Урок по окружающему миру 4 класс. Великая Отечественная война.Битва за Москву.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Сафонова Ольга Викторовна

Даный урок разработан к учебнику А.Плешакова. На этом уроке расширяются знания детей о Великой Отечественной войне, их познакомят с одним из решающих сражений – битвой за Москву. Учащиеся узнают о том, что именно эта битва стала решающим перелом в ходе войны. Знакомятся с именами героев данного сражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.

Цели:

  • Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.
  • Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.
  • Развивать речь, мышление, память, воображение.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: учебник Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные задания – сообщения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

             - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

              - Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять,

                Интересное узнать.

  1. Актуализация опорных знаний.

            - Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?

            - Какие события произошли в России в начале ХХ века?

            - Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень  

               тяжёлый для нашей страны.

1 слайд

             - Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.

Звучит «Священная война»

 ( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)

               - Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)

               - С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами.

  1. Изучение нового материала.

2  слайд

           - Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому  радио были прерваны  все передачи и люди услышали сообщение:

Дети слушают запись сообщения.

            - (щелчок)  Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

3  слайд

            - Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.

4 слайд

            - Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

               Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.

5 слайд

             - Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.

Дети рассматривают карту.

  1. На север – Ленинград.
  2. Центр, главный удар – Москва.
  3. На юг к Чёрному морю.

                    -Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)

                     - Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

  1. Целеполагание.

6 слайд

                     - Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.

                     - Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)

                     - Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)

                       

7 слайд

                      - Прочитайте эпиграф к уроку.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)»

                      - Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова.

  1. Словарная работа. Работа в парах.

- В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

( Текст «Битва за Москву»)

- Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: что предпринималось для обороны Москвы?

8  слайд

- Как вы думаете, что это такое? (аэростат)

- Из чего он сделан?

- Что это такое?    (ежи)

- Для чего устанавливались «ежи»?

- Кто командовал западным фронтом?  (Г.К. Жуков)

9   слайд  - портрет Г.К. Жукова.

10  слайд

- «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнём.

И опять урок начнём.

11  слайд

- Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву.

    600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.

    Вот, что рассказывал сам В. Талалихин.

Ученик читает сообщение.

- Какой подвиг совершил В. Талалихин?

Таран  - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом.

12  слайд

- Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.)

Ученик читает сообщение.

13  слайд

- Как погиб политрук Василий Клочков?

- Выполнили ли герои приказ своего командира?

- Чьи слова стали эпиграфом урока?

14  слайд

- В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.

   В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы.

Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра.

  1. Закрепление.

15  слайд

Тест «Проверьте себя».

  1. Великая Отечественная война началась …. июня ……… года.
  2. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………
  3. В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………..
  4. У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ………………………………….
  5. Отечественная война названа так потому, что …………………………….

7. Итог урока. Рефлексия.

16  слайд

   

- О каком главном сражении вы узнали?

- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне?

- О других сражениях вы узнаете из статьи в учебнике (с.140 – 146).

                –  Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.

                –  Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война

Слайд 2

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война

Слайд 4

Бресткая крепость Смоленск Минск Киев

Слайд 5

Вероломное нападение фашистских войск

Слайд 6

Битва за Москву Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?

Слайд 7

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" (?)

Слайд 8

аэростат «ежи»

Слайд 9

Георгий Константинович Жуков

Слайд 10

"Всё для фронта! Всё для победы!"

Слайд 11

Виктор Талалихин таран

Слайд 12

Иван Васильевич Панфилов

Слайд 13

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!" политрук Василий Клочков

Слайд 14

контрнаступление Калуга Тверь Клин Истра

Слайд 15

Тест Великая Отечественная война началась …… июня ……… года. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………............... В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………………… У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ……………………………………………………… 5. Отечественная война названа так потому, что ………………………………………………… 22 1941 Г.К. Жуков Виктор Талалихин Василий Клочков весь народ сражался за Родину

Слайд 16

Битва за Москву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс.

Урок проводился в рамках недели по воспитательной работе "Россия - полилог культур"...

Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс

На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II,  познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....

Урок по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...