Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Алексеева Галина Владимировна

На урока изучается образование, состав, свойства, охрана почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.  Почва.

Цель. Сформировать представление учащихся о почве; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с главным свойством почвы,

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать познавательно-новые открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировались  следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа, презентация.    

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе  возможные варианты ответов).

Примечание

I. Организационный момент

Психологический настрой.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачу,

И успешности в придачу

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования.

Дети желают друг другу удачи

  (Слайд 2)

II. Активизация мыслительной деятельности

1) “Растирание ушных раковин и рук”. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

2) Дыхательная гимнастика. Ритмичное движение: вдох в два раза короче.

Дети выполняют упражнения.

(Слайд 3)

III. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Каждый научный сотрудник должен иметь определённые знания. Давайте продемонстрируем свои знания.

Какие знания вы должны показать сейчас? (домашнее задание- знания о полезных ископаемых)

Индивидуальные карточки

Краткий пересказ текста «Добыча и охрана полезных ископаемых»

-Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике?        

Было сказано, что полезные ископаемые нужно расходовать бережно и экономно.

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

(Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду.  И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.)

- Молодцы! Знания у вас есть.(Похвалить тех, кто пересказывал)

.

(песок, глина, железная руда, уголь, нефть)

-Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь

(Слайд 4-7)

Слайд 8

IV.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

-Посмотрите на экран. Слайд с двумя картинками: на одном красивая природа, на другом карьер.

-Что произошло? Почему? Что надо сделать? Вы чем смогли бы помочь?

-Произнесите шёпотом слово «земля» Какие ассоциации у вас возникают при этом? Что вы представили, когда произносили это слово?

- Как в народе ласково называют землю?

«Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов».

-Какое научное название есть у слова «земля»?

-А вы знаете, что такое почва?

- - Какой будет тема сегодняшнего урока?

-Красивая местность превратилась в пустынный карьер.

-Надо засыпать землёй карьер и посадить растения.

- Земля- планета, земля - на которой растут растения.

-Земля-матушка, земля-кормилица…

- Почва

??????

???????

Да

Почва

Слайд 9

Слайд10

Физминутка

IV.Совместное открытие знаний.

  1. Составление плана урока.

Мы сегодня научные сотрудники. А они работают строго по плану.

-Что нам нужно составить?

-Что вы хотели бы узнать о почве?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

- Что еще хотели бы узнать о почве?  

 -Как образуется почва?

- Еще что хотели бы узнать?

- Из чего состоит почва?

-– Какими свойствами она обладает? Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей республике?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

-Вопросов очень много. Сможем обо всём узнать на этом уроке? Как быть?

План  работы.

1.Что такое почва?

2. Образование почвы.

3.Состав почвы.

4.Свойства почвы.

5.Виды почв.

5.Значение и охрана почвы.

Самим найти материал по интересующим вопросам.

На доске "Что такое почва.

 На доске -Образование почвы»

 На доске "Состав почвы"

  1. Что такое почва?

-Приступим к работе, следуя составленному плану.

-Посмотрите на картинку.

-Так что же такое почва?

-Толщина почвенного слоя от 2см, до 2 метров и больше.

-Ответили на первый пункт плана?

Почва-верхний тёмный рыхлый слой земли, на котором растут растения.

Да

Слайд 10-11

На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва-верхний рыхлый слой земли»

3.Образование почвы.

-Следующий пункт плана…

-Кто из вас знает как образовалась почва?

-Рябова Лиза получила задание  найти ответ на этот вопрос.

Образование почвы. Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.

-Что мы узнали из этого сообщения?

Почва образовалась от разрушенных скал, Камни, песок, глина, под воздействием живых существ превращается в почву.

А в настоящее время идёт процесс образования почвы?

-А везде ли есть почва?

С детской энциклопедии Почва образовалась от разрушенных скал, Камни, песок, глина, под воздействием живых существ превращается в почву.

Да. Опадают листья с деревьев, перегнивают корни растений, т.о. почва формируется и в настоящее время.

Слайды 11(12)-13

Слайд 14

Физминутка

Упражнение «Росток»        

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

-Представьте себе, что вы маленькое зёрнышко, которое лежит в уюте и покое почвы . Все вокруг тебя  излучает тепло, дарит приятные ощущения. Зёрнышко не хочет оставаться в земле, он хочет родиться…  Теперь вы -маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

 «один» – медленно выпрямляются ноги;

«два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;

«три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);

«четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;

«пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Дует ветерок, колышет лепесток….

Слайд 15

  1. Состав почвы.

Сейчас мы разделимся на группы и будем исследовать состав почвы.

Правила: На столе у вас есть инструкции для проведения исследований.

-В каждой группе будет главный исследователь. Он расскажет нам о проделанном опыте.

Опыт №1.  (группа 1)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьмите бумажную салфетку.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили  на салфетке _____________________.Значит в почве есть _________________.

 

Опыт №3(группа 3)

1.     Возьмите посуду с почвой с белым налётом.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых., минеральные соли.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растениям. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их. Минеральные соли-пища для растений.

Опыт №4 (группа 4)

 1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы

3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.

Что вы видите?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых., минеральные соли

Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.

Ответы детей: В почве содержится____________________________

__________________________

Опыт №5

 -Остатки растений и животных, когда перегнивают, превращаются во что?(Опыт: сжигаю почву)

-Значит в почве содержится ……..

-Для чего он нужен?

Дети делятся на 4 группы.

Группа №1.

Оборудование. стакан с водой, комочек почвы.

Группа №2.

Оборудование. Почва, салфетки.

Группа №3.

Оборудование. Почва с белым налётом, лупа.

Группа №4.

Оборудование. Почва, стакан с водой, стеклянная палочка.

Опыт №4

-В перегной.

-Перегной

-Чтобы почва была плодородной.

Правила работы (Слайд  16 )

  1. Знакомство с выводами учащихся.

Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами.

Рефлексия

Воздух

Вода

Минеральные соли

Песок , глина, перегной

(На доске

открываются выводы по мере их озвучивания)

  1. Свойства почвы.

Опыт проводит учитель. 

-Когда вы поливаете цветы, что происходит с водой?

Значит, почва……..

- Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?

-Вспомните, летом, когда вы бегаете в саду босиком, что чувствуют ваши ноги? Значит, летом почва……, а зимой ……..

-Как называется такое свойство?

-А теперь давайте вспомним про перегной…..для чего он нужен почве?

 Так какое же свойство имеет почва?

-Какое свойство главное? Почему?

-Часть воды вытекает в поддон, а часть остается в почве.

  • -Почва пропускает воду
  • -Рыхлая , сыпучая 

-Тепло

-охлаждается

  • Теплопроводность

-Чтобы растения лучше росли

  • -Плодородие.

Слайд

6.Рефлексия.

Ещё раз перечислите свойства почвы.

Слайд

7.Виды почв.

1.Чернозёмные почвы 

2.Подзолистые.

3. Глинистые.

4.Песчаная.

Цвет чёрный

Цвет похож на золу

Цвет жёлто-красный

Цвет жёлтый. Преобладает песок.

8.Значение и охрана почвы.

Нам поможет учебник. Работа по учебнику.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда произойдет?

- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву? Почему?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

- Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Исчезнут растения и животные. Не смогут жить на Земле и люди.

Стр.70

9.Систематизация и обобщение знаний.

- Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

-Какую проблему мы решали сегодня на уроке?

Оценивание.

Мы искали ответ на вопрос что такое почва; какой состав почвы, какими свойствами она обладает и кто обитает в почве.

10.Домашнее задание

Найти информацию об охране почвы.

Ответить на вопрос «Чего боится почва?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...