Средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке Растет грибок ... (масленок)
В шляпе вогнутой, как в чашке, Слайд №9 (рыжики)
Две купаются букашки
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный…(рыжик)
Учитель: - В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут». Какие ядовитые грибы вы запомнили?
Он в лесу стоял, никто его не брал, Слайд № 10 (мухоморы)
В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)
Знай, что этот гриб – обманка, Слайд № 11 (поганки)
Враг наш – бледная… поганка. (Бледная поганка)
Эти дружные ребята называются… опята. Слайд № 12 (ложные опята)
Собирать их нам не сложно,
Но бывает гриб и ложный –
Жёлтый и без пелеринки.
Эти – не клади в корзинку. (Ложные опята)
2) Игра «Поставь буквы на место»
Учитель: - А теперь поиграем в игру «Поставь буквы на место». Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутались. Вы должны будете узнать грибы, расставив буквы на свои места.
(Буквы на магнитах прикреплены к доске).
Ш в о л к а н у - волнушка
Д у з г р ь – груздь
Р о к а с ы ж е – сыроежка
Ч и с а к и л - лисичка
Х о м у р о м - мухомор
Учитель: - Мы с вами вспомнили многие грибы и теперь можем смело отправляться в лес. Что возьмём с собой?
Дети: - Лукошки, ножики. Слайд № 13 (пустые лукошки)
4. Физкультминутка
По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.
5. Изучение нового
1) Тест
Учитель: Вот мы и в лесу. Но что это нам слышится, ребята?
(Включается аудиозапись стихотворения Геннадия Дергачёва «Леший».
Прослушивается отрывок). Слайд № 14 (Леший)
Учитель: - Ребята, Леший – хозяин леса. Вы слышали, что он может запутать в лесу тех, кто вредит лесу, и тогда трудно будет выбраться оттуда. Поэтому он должен убедиться в том, что мы пришли с добром и не причиним вреда природе. Надо всегда помнить о том, что человек в лесу – гость.
Леший впустит нас в свои владения, если мы правильно ответим на его вопросы.
Слайд № 15
(Тест с вопросами и вариантами ответов даётся со слайдов;
учащиеся на планшетах указывают номера правильных ответов)
1. Как нужно собирать грибы? Слайд № 16
1) срезать ножом
2) сбить палкой
3) вытянуть из земли
2. Что должен сделать грибник, Слайд № 17 если усомнился в сорванном грибе?
1) попробовать на вкус
2) срезать и положить в корзину
3) не брать гриб
3. Самый ядовитый гриб? Слайд № 18
1) мухомор
2) бледная поганка
3) ложные опята
4. Царь грибов: Слайд № 19
1) подберезовик
2) белый гриб
3) лисички
2) Работа с учебником
Учитель: – Молодцы, ребята! Но Леший ещё должен убедиться в том, что вам знакомы правила сбора грибов. Откройте учебник на стр. 21, прочитайте важные советы:
Учитель дополняет:
- Не вырывай грибы – не разрушай грибницу.
- Не собирай грибы в полиэтиленовые пакеты, т. к. они там мнутся, разрушаются, возможно отравление.
Учитель: - Вот теперь нас Леший отпускает в свои владения. Можно смело собирать грибы. Ой, сколько же их много.
На пригорке и под горкой Слайд № 20
Под берёзкой и под ёлкой,
Между соснами и в ряд
В шапках молодцы стоят
6. Закрепление изученного
.
1) Работа в парах
Учитель раздаёт конверты с разрезными картинками грибов: каждая пара получает конверт, клей, лист белой бумаги
Учитель: - Каждой паре необходимо собрать 2 картинки. Картинки со съедобными грибами нужно наклеить на лист бумаги, вырезать и поместить в прорези корзины, прикреплённой на доске.
Во время самостоятельной работы учащихся звучит аудиозапись «Голоса птиц».
2) Подведение итогов самостоятельной работы
Учитель: - Посмотрите, ребята, сколько много вы собрали грибов. Проверьте, нет ли среди них ядовитых. Давайте назовём все грибы, которые вы поместили в корзинку.
Ответы детей.
Учитель: - А теперь назовите те грибы, которые вы не стали класть в корзинку.
Дети: - Мухомор.
Учитель:
Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель в лесу остаётся.
- Ребята, у мухомора может быть и белая шляпка Слайд № 21
У всех мухоморов обязательно есть бородавки, по которым мы легко их можем узнать.
Какие ещё грибы вы не стали брать в корзину?
Дети: - Бледную поганку, ложноопёнок, желчный гриб, чешуйницу гребенчатую, свинушку толстую, волоконницу земляную, ложнодождевик, мухомор пантерный, паутинник оранжево-красный.
Учитель: - Что же мы тогда сделаем с этими грибами, раздавим их, чтобы никто не отравился?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: - Молодцы, правильно, нельзя давить. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, служат домом для насекомых, помогают деревьям добывать питание.
Поэтому оставим их. Пусть помогают лесу! А мы запомним, что в нашей корзине нет им места!
Сложим их снова в конверты – а это означает, что оставим их в лесу.
7. Подведение итогов урока Слайд № 22
Учитель:
- Вот и заканчивается наш поход за грибами. Кому из вас, ребята, он понравился? Чем он был полезным?
Учитель:
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете на следующем уроке.
8. Рефлексия
Учитель:
- Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте поапплодируем лесу за его щедрость и подарим ему своё весёлое настроение. Улыбнитесь друг другу, если вам понравилось наше путешествие в лес.
Список использованной литературы:
1. Учебник «Окружающий мир 1 класс» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина .
2. http://www.stihi.ru/avtor/melissap - стихи Лины Орловой
3. http://festival.1september.ru
Источники иллюстраций:
1. www. goodhouse. ru-картинки
2. www. awaytravel. ru
3. www. kleo. ru
4. www.shop812.ru
5. pokupki-24.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник дидактических карточек для индивидуального (дифференцированного) опроса по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окру
Дидактические карточки дляя ндивидуального опроса по окружающему миру по УМК "Перспектива" для параллели 3 классов...
Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.
Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимосвязи ...
Программа по окружающему миру. 2класс. УМК "Гармония" Авторы О.Т. Поглазова, В.Т. Шилин
В программе по окружающему миру УМК "Гармония" для 2 класса представлены 4 раздела: планируемые результаты изучения (личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, предметные),...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....