Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihail_vasilevich_lomonosov.doc | 468 КБ |
Предварительный просмотр:
В своём уроке по окружающему миру я использую игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.
Урок по курсу « Окружающий мир»
Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов»(4 класс)
Цели:
- сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
- развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать;
- воспитывать интерес к истории.
Оборудование: рисунки и слайды с изображением М.В.Ломоносова, МГУ
Ход урока
1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
О Ломоносове узнать.
(Дети читают тему урока, говорят, что они по ней знают, что узнают. Для чего им это нужно?)
2.Проверка домашнего задания.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Почему для России так важен был флот?
Карточка №2.
Рассказать о детстве Петра 1.
Карточка №3.
Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?
Карточка №4.
Какие главные перемены произошли в России при Петре1?
-Игра «Домино».
(Заранее заготавливаю три комплекта карточек)
1721год | Город на Неве | Санкт-Петербург | Главная улица Петербурга |
Невский проспект | Самое высокое Здание в России В 17 веке | Петропавловский собор | Построена в честь Александра Невского |
Александро- Невская лавра | Строительство Петербурга начиналось | Петропавловская крепость | Празднование Нового года |
1 января | Первый музей | Кунсткамера | Первая русская газета |
Ведомости | Дедушка русского флота | Ботик | Россия стала империей |
(Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.)
Класс делится на три команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». Подводятся итоги игры.
3. Работа по теме.
1 слайд
Как вы думаете, кто изображён на портрете?
(Великий русский учёный М.В.Ломоносов)
- Сообщения учащихся о М.В.Ломоносове (подготовлены самостоятельно)
Михаил Васильевич Ломоносов (родился 19 ноября, 8-го по старому стилю 1711 в деревне Мишанинской, ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области; умер в Санкт-Петербурге 15 апреля, 4-го по старому стилю 1765) - выдающийся русский ученый, совершивший открытия во многих областях науки; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор. Появился на свет в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской Академии наук в генеральском звании.Имя Ломоносова носят его родное село, город Ломоносов (Ораниенбаум) в Ленинградской области и подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана.
Детство и юность
Основным занятием жителей Поморья была рыбная ловля и зверобойный промысел - и Михаил еще с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле - добыче трески и палтосины на Мурмане, а также ходил с ним к Соловецким островам на Белом море, и даже в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену. Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению - немало образованных людей было и на Курострове. Местный дьяк поведал Ломоносову, что "для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге". Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря (7 декабря по старому стилю) 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву.
Обучение
Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, большому таланту и огромному трудолюбию, Ломоносов, несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую Академию наук, а в 1736 в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. 3 года в Марбурге Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику, и не оставлял и своих литературных занятий. В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург к И.Ф. Генкелю. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года", которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Однако пребывание во Фрайбурге осложнялось нерегулярной отправкой из Петербурга средств на содержание русских студентов. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. Сразу сделать это ему не удалось, и он почти год скитался по Германии и Голландии. Только в июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую Академию наук.
Академия наук
30-40 года были самым неустойчивым и противоречивым временем в истории Академии, когда интересы науки приносились в жертву частным интересов людей, возглавляшим ее. Многие видные ученые покинули Академию, а всеми делами заправлял правитель Канцелярии И.Д. Шумахер, борьба с которым, видимо, подорвала здоровье Ломоносова. Первоначально молодого ученого назначили в помощь профессору ботаники и естественной истории И.Амману для составления Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и предоставило определенные права: участие в заседаниях Академического собрания. Ломоносов избрал главным своим занятием химию и представил в Академию проект о постройке химической лаборатории, но только через 6 лет ему удалось его осуществить. За это время в результате интриг Шумахера он был арестован и отправлен под 8-месячный арест (1743-1744), где серьезно заболел. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, болезнь и моральные унижения, он продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды. Он также собрал материалы для написания "Риторики" и приступил к составлению ее первого варианта. В середине 40-х, когда Ломоносов стал известен в правительственных кругах как авторитетный эксперт по проведению серьезных аналитических исследований, он смог наконец получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию "О металлическом блеске" (1745). С упрочением материального положения Ломоносов обзавелся наконец собственным домом и участком (на набережной Мойки), где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757). Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752)[8]. Несмотря на то, что слава Ломоносова как ученого и поэта росла, его материальное положение всегда оставалось тяжелым.
Педагогическая и общественная деятельность
Став адъюнктом, Ломоносов уже в 1742-1746 стал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 - на русском языке. Он также предложил увеличить число учащихся гимназии при Академии за счет студентов семинарий, которые потом могли бы стать слушателями Университета. В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы мецената графа И.И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 был открыт Московский университет.(2 слайд)
Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными и только в 1819, через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.
Последние годы жизни
В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Географический департамент занимался составлением "Атласа Российского", и Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для его составления. Другим значительным вкладом в науку можно считать сочинение Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761), где ставился вопрос о ряде законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. Но несмотря на то, что его научные успехи получили признание не только в России, но и за границей, положение ученого в Академии оставалось чрезвычайно тяжелым. Его смелые начинания вызвали недовольство чиновников Академии и высокопоставленных вельмож. Большие страдания приносила и обострившаяся болезнь. Поэтому в июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, несмотря на происки врагов, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом.
В середине 1764 незадолго до смерти Ломоносов написал "Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени", в которой раскрыл причины неудовлетворительного состояния Петербургской академии.
Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.
По словам А.С.Пушкина, Ломоносов, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В Москве, Петербурге в память о М.В.Ломоносове посталены памятники.(слайд)
4.Подведение итога учителем.
Пётр 1 дал такой сильный толчок развитию русского народа, что ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью. Не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и учёные люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова. Который, будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным и поэтом.
5. Самостоятельная работа в группах по учебнику.(с.101- 104)
- Прочитайте текст.
- Ответьте на вопрос: « В каких областях работал Ломоносов?»
6. Физминутка.
7. Проверка самостоятельной работы.
8.Работа в рабочих тетрадях. (с.41, №1.)
- Прочитайте.
- Расшифруйте фамилии.
- По какому принципу зашифрованы эти фамилии?
9. Закрепление изученного.
- В каком году и где родился Ломоносов?
- Кем был его отец?
- Чем отличался Ломоносов в 10 лет?
- Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?
- Кто был его первым учителем?
- Назовите первые учебные книги Ломоносова.
- Какое решение тогда принял Ломоносов?
- Когда и каким образом он добрался до Москвы?
- Сколько лет ему тогда было?
- Куда ему удалось поступить в Москве?
- Какие трудности возникли у Ломоносова?
- Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?
- Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?
- В каких областях был раскрыт талант Ломоносова?
- Назовите его открытия.
- Что организовал Ломоносов? (слайд)
- Что сделал великий учёный для развития образования в России?
- Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?
10. Подведение итогов урока.
- Назовите одного из великих людей 18 века, русского учёного. (показ слайда)
11. Домашнее задание.
- с.101 – 104, прочитать и ответить на вопросы, з.4 в тетради
- выполнить задание в учебнике с.104*(сильным учащимся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....
Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»
Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....
Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения делать выводы;Воспитывать чувс...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.Планируемы результаты:Предметные: - знать о жизни и...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...
Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»
Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»...