Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.
методическая разработка по истории (4 класс) по теме
Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_istoriya_4_kl.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Развитие образования и науки в России при Екатерине.
Михаил Васильевич Ломоносов».
Цели урока
- Дидактическая : дать понятие о развитии образования в России в 18 веке, о пути в науку М. В. Ломоносова, о значении его деятельности для русского народа, для человечества.
- Развивающая : через этот образ развивать интерес у обучающихся к истории и другим наукам, т.е. развивать пытливость.
- Воспитательная : воспитывать чувство гордости за Россию, давшую миру большого ученого М. В. Ломоносова.
Оборудование : карта «Россия в 17 – 18 веках», «лента времени», портрет М.В.Ломоносова, компьютер, видеопроектор, экран, слайды, фонограмма сочинения Н. Паганини.
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Вы готовы к работе? Тогда в путь.
- Мотивационное начало урока.
1..Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Майкова под звуки музыки Н. Паганини:
В печали невская столица.
В церквах унылый перезвон;
Все в черном: царский дом, царице,
Синод. Сенат. Со всех сторон
Чины от армии и флота
Спешат в собор; войска, народ,
Во всех испуг, у всех забота:
Великий в мире недочет!
2.Эвристическая беседа.
Я не зря прочитала вам стихотворение. У вас возникли вопросы - О ком эти строки? Что значит недочет ?
На эти и многие другие вопросы мы и постараемся найти ответы на уроке.
- Выход на тему урока.
1..Работа с материалом, заготовленном на доске ( портрет )
- Ребята! Обратите внимание на доску. Чей портрет перед нами ?
2. Практическая работа.
- Отметьте на «ленте времени» век, в котором он жил. Какой это век ? (18)
- Сколько лет прожил Ломоносов ? (54 года ). Из них 30 лет служил русскому народу.
- Давайте определим тему нашего урока.
- Михаил Васильевич Ломоносов.
- Мы сегодня узнаем, чем замечателен этот человек, почему он вошел в историю.
- Изучение новой темы.
- Беседа :
- М. В. Ломоносов - историк, механик, химик, художник. Во многом он опередил науку своего времени, сделав открытия в самых разных областях знаний : химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории, поэзии.
2. Работа с учебником.
- прочитайте в учебнике, откуда родом был Михаил Ломоносов.
(чтение в учебнике 1 абзаца на стр. 101 )
3.Работа с картой
.- Найдем на карте ( стр. 92 -93 в учебнике ) Холмогоры.
- Михайло рос способным мальчиком. Вместе с отцом не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Такая у него была память.
4. Ролевая игра.
- А теперь попробуем представить, как удалось мальчику из деревушки на Севере России стать великим, проследим путь М.В.Ломоносова в науку.
Посмотрим сценку из детства Михаила.(2 мальчика в костюмах 18 века)
Учитель : … Его уму, острому, живому, пытливому, все вокруг казалось чудным и дивным.
5.Беседа по просмотренной сценке.
- Что можно сказать об отце, о сыне Михаиле? Какие черты характера юного Ломоносова вам понравились ? (пытливость, наблюдательность)
- А если б можно было попасть в то время в Холмогоры, что могли бы вы предложить юному Ломоносову, чтоб утолить его любознательность?
(свои энциклопедии о звездах, о географии, истории и т.д. Отвезли бы телевизор, пригласили в современную школу хотя бы на 2-3 месяца. )
- Каким же было детство Михаила?
- Какие черты характера стали проявляться у него с детства ?
( Наблюдательность, упорство, трудолюбие, выносливость, любознательность,
6.Работа по карте.
- Ребята, а теперь давайте по карте определим, как Михаилу удалось из Холмогор добраться до Москвы, проследим его путь и определим расстояние.
- Что такое масштаб? Для чего он нужен?
У доски 1 ученик определяет расстояние от Холмогор до Москвы ( ) От Курчанской до Темрюка около 12 км. А Ломоносов прошел тысячи км до Москвы чтобы получить знания.
7.Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» уч-ся наизусть. С какими трудностями приходилось сталкиваться подросткам, стремящимся к знаниям ?
8.Слово учителя об учебе и достижениях Ломоносова.
В 19 лет мечтая о науках Михайло Ломоносов отправляется с рыбным обозом в Москву. Поступает в Славяно – латинскую академию. Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах - ведь он был старше других учеников по возрасту, которые высмеивали его. Не хватало денег на жизнь. Но талантливый и трудолюбивый юноша упорно учился. В 1735 году, его как одного из лучших учеников отправили на учебу в Петербург, а затем в Германию. По возвращении на Родину началась его работа в Петербургской академии наук.
Ломоносов - первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк. Ученый организовал первую в России Химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. Цветные стекла использовались для создания мозаик.
Вы знаете что такое мозаика? (картины из кусочков цветного стекла)
( Показ на экране работ Ломоносова из мозаики – Картина «Ломоносов показывает Екатерине 2 в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы» )
- Кстати, Екатерина неизменно оказывала Ломоносову свое покровительство на протяжении всего царствования.
В 1755 году благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя.
В нем учатся не только российские студенты, но и студенты со всего мира.
9. Показ на экране слайдов с изображением :
а) старое здание Московского университета
б) здание современного МГУ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Встаньте. Посмотрите вверх, вниз, поверните голову влево, вправо. Представьте себе яркое солнышко, голубое небо, деревья, цветы, птицы. - Каким одним словом можно назвать это? (природа) Хорошо. А теперь за работу!
5. Закрепление изученного материала.
- Что же восхищает вас в этом человеке?
( блестящие способности и страстная тяга к учению, знанию. )
- А хотели бы вы создать символ знания? И каким вы его себе представляете?
Варианты ответов детей (Красивая чернильница с гусиным пером и
бумага. Машина времени. Раскрытая книжка. Глобус.)
Показ глобуса, чернильницы, раскрытой книги
Самостоятельная работа по созданию символа знания. ( 3 – 4 минуты )
- Сам Ломоносов высоко ценил знания и написал стихотворение «Обращение к наукам»
Учитель читает стих. М. Ломоносова «Обращение к наукам».
О вы, счастливые науки !
Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест,
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес.
Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет,
Трудом века вы удивите…
- В 7 – 8 кл. вы встретитесь с трудами М.В.Ломоносова на уроках химии, физики, литературы.
- Великие поэты и писатели высоко оценили деятельность М. В. Ломоносова.
- Прочтите высказывания поэтов о Ломоносове на доске.
«…Да, велико его значенье. Он верный русскому уму, завоевал нам просвещенье…». ( Ф.И.Тютчев.)
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». ( А.С. Пушкин.)
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги…» ( Н.В. Гоголь )
- Какая из черт характера Ломоносова вам понравилась? А есть ли у вас эта черта?
( узнать как можно больше нового ….)
6.Подведение итогов ( рефлексия )
В начале урока в стихотворении возникала потеря, утрата. Кого не стало?
- Так почему же столько печали вызвала смерть М.В.Ломоносова ?
( не может быть забыт тот , кто жил для Родины )
- Каково же значение деятельности М.В.Ломоносова для русского народа ?
( Он любил русский народ, много сделал, чтоб пробудить народ, просветить.)
- Я рада, что многие поставленные вопросы вы ответили верно.
7. Домашнее задание.
Взять интервью у мамы и папы о М.В Ломоносове, дополнить их знания об этом великом человеке своими и сделать рисунок - символ жажды познания - в цвете.
Окружающий мир
Урок с использованием элементов игровой технологии.
«Развитие образования и науки в России при Екатерине Второй.
Тема урока : Михаил Васильевич Ломоносов».
4 класс
Учитель : Макарова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....
Михаил Васильевич Ломоносов
Содержит различный материал...
Михаил Васильевич Ломоносов.
В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....
Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки
Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки...