Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
В материале содержится конспект урока "Михаил Васильевич Ломоносов" по прогамме "Перспектива" Окружающий мир.Учебник "Окружающий мир. 4 класс. 2 часть". Автор А.А.Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhail_vasilevich_lomonosov.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Михаил Васильевич Ломоносов
Урок по предмету «Окружающий мир»
А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс.
Составитель учитель начальных классов ГБОУ СОШ №143 Санкт-Петербурга
2015 г.
Цель:
- формирование представлений учащихся о личности М.В.Ломоносова.
Задачи:
- Развивать умение обобщать и делать выводы.
- Развивать навыки само- и взаимоконтроля.
- Работать со справочной литературой.
- Пробудить интерес к великим деятелям России, к изучению истории родного города.
- Формировать представление учащихся о личности М.В.Ломоносова и энциклопедической направленности его научных интересов.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие, пожелание успехов в работе на уроке друг другу.
- Актуализация имеющихся знаний, постановка задачи урока.
Дети разбиваются на 4 группы. Учитель предлагает каждому вытащить картинку с предметом определённой эпохи ( жилище, одежда, предметы быта и т.д. ).
В соответствии с картинкой ученики занимают место за одним из 4-х столов с табличками названий эпох. Дети в группах проверяют правильность посадки.
На столах лежат картинки с изображением предметов из разных эпох. Ребята должны выбрать
Картинки соответствующей эпохи. Названия эпох и картинки вывешиваются на доске в виде «ленты времени». Проверяется правильность выполнения задания.
- «Открытие» нового знания учащимися.
Учитель:- Итак, у каждой эпохи свои отличия. Я покажу вам портрет. Как вы думаете, в какую эпоху жил этот человек? Как вы догадались?
(под портретом вывешиваются даты жизни)
Учитель: -Может кто-то знает , кто это? Не говоря вслух, поднимите руку и скажите мне на ухо.
Учитель: -Сейчас ребята расскажут вам о детстве и юности этого человека. Может кто-то ещё догадается, о ком идёт речь. (М.В.Ломоносов)
На доске написана цитата: «Ломоносов обнял все области просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник.» А.С.Пушкин.
Учитель: -Все ли слова вам понятны? Где можно уточнить значения непонятных слов? ( в словаре).
-Какой словарь нам понадобится? (толковый)
На столах лежат толковые словари.
Учитель:- Как вы будете искать слова? (по алфавиту)
Каждая группа ищет значение определённого слова. Значение слов зачитывается вслух.
Работа с учебником.
Учитель:- Откройте учебники на с.103. Прочитав, расскажите, в каких ещё областях прославился Ломоносов.
На доску вывешиваются слова: ритор, механик, химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Учитель:- Как вы думаете, что из перечисленного относится к культуре, а что к науке?
-Ломоносов был не просто поэтом, он писал оды. Кто-нибудь знает, что это такое?
-Ода-это хвалебная песня. Их посвящали великим людям. Сейчас я прочитаю вам отрывок из оды Ломоносова. А вы попытайтесь ответить, что хотел сказать нам поэт?
« Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.»
- Первичное закрепление.
Тест на соответствие. Работа в группах. (см. приложение).
Проверка по коду на доске.
Индивидуальная работа.
На доске вопрос: «Какими качествами характера должен был обладать Ломоносов, чтобы стать великим учёным?»
(Ответы дети пишут на листах.)
- Домашнее задание.
- Обязательное : работа по учебнику.
- Вариативное : Выяснить, какие места в нашем городе связаны с именем М.В.Ломоносова. По возможности сходить с родителями в Кунсткамеру , где сейчас расположен рабочий кабинет учёного.
- Итог.
-Что понравилось на уроке ?
-Что запомнилось?
-Что вызвало затруднения?
Учитель: -Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с личностью М.В.Ломоносова. Изучая историю и другие предметы в средней и старшей школе, вы ещё не раз услышите это имя и оцените вклад учёного в мировую науку и культуру.
Приложения :
- Карточки с изображением предметов разных веков (жилище, одежда, предметы быта и т.п.) для деления детей на группы.
- Таблички с названиями эпох ,которые будут расставлены на столах для работы в группах.
- Портрет М.В.Ломоносова.
- Толковые словари.
- Тест на соответствие.
- Открытие атмосферы на Венере
- Книга по риторике «Краткое руководство по красноречию».
- Проект Северного морского пути.
- Мозаика «Мадонна».
- Разработка новых стихотворных размеров.
- Составление полярной карты.
- Технология создания русской мозаики.
- Основной учебник по истории «Краткий русский летописец».
- Конструирование телескопа.
- Теория самосвечения комет.
а) история
b) риторика
c) литература
d) астрономия
e) география
f) искусство
(Ответы: 1d 2b 3e 4f 5c 6e 7f 8a 9d 10d )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....
Михаил Васильевич Ломоносов
Содержит различный материал...
Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.
Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....
Михаил Васильевич Ломоносов.
В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....