Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.
методическая разработка по истории (4 класс) по теме

Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov_istoriya_4_kl.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :   «Развитие   образования   и  науки   в  России  при  Екатерине.                                              

                Михаил  Васильевич  Ломоносов».

Цели  урока

  1. Дидактическая :   дать  понятие   о  развитии  образования   в  России  в  18  веке,  о  пути  в   науку  М. В. Ломоносова,  о  значении  его  деятельности  для  русского  народа,  для  человечества.
  2. Развивающая : через  этот  образ  развивать  интерес  у  обучающихся  к  истории  и  другим  наукам,  т.е.  развивать  пытливость.
  3. Воспитательная :  воспитывать  чувство  гордости  за  Россию,  давшую  миру  большого  ученого  М. В. Ломоносова.

Оборудование :  карта  «Россия  в  17 – 18  веках»,  «лента  времени»,  портрет  М.В.Ломоносова,  компьютер,  видеопроектор,  экран,  слайды,  фонограмма  сочинения  Н. Паганини.

                                      Ход    урока

  1. Оргмомент. Приветствие.

- Ребята,  сегодня  на  уроке  нам  предстоит   большая  и  интересная  работа.               Вы   готовы  к  работе?  Тогда  в  путь.

  1. Мотивационное  начало  урока.

1..Чтение  учителем   отрывка   из   стихотворения    А. Н. Майкова  под  звуки  музыки  Н. Паганини:

В  печали   невская  столица.

В  церквах   унылый  перезвон;

Все  в  черном:  царский  дом,  царице,

Синод.  Сенат.  Со  всех  сторон

Чины  от  армии  и  флота

Спешат  в  собор;  войска,  народ,

Во  всех  испуг,  у  всех  забота:

Великий  в  мире  недочет!

2.Эвристическая  беседа.

Я  не  зря  прочитала   вам  стихотворение.   У  вас   возникли  вопросы  -  О  ком  эти  строки?  Что  значит  недочет  ?

На  эти  и  многие  другие  вопросы  мы  и  постараемся  найти  ответы  на  уроке.

  1. Выход  на  тему  урока.

1..Работа  с  материалом,  заготовленном  на  доске  (  портрет )

- Ребята!  Обратите  внимание  на  доску.  Чей  портрет  перед  нами ?

2. Практическая  работа.

-  Отметьте  на  «ленте  времени»  век,  в  котором  он  жил.  Какой  это  век ?  (18)

-  Сколько  лет  прожил  Ломоносов ?  (54 года ).  Из  них  30  лет  служил  русскому  народу.

- Давайте  определим   тему  нашего  урока.

 -  Михаил  Васильевич  Ломоносов.

- Мы  сегодня  узнаем,  чем  замечателен  этот  человек,  почему  он  вошел  в  историю.

  1. Изучение  новой  темы.
  1. Беседа :

-  М. В. Ломоносов  -  историк,  механик,  химик,  художник.  Во  многом  он  опередил  науку  своего  времени,  сделав  открытия   в  самых  разных  областях  знаний :  химии,  физике,  астрономии,  географии,  металлургии,  геологии,  горном  и  мореходном  деле,  истории,  поэзии.

2. Работа  с  учебником.

-  прочитайте  в  учебнике,  откуда  родом  был  Михаил  Ломоносов.

(чтение  в  учебнике  1  абзаца  на  стр.  101 )

 3.Работа  с  картой

.-  Найдем  на  карте  ( стр.  92 -93  в  учебнике ) Холмогоры.

-  Михайло  рос  способным  мальчиком.  Вместе  с  отцом  не  раз  выходил  в  море  и  впоследствии  по  памяти  смог  начертить   карту  родных  мест  с   указанием  мелей  и  глубин.  Такая  у  него  была  память.

4.  Ролевая  игра.

-  А  теперь  попробуем  представить,  как  удалось  мальчику  из  деревушки  на  Севере  России  стать  великим,  проследим  путь  М.В.Ломоносова  в  науку.

Посмотрим  сценку  из  детства  Михаила.(2  мальчика  в  костюмах  18  века)

Учитель  :  … Его  уму,  острому,  живому,  пытливому,  все  вокруг  казалось  чудным  и  дивным.

5.Беседа   по  просмотренной  сценке.

- Что  можно  сказать  об  отце,  о  сыне Михаиле?  Какие  черты  характера  юного  Ломоносова  вам  понравились ?  (пытливость,  наблюдательность)

- А  если  б  можно  было  попасть  в  то  время  в  Холмогоры,  что  могли  бы  вы  предложить  юному  Ломоносову, чтоб  утолить  его  любознательность?

(свои  энциклопедии  о  звездах,  о  географии,  истории  и  т.д.  Отвезли  бы  телевизор,  пригласили   в  современную  школу  хотя бы  на  2-3  месяца. )  

-  Каким  же  было  детство  Михаила?

- Какие  черты  характера  стали  проявляться  у  него  с  детства ?

( Наблюдательность,  упорство,  трудолюбие,  выносливость,  любознательность,

6.Работа  по  карте.

-  Ребята,  а  теперь  давайте  по  карте  определим,  как  Михаилу  удалось  из  Холмогор  добраться  до  Москвы,  проследим  его  путь  и   определим  расстояние.

- Что  такое  масштаб?  Для  чего  он  нужен?  

У  доски 1  ученик  определяет  расстояние  от  Холмогор  до  Москвы   (             )                 От   Курчанской  до  Темрюка   около  12  км.   А  Ломоносов  прошел  тысячи км   до  Москвы    чтобы  получить  знания.

7.Чтение  стихотворения  Н.А. Некрасова  «Школьник»  уч-ся  наизусть.                               С  какими  трудностями   приходилось   сталкиваться   подросткам,  стремящимся   к  знаниям ?

8.Слово  учителя  об  учебе  и  достижениях  Ломоносова.

В  19  лет  мечтая  о  науках  Михайло  Ломоносов  отправляется  с  рыбным  обозом  в  Москву.  Поступает  в  Славяно – латинскую  академию. Нелегко  пришлось  Ломоносову  на  первых  порах -  ведь  он  был  старше  других  учеников  по  возрасту,  которые  высмеивали  его.  Не  хватало  денег  на  жизнь.  Но  талантливый  и  трудолюбивый  юноша  упорно  учился.  В  1735  году,  его  как  одного  из  лучших  учеников  отправили  на  учебу  в  Петербург,  а  затем  в  Германию.  По  возвращении  на  Родину  началась  его  работа  в  Петербургской  академии  наук.

Ломоносов  -  первый  русский  ученый – естествоиспытатель  мирового  значения,  поэт,  художник,  историк.  Ученый  организовал  первую  в  России  Химическую  лабораторию.  Под  его  руководством  построили  фабрику  цветного  стекла.  Цветные  стекла  использовались  для  создания  мозаик.

Вы  знаете  что  такое  мозаика?  (картины  из  кусочков  цветного  стекла)

( Показ  на  экране     работ  Ломоносова  из  мозаики – Картина  «Ломоносов  показывает  Екатерине  2  в  своем  рабочем  кабинете  собственные  мозаичные   работы» )

-  Кстати,  Екатерина  неизменно  оказывала  Ломоносову  свое  покровительство  на  протяжении  всего  царствования.

В  1755  году  благодаря  усилиям  Ломоносова  был  основан  первый  в  России  Московский  университет,  который  ныне  носит  его  имя.

В  нем  учатся   не  только  российские  студенты,  но  и   студенты  со  всего  мира.

9. Показ  на  экране  слайдов  с  изображением  :

а)  старое  здание  Московского  университета

б)  здание   современного   МГУ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте.  Посмотрите  вверх,  вниз,  поверните  голову  влево,  вправо.  Представьте  себе  яркое  солнышко,  голубое  небо,  деревья,  цветы,  птицы.               -  Каким   одним  словом   можно  назвать  это?   (природа)                                              Хорошо.  А  теперь  за  работу!

5.  Закрепление  изученного  материала.

-  Что  же  восхищает  вас  в  этом  человеке?

( блестящие  способности  и  страстная  тяга  к   учению, знанию. )

- А  хотели  бы  вы  создать  символ    знания?  И  каким  вы  его  себе  представляете?

                   Варианты  ответов   детей   (Красивая  чернильница  с  гусиным  пером  и  

бумага.  Машина  времени.  Раскрытая  книжка.  Глобус.)            

Показ  глобуса,  чернильницы,  раскрытой  книги

Самостоятельная  работа  по  созданию  символа    знания.   ( 3 – 4 минуты )

-  Сам  Ломоносов   высоко  ценил  знания  и  написал  стихотворение  «Обращение  к  наукам»

 Учитель  читает  стих.  М. Ломоносова  «Обращение  к  наукам».

О  вы,  счастливые  науки !

Прилежны  простирайте  руки

И  взор  до  самых  дальних  мест,

Пройдите  землю  и  пучину,

И  степи,  и  глубокий  лес.

Везде  исследуйте  всечасно

Что  есть  велико  и  прекрасно,

Чего  еще  не  видел  свет,

Трудом   века  вы   удивите…

-  В  7 – 8  кл.  вы  встретитесь  с  трудами  М.В.Ломоносова  на  уроках  химии,  физики,  литературы.

-  Великие  поэты  и  писатели  высоко   оценили  деятельность  М. В. Ломоносова.

-   Прочтите  высказывания   поэтов  о  Ломоносове  на  доске.

«…Да,  велико  его  значенье.  Он  верный  русскому  уму,  завоевал  нам  просвещенье…».   ( Ф.И.Тютчев.)

«Он  создал  первый  университет.  Он,  лучше  сказать,  сам  был  первым  нашим  университетом».  ( А.С. Пушкин.)

«Ломоносов  стоит  впереди  наших  поэтов,  как  вступление  впереди   книги…» ( Н.В. Гоголь )

-  Какая  из  черт  характера    Ломоносова  вам  понравилась?     А  есть  ли  у  вас   эта  черта?

( узнать  как  можно  больше  нового ….)

6.Подведение  итогов  ( рефлексия )

В  начале   урока  в  стихотворении  возникала  потеря,  утрата.  Кого  не  стало?

- Так  почему  же  столько  печали  вызвала  смерть  М.В.Ломоносова ?

( не  может  быть  забыт  тот  ,  кто  жил  для  Родины )

-  Каково  же  значение  деятельности М.В.Ломоносова  для  русского  народа ?

( Он  любил  русский  народ, много  сделал,  чтоб  пробудить  народ,  просветить.)

- Я  рада,  что  многие  поставленные  вопросы  вы  ответили  верно.

7. Домашнее  задание.

Взять  интервью  у  мамы  и  папы  о  М.В Ломоносове,  дополнить  их  знания  об  этом  великом  человеке  своими  и  сделать  рисунок  -  символ  жажды  познания  -  в  цвете.

                              Окружающий  мир

Урок  с  использованием  элементов  игровой  технологии.

«Развитие    образования   и  науки  в  России  при  Екатерине  Второй.


Тема  урока :  Михаил  Васильевич  Ломоносов».


                                    4  класс

                                            Учитель :  Макарова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"

 Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности  М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....

Михаил Васильевич Ломоносов

Содержит различный материал...

Михаил Васильевич Ломоносов.

В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....

Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки

Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки...