Урок по окружающему миру в 3 классе "Пётр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Урок  по окружающему миру в 3 классе "Пётр великий" по программе 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_petr_1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пётр Великий.

Цель: формирование целостного представления о Петре 1 первом императоре, его преобразованиях: создание российского флота, выход в Балтийское море, строительство Санкт - Петербурга; реформы в быте.

Задачи: ввести детей в новую тему;

развивать творческие исследовательские способности;

воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Планируемые результаты:

предметные: учить делать выводы на основе материала учебника и со слов учителя; работать с картой; анализировать текст учебника; давать определения понятиям: империя, император;

личностные: ученик проявляет учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности.

УУД:

регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов и других источников; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации; ориентироваться на развороте учебника;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

                                                        Ход:

1. Организационный момент.

- Доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И я вам, ребята, сегодня желаю добра, удачи, будьте активными и творческими.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Сегодня мы с вами перенесёмся в петровскую эпоху и будем говорить о человеке, который сыграл огромную роль в образовании российского государства. Мы будем вести летопись событий тех лет. Летопись содержит секрет, который мы должны раскрыть в конце урока. Как только вы его откроете, вы прочтёте слово, записанное на обратной стороне страниц летописи. Итак "Петровская эпоха".

-  У А.С.Пушкина есть замечательные строчки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-Ребята, вы, конечно, догадались, о ком идёт речь в стихотворении? (О Петре 1)

-Итак, кто скажет, какая сегодня  тема урока? (Петр Великий)

-В царствование императрицы Екатерины 2 Петру Великому воздвигнут величественный памятник скульптора Фальконе.  На вершине скалы изображён взвившийся на дыбы конь, а на нём могучий всадник, правой рукой, указывающей на Академию Наук, Университет, Академию художеств, корабли.

-Кто знает, в каком городе воздвигнут этот памятник? (В Санкт-Петербурге)

-Ребята, а на какой реке стоит этот замечательный город? (На Неве)

-Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было.

-И вот решил Пётр 1 построить город и превратить его в морскую державу.

-Выбрав место для строительства нового города на одном из островов в устье Невы, Пётр своими руками  сделал крест и, поставив его, сказал: "Здесь будет крепость и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла". Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России. Они работали и день, и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Царь Пётр работал вместе со всеми. Строился город долго, ведь техники - то не было, всё делалось почти вручную.

- И  в начале 18 века  за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город порт, новая столица России.

- Посмотрите и скажите, какое вы заметили противоречие?

(До 18 века города не было, а потом он вдруг возник)

- Какой возникает проблемный вопрос?

 (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

- Сравним свой вариант ответа с мнением авторов на с.136.

-Давайте посмотрим на реку времени Российской истории.

- Что вы видите на рубеже 17-18 веков?

(Река ударяется о камень "Преобразования Петра 1" и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя)

-Ребята, а как вы понимаете смысл слова "преобразования"?(Изменение)

- Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете - возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал.

- Какой возникает вопрос? (Зачем были нужны преобразования?)

-Знаем ли мы, какие ещё преобразования сделал Пётр 1? (Нет)

-Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?

(Выяснить, какие преобразования провёл в России Пётр 1?)

- Посмотрите на карту России 16 - 17 веков?

-Куда впадает река Нева? (Река Нева впадает в Финский залив Балтийского моря)

-Как вы думаете, зачем Петру 1 понадобилось строить  новую крепость в устье Невы? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю)

- Какой же возникает вопрос? (Был ли завоёван выход в Балтийское море?)

-Что мы сейчас с вами составили? (Составляли план )

3. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

1) Укрепление Российского государства.

-Для  того, чтобы понять, для чего Петру 1 понадобилось начинать эти резкие и глубокие изменения, нам необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу 17 века. В этом нам поможет учебник. Прочитаем текст вслух, начиная со слов "К началу 18 века..."

-Опираясь на текст, ответьте на вопрос: "Почему Петр 1 начинает преобразования в стране? (Чтобы догнать другие страны)

-Итак, мы ответили с вами на первый вопрос "Зачем были нужны преобразования?" (Да)

-Мы начинаем с вами вести летопись тех времён и  открываем первую страничку.

-Найдите в тексте какие преобразования были проведены? (Создал новые армии и флот, заводы, мастерские, школы, печатали книги, газеты)

- За годы правления Пётр 1 создал более 200 заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, получали железо.

- Что вы узнали о самом Петре 1? (Пётр трудился сам, был не только правителем, но и солдатом, моряком, строителем)

-Получили мы ответ на вопрос "Какие преобразования были проведены?" (Да)

-Значит пришло время открыть вторую страничку. 

2) Работа по иллюстрациям учебника.

-Ребята, внимательно рассмотрите картины жизни простых людей в петровское время. Подумайте и скажите, как изменилась их жизнь во время преобразований Петра 1?

-Да, было тяжело, но несмотря на тяжёлые условия службы в армии, при строительстве заводов Пётр сумел укрепить и создать крепкую армию и флот.

- Физминутка. (Под муз. марша "Преображенского полка")

-А сейчас пришло время немного отдохнуть. Я говорю слова, а вы повторяете движения за мной.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже-

И направо, и ещё.

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

3) Выход России к морю.

-Ребята,  посмотрите на карту и скажите, для чего Пётр 1 приказал построить флот и укрепить армию? (Для того, чтобы иметь выход в Балтийское море)

-Прочитайте текст в учебнике на с. 68 вслух.

- В каком году был основан город Санкт - Петербург? (1703) -Подтвердите словами из текста, какому государству принадлежали земли, интересующие Петра 1? (Швеции)

-Чем закончилась война за выход к Балтике? (Победой)

-Эта война называлась северной, такой долгой войны Россия не помнила, длилась она 21 год. Обратите внимание                                               на первую иллюстрацию под текстом"Разгром шведских войск под Полтавой". Полтава -это маленький городок, но сражение, случившееся здесь прославило его. Теперь выход к Балтике был открыт. Россия стала настоящей морской державой. Именно после этого события Россия была провозглашена империей. Сенат преподнёс Петру 1 титулы Великого, Отца Отечества и императора.

-Что можно сказать о Петре 1 на основе прочитанного? (Смелый, храбрый, умел повести за собой, сам участвовал в боевых действиях)

- Ребята, внимательно рассмотрите флаги.                                        

-Прочитайте, какой смысл приобрёл Андреевский флаг.

-При Петре 1 государственным флагом стал бело-сине-красный флаг, который поднимали на торговых кораблях.

-Мы вновь, обращаемся к плану урока.

-Был ли завоёван выход к Балтийскому морю?  (Да)

Открываем третью страничку.

4) Работа в группах.

-Сейчас мы с вами будем работать в группах. Расширим наши знания по теме. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. 1 группа поднимите руки,  ваша группа работает по теме "Личность Петра 1", 2 группа, поднимите руки, ваша группа работает по теме "Преобразования Петра 1", 3 группа- "Что такое империя" и 4 группа "Пётр Великий". У вас в конвертах задание и вопросы, на которые вы должны ответить. Я буду консультантом ваших действий. Успех каждой группы зависит от того, как дружно вы будете работать. Как только группа будет готова, поднимаете всей      группой руки.

-Послушаем 1 группу. Пополнились наши знания о личности Петра 1?

4 страница летописи

-Послушаем 2 группу. Узнали мы, какие ещё преобразования сделал Пётр 1? Открываем 5страницу.

-Послушаем 3 группу.  6 страничка летописи.

-Послушаем 4 группу.

-Молодцы, вы хорошо поработали.

-Исполнилась мечта Петра 1

  Когда то:

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн,

И вдаль глядел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.    

-Так писал о Петре 1 А.С.Пушкин в поэме "Медный всадник".                  

4. Выражение решения проблемы.

-А теперь, ребята,  вернёмся к основной проблеме нашего урока.

-Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем надо было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос.

(Пётр 1 переносит столицу в Санкт -Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события- создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы)

-Сравним с авторским выводом.

-Мы узнали сегодня много нового. Открываем последнюю 7 страничку. Узнаем секрет, который скрыт на обратной стороне.

Перевернём наши странички.  Читаем, что получилось? (Великий)

 -Поистине Петра 1 называют Великим. Царствование Петра 1 является одной из самых славных страниц в истории России.

5. Применение нового знания. Выполнение теста "Пётр Великий"

-Применяем наши новые знания, выполним тест "Пётр Великий". У вас на столах тесты. Результат своей деятельности вы изобразите на рисунке. Если вы считаете правильный ответ -а- белый цвет, б- синий цвет, в- красный цвет. Приступаем к работе.

1.Пётр 1 начал войну со Швецией из -за:

а) Балтийского моря  (белый)

б) Черноморского побережья

в) Азовского побережья

2.Побережье Балтийского моря принадлежало:

а) Дании

б) Швеции (синий)

в) Норвегии

3.Пётр 1 начал свои преобразования, потому что:

а) надо было строить Санкт -Петербург

б) Россия стала империей

в) Россия отставала от других государств в своём развитии (красный)

- Проверим тесты.

6. Рефлексия.

- Оценим свою деятельность. У кого получился такой рисунок, поднимите руки. Молодцы, ребята! Что у нас получилось? (Флаг России) Да, ребята, заслуга Петра 1- это создание российского централизованного государства.

-Ребята, какое в России знаменательное событие в этом году в мае? (70-летие Победы)

- 9 мая- 70 лет победы над фашизмом. Санкт -Петербург пережил в этой войне тяжёлые испытания. 872 дня был город в блокаде. В этой страшной войне погибло более 27 миллионов защитников Родины.  Мы всегда должны помнить какой ценой завоёвана Победа и уважительно относиться к ветеранам войны.

Нам не забыть погибших за Россию,

За мир, за дружбу и за радость встреч.

Им лучший памятник - все мы живые,

И мир, который мы должны беречь.

-Объединим листочки и создадим летопись "Пётр Великий"

-Спасибо за урок! Молодцы!

                                      Приложение.

Конверт с заданиями  для 1 группы:

                      1)  Провозглашение царя Петра 1.

Пётр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Своё детство Петруша провёл со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе. Пётр был провозглашён царём в 10 лет. Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

                                 2)   Детство Петра 1.

Пётр был любознательным, одарённым и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Пётр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Из дворовых мальчишек он организовал "потешное войско", которое вскоре станет настоящим.

 На реке Яузе построили "потешный флот".   

                                  3)   Царь - плотник.

Пётр 1 хорошо изучил математику, военное дело, иностранные языки, географию, освоил несколько профессий. Пётр 1 сам участвовал в строительстве больших кораблей, исполняя мужицкую работу, за что и назвали его царём - плотником.

Вопросы 1 группе: 

1) Когда Пётр  был провозглашён царём?

2) Каким был Пётр в детстве?

 3) Почему Петра называли царём - плотником?

Конверт с заданиями  для 2  группы:

           1)   Преобразования в области науки и культуры.

Пётр 1 заменил старый славянский алфавит на более простой.

Арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас, их ввёл Пётр 1.

Пётр 1 был основателем первого российского музея, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света.

             2)     Преобразования в общественной жизни.

По указу Петра открыли  в крупных городах аптеки. Со времён Петра 1 существуют в России сахарные заводы. Петр отменил действующий в России календарь и ввёл Юлианский календарь. По этому календарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января.

Пётр 1 из Европы привёз в Россию картофель.

                         3)     Преобразования в армии.

Пётр создал регулярную армию. Каждый солдат давал присягу верно служить не только государю, но и государству, Родине.

Во времена Петра 1 было создано много военных школ. Это позволило обеспечить армию квалифицированными офицерами.

Вопросы 2  группе: 

1) Что было сделано Петром 1  в области науки и культуры?

 2) Что было сделано Петром 1 в общественной жизни?

 3) Что было сделано Петром 1 в армии?

Конверт с заданиями  для 3  группы:

                                         1)      Империя.

Посмотрите в словаре учебника на стр. 139 "Что такое империя"

                                           2)   Император.

Посмотрите в словаре учебника на стр. 139 "Кто такой император"

                                 3)    Российская империя.

При Петре 1 в долгой войне со Швецией были отвоёваны земли для России на берегах Балтийского моря. С 1721 года Российское государство становится империей, а Пётр Великий её первым императором. Так начались новые времена в истории нашей страны - времена Российской империи.

Вопросы 3  группе: 

1) Что такое империя?

2) Кто такой император?

3) С какого года Россия стала называться Российской империей?

   Конверт с заданиями  для 4  группы:

                                   1)   "Окно в Европу"

Пётр 1 завоевал выход к Балтийскому морю. Тем самым он наладил торговые и политические отношения с другими европейскими странами: Швеция, Дания, Англия, Голландия. Поэтому и стали говорить, что он прорубил окно в Европу.

                                      2)     Пётр Великий.

Неутомимый, волевой царь Пётр хотел всё постичь.  Он   не хотел жить, как жили его предки, он жаждал перемен и создал могучее государство. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу. Петра ещё при жизни прозвали Великим.

                             3)     Первый русский орден.

Пётр получил орден Святого Андрея Первозванного  за конкретный военный подвиг – захват двух боевых шведских кораблей в устье Невы 7 мая 1703 года. Руководил этой операцией царь Пётр. Он первым с гранатой в руке взобрался на палубу и принудил шведов опустить флаг.

Вопросы 4 группе:

 1) Что означает выражение "Прорубил окно в Европу?"

 2) Почему Петра 1 прозвали Великим?

 3)Каким орденом и за какие заслуги был награждён Пётр 1?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс. Великая Отечественная война.Битва за Москву.

Даный урок разработан к учебнику А.Плешакова. На этом уроке расширяются знания детей о Великой Отечественной войне, их познакомят с одним из решающих сражений – битвой за Москву. Учащиеся узнают о том...

урок по окружающему миру 4 класс "Великая Отечественная война 1941-1945 год".

Подвиг легендарного танкиста Героя Советского Союза Бухтуева Михаила Артемьевича ....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни" 3 класс УМК "Школа России"...

открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс

Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...