Технологическая карта урока "Пустыня"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Чепчигашева

1.    

ФИО

Чепчигашева Инна Васильевна

2.    

Место работы

МКОУ «Каменская средняя школа»

3.    

Должность

Учитель начальных классов

4.    

Предмет

Окружающий мир

5.    

Класс

4

6.    

Тема и номер урока в теме

 Пустыня

7.    

Базовый учебник

«Школа России». Авторы: А.А. Плешаков Издательство Просвещение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustynya.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Чепчигашева Инна Васильевна

Место работы

МКОУ «Каменская средняя школа»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тема и номер урока в теме

 Пустыня

Базовый учебник

«Школа России». Авторы: А.А. Плешаков Издательство Просвещение.

 

ПУСТЫНИ

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Издательство Экзамен МЕДИА

Оборудование

Электронная карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь

Основные
понятия

Пустыни

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

Целеполагание

– Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

– О какой природной зоне идет речь?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: тестирование

(работа в паре)

Предлагает выполнить тест «Зона степей» 

 

Выполняют тест

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение нового материала

Знакомство
с новым понятием.

Работа со словарем.

Читает стихотворение:

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет…

– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) От какого слова произошло слово «пустыня»?
(От слова «пусто».)

Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

Внимательно слушают.

Читают определение понятия в словаре.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы


Электронная карта «Природная зона России»

Рассказ учителя о географическом
положении
и климате пустынь

– Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

– Какое лето и зима в пустыне?

– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы

Внимательно слушают учителя.

Отвечают
на вопросы учителя

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

IV. Ис-

следователь-
ская
деятельность

Работа
в группах: сбор информации о про-

блемах зоны пустынь.

– Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.

•  Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки
с изображением растений, учебник (с. 123, 124), атлас-определитель.

Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи».

«Ботаники» собирают

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию;

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы

Задания:

1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям:

– верблюжья колючка, джузгун, колосняк.

•  Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 126–128).

Задания:

1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

2. Перечислить животных.

3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд.

•  Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни
в пустынях, учебник (с. 129–131).

Задания:

1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения.

2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках.

Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».

информацию
о растительном мире пустынь.

«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.

«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь.

Рассказывают

«ботаники».

Рассказывают «зоологи».

выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки
и т. д.);  устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

V.Физкультминутка

– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.

И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки

-Потянулся к небу мак,

Раскрывается вот так.

А верблюжья колючка,

Вот так злючка, Вот так злючка.

А у кактуса иголки,

Очень колки, очень колки.

Раз, два, выше голова,

Три, четыре, плечи шире.

Пять, шесть, тихо сесть,

Семь, восемь лень отбросим.

Рассказывают  «экологи»

Выполняют действия за учителем

учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравст-

VI. Практическая деятельность

Филворд.

Филворд:

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

Разгадывают филворд.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы,

записи
в тетради


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

4. Вьется веревка,

    На конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!

    Сверху блюдо, снизу блюдо!

    Ходит чудо по дороге,

    Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня…

Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул.

4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно?

– Какие выводы сделали?

– Какая информация показалась для вас значимой?

– Как оцениваете свою деятельность?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Тест «Зона степей»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Зона степей расположена на… нашей страны:

    а) севере;    б) юге;    в) западе.

2. Какое лето бывает в степи?

    а) Холодное и засушливое;      б) теплое и дождливое;      в) теплое и засушливое.

3. Какое травянистое растение не водится в степи?

    а) Ковыль;   б) люцерна;    в) типчак.

4. Какой журавль обитает в степной зоне?

    а) Красавка;    б) стерх;    в) серый журавль.

5. Где степные птицы устраивают гнезда?

    а) На деревьях;    б) на кустарниках;    в) на земле.

6. Какой грызун не водится в степи?

    а) Суслик;    б) хомяк;    в) бурундук.

7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:

    а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

    б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

    в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

8. Основным занятием населения степей является…

    а) рыболовство.    б) земледелие.    в) оленеводство.

Ответы: 1-б.  2-в.  3-б.  4-а.  5-в.  6-в.  7-а.  8-б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...