открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока,

 проведённого на районном семинаре

учителей начальных классов

Тема: Время Петра Великого.

Учитель: Литюшкина А. И.

Учебный проект: Время Петра Великого.

Цели:

1) Обобщить и систематизировать знания о Петре 1 и его реформах;

2) Формирование знаний о том, заслуженно ли Пётра 1 называли Великим;

3) Развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать,

обобщать, выделять главное;

4)  Развивать познавательную активность ,устную речь учащихся;

5)  Воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, гордости за свою Родину;

6) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

7) Воспитывать товарищеские отношения, активную личность, навыки культурного общения.

Оборудование:

1) ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.

2) Для учителя: портрет Петра 1, карточки со словарными словами, схема на доске, карточки с датами, выставка книг о Петре 1.

3) Для учащихся: учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, дополнительная литература, сигнальные карточки.

 Тип проекта: информационно-исследовательский.

Организационная форма: работа учащихся в проектной деятельности

Состав группы

Материалы, подготовленные в группе

1 выступающий

Пётр 1- создатель флота.

2 выступающий

 Преобразования Петра 1.

3 выступающий

Пётр 1- основатель армии, император.

4 выступающий

Основание Санкт-Петербурга

                         

                                                                                                                                                      Ход урока:

  1. Организационный момент:

               Вот опять звенит звонок,

                Приглашает на урок.

Петр Первый зовет к себе

В град прекрасный на Неве.

- Сегодня на уроке познакомимся с временем Петра 1, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую-

Санкт-Петербург.

2. А О З:

-Но в начале урока вспомним славные страницы России, поиграем в « Литературно-историческую угадай-ку»:

1.Был светлый год, был год Святой!

В волнах Днепра Владимир князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

(988г. Крещение Руси князем Владимиром в Древнем Киеве в реке Днепр)- Слайд2.

2.По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

(5 апреля 1242г. Ледовое побоище на Чудском озере, Александр Невский разбил  немецких рыцарей- крестоносцев) – Слайд 3.

3.Славно поле Куликово!

Наше войско вышло к Дону.

Много войн и много бед,

Много радостных побед!

(8 сентября 1380г. Куликовская битва, московский князь Дмитрий Донской разгромил войско хана Мамая-между Доном и его притоком  Непрядвой) – Слайд 4.

4.Молодой, широкоплечий, статный,

Перед Грозным Федоров Иван

О палате рассуждал печатной:

Где поставит он печатный стан;

Пояснял он царственному тезке

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты.

Вдохновенно Грозному Ивану

Говорил печатник про печать.

Мы умеем предками гордиться-

Память о печатнике живет,

Федорову памятник в столице

Сохраняет бережно народ.

(1564г.Первопечатник  Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в типографии, открытой царем Иваном Грозным в Москве напечатали первую книгу «Апостол» ) – Слайд 5.

5.От москвичей призыв идет…

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика,

Что звался Минин- Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

 От бесчестья край родной.

(1612г. Памятник в Новгороде и Москве Мининому  и Пожарскому. Кузьма Минин в Нижнем Новгороде собрал народное ополчение, Дмитрий Пожарский возглавил его. Народное ополчение двинулось к Москве и около Москвы  разбило польское войско) – Слайд 6.

- Да много у России славных страниц. ( Оценка работ)

- Я тоже приготовила « Угадай-ку»:

На берегу пустынных вод

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

 По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. – Слайд 7.

- О каком городе написал свое стихотворение А. С. Пушкин? Кто его основал?

( Санкт-Петербург, основал Петр 1)

3.Постановка проблемы.

- Совершим с вами необычное путешествие в историю.

                      30 мая 1672г.

                     1682 – 1725гг.

- Посмотрите на эти даты. Что они обозначают? К каким векам они относятся?

Петр 1 правил в эпоху перехода из одного века в другой. Мы перенесемся сейчас в это время.

Петра 1 прозвали Великим –Слайд 11. Кто знает почему?

Вот сегодня и предстоит это узнать, заслуженно ли он получил это прозвание?

 Помогут нам в этом группа из 4-х человек. Они приготовили свои проекты  « Жизнь и деятельность Петра1» - Слайд 2 и попытаются рассказать об одном из этих направлений деятельности царя и доказать, что оно было важным и нужным для России.

4 Работа над темой:

1 проект « Создатель флота» - Слайд 4.

( Выступление обучающего: Сколько себя помнил царь Петр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей.
На прудах в Преображенском селе, где он жил, Петр впервые плавал на лодках. Потом в сарае нашли старый ботик и отремонтировали его.
Слайды 13-14.
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и сам строить корабли научился.
Слайд 16.

В конце 17 века Россия в экономическом развитии отставала от западноевропейских стран. Причиной служили не только татаро-монгольские нашествия, но и продолжавшиеся войны. Выйти на берега Чёрного и Балтийского морей было для России необходимо. ( Показ на карте)

Огромное значение Пётр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Так как без него невозможно завоевать выход к морю.
Понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Так, в Воронежской губернии была образована первая верфь, где строили и спускали на воду корабли.
В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Петр начал с ней войну и благодаря Военно-морскому флоту Россия одержала победу над ней. Россия получила
выход в Балтийское море.   (Показ на карте)

Работа по вопросам. Слайд 4.
Вывод: Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

Оценка выступления . 

2 об-ся: Преобразования Петра 1. (Слайд 5)

Чтобы продолжить дальше наше путешествие, нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Какие преобразования в науке произошли при Петре 1?

2)  Какие европейские обычаи появились во времена Петра 1?

4) Как эти преобразования повлияли на жизнь нашей стран.

Ответ ученика:

В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. Слайд 16. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигацкие, артиллерийские и инженерные школы. Слайд 15.

Впервые создаются “цифирные школы”. Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в 1722 году – уже 50. Они стали основой для распространения образования в России.

Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе. Появилось платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Слайд 21.

А еще Петр I ввел ассамблеи.

Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.

При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе.

- Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.

Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».

Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

В России о кофе узнали благодаря Петру I.

Однако широкое распространение в России кофе получил действительно в эпоху правления Петра I. Первый российский император, как известно, пристрастился к кофе во время поездки в Голландию. Вернувшись, он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. Немногим позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру. Слайд19- Кунскамера, 20- библиотека, календарь, газета-18.

Работа по вопросам.

Вывод: стали развиваться ремёсла, люди стали образованнее, стали ездить за границу, узнавали о последних новинках, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперёд. Образование школ - развитие науки, наука- новые изобретения- развитие предприятий.

Оценка выступления.

3 об-ся: Пётр 1- основатель армии, император. (Слайд 6)

Чтобы путешествовать дальше нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Как назывался полк юного Петра? Кого набирали в его ряды?

2) Какой стала армия при Петре 1?  

3) Когда Пётр 1 принял титул императора?

Ответ ученика:

Слайд 10. В10 лет Петра провозгласили царем..

Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам…
Когда же он подрос, он завел игру в солдаты со сверстниками. Он составил из них «потешные полки», (
Слайд12)  учился с ними солдатскому строю, командовал ими, сооружал земляные крепости и штурмом брал их. Слайд11.
По мере того как вырастал Петр, игры его принимали более и более широкий размах и становились все серьезнее и серьезнее. На царскую службу он принимал всех. Со временем эта игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу.  С них началась регулярная (постоянная) русская армия.

 Каждый год из деревень в армию забирали определённое количество крестьян. Их называли рекрутами, а воинскую повинность- рекрутской.

Служил солдат долгие годы – 25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.

Победа в Северной войне оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой раньше Россия не имела.

 Победа в Северной войне 1700-1721 открыла  России выход к Балтийскому морю .

      22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны.
      Время и место объявления России империей (или русского царя — императором) не были случайностью. 30 августа 1721 года победоносно для России завершилась Северная война. Мир положил конец военному соперничеству со Швецией
.( Показ на карте) После литургии, чтения ратификационной грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления царя Петра I императором. Этим актом публично фиксировался общий итог Северной войны — новый реальный военно-политический вес России в Европе.

Работа по вопросам.

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться, уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

Оценка выступления.

4 об-ся: Основатель Санкт-Петербурга. (Слайд 7)

Чтобы продолжить наше путешествие нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Когда был основан город Санкт-Петербург?

2) С какой целью строился город Санкт-Петербург?

Я приглашаю вас на экскурсию по местам Петра 1. ( Слайд 8)

Выбор имени будущей столицы Российской империи имел символическое значение: город в устье Невы был призван стать ключом к Балтийскому морю, как апостол Пётр является обладателем ключей к раю.

- С чего начинается город? Наверное, с первого дома. А наш город начался с крепости.

После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт- Петербурх, что означает «Святого Петра крепость».

В честь кого назвал Петр крепость? В честь ангела-хранителя царя – святого  апостола Петра.

Пётр назвал город на европейский манер.

Как вы думает почему? Он очень хотел, что этот город был похож на европейские города.

Новый город строился по чёткому  плану. План Петропавловской крепости Пётр Первый разработал лично. Слайд 24-26, 27.

В 1705 году на левом берегу Невы, наискосок от Петропавловской крепости начали сооружение огромной верфи- Адмиралтейства. Слайды 28,29

Адмиралтейство является второй крепостью на берегах Невы

 Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамеривалось бы войти в Неву.

Первоначально адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь для постройки кораблей. Здесь начали строить корабли для Балтийского флота.

Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием.  Здание много раз перестраивалось. Сейчас в этом здании находится Высшее военно-морское инженерное

училище им. Ф.Дзержинского.

Адмиралтейство украшено статуями и рельефами. Шпиль здания увенчан позолоченным флюгером в виде фрегата. Вес фрегата 65кг, а на золочение потрачено 2кг чистого золота.

Как вы думаете, а легко ли шло строительство города? Слайд 38.

Но всё великолепие города, создавалось тяжким трудом. Глухие, необжитые места, топкая, болотистая местность были малопригодны для жилья. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи.

Царь Пётр работал вместе со всеми.

И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны.

Работа по вопросам.

Вывод: Санкт-Петербург создавался по замыслу Петра I не только как столица Российской империи, но и как один из центров мировой цивилизации, как самый европейский из русских городов. Пётр I основал Санкт-Петербург как окно в Европу, как морскую столицу России. Слайд 7.

Оценка выступления.

5. Обобщение.

Чтобы продолжить наше историческое путешествие нужно справиться с заданиями теста.

-Тест. Проверка с помощью сигнальных карточек. Оценивание.

- Перед вами список реформ. Синяя карточка то, что  относится к Петровским реформам. Красная карточка то, что не относится.

Введение нового летосчисления.

Создание российского флота. Выход в Балтийское море.

Введение европейской одежды.

Первая на Руси типография.

Ассамблеи.

Выпуск первой печатной газеты «Ведомости».

Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.

Появление телевидения.

Основание Санкт-Петербурга.

Запуск космического корабля.

Появление новых продуктов питания.

6.Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся в наш век и подумаем «Почему спустя так много времени мы вспоминаем Петра1? Почему его называют Великим? Справедливо ли это?». ( Слайд 10 )

( Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России. )

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились? ( Империя, император, «Потешные игры», рекрут, «цифирная школа», преобразования, северная столица, ассамблея).

Путешествуя по морю деятельности Петра Великого, мы доказали, что с именем Петра I, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия,  наконец – то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе.                                                                                                                                                                

Ребята, наше путешествие  подошло к концу.  ( Слайд 11)                                                                                                                                                                      Спасибо вам за то, что в нашем путешествии многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.

Мы с вами работали над проектом. Подведём итог работы.

Чему был посвящён проект?

Понравилось ли вам эта работа?

Что вам особенно понравилось?

7. Оценивание. 

- Выставка книг о Петре 1.   

8. Домашнее задание:

С.94 – 100, чтение; задания в рабочей тетради на с.36-41.

(988г. Крещение Руси князем Владимиром в Древнем Киеве в реке Днепр)-

8 сентября 1380г. Куликовская битва, московский князь Дмитрий Донской разгромил войско хана Мамая-между Доном и его притоком  Непрядвой)

(5 апреля 1242г. Ледовое побоище на Чудском озере, Александр Невский разбил  немецких рыцарей- крестоносцев)

(1612г. Памятник в Новгороде и Москве Минину  и Пожарскому. Кузьма Минин в Нижнем Новгороде собрал народное ополчение, Дмитрий Пожарский возглавил его. Народное ополчение двинулось к Москве и около Москвы  разбило польское войско)

Вывод: стали развиваться ремёсла, люди стали образованнее, стали ездить за границу, узнавали о последних новинках, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперёд. Образование школ - развитие науки, наука- новые изобретения- развитие предприятий.

Вывод: Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться, уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

Вывод: Санкт-Петербург создавался по замыслу Петра I не только как столица Российской империи, но и как один из центров мировой цивилизации, как самый европейский из русских городов. Пётр I основал Санкт-Петербург как окно в Европу, как морскую столицу России.

( Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися ор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс

На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II,  познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....

Урок по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме: "Петр Первый - необычный царь"

Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России....

Презентация к уроку по окружающему миру "Петр Великий".

Презентация к уроку по окружающему миру "Пётр Великий" для учащихся 4 класса....

Открытый урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Пётр Великий" с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру. Пётр Великий

Открытый урок в 4-м классе. Увлекательная подача материала....