Окружающий мир. 4 класс
Тема : Планета заболела. Цели : 1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы; 2) формирование представления о Земле как общечеловеческом доме; 3) показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; 4) способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование : глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц », Красная книга.
ХОД УРОКА. I. Оргмомент. II. Вступительное слово учителя. Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя . Ах, как часто , глядя в поднебесье , Мы мечтаем покорить пространство. И, как Маленькие принцы, в одночасье На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси. И, конечно же , ловить себя на мысли: Им с Землею нашей не сравниться .
- Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери « Маленький принц ». И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ».
III. Актуализация знаний . 1. Самая большая планета . ( Юпитер ) 2. Самая маленькая планета . ( Плутон ) 3. У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн ) 4. Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце ) 5. Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий ) 6. 7. 8. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. ( Звезды ). 9. Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) 10. Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ) 11. Спутник планеты Земля .( Луна ) 12. Наука о космических телах. ( Астрономия ) ( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) . - Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля.
IV. Мотивация . ( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ). Самая прекрасная , родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети .
Где бы мы не жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья , Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли : - Мне радостно слышать вас и обидно . - Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось? Голос Земли : Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца. ( появляется плакат с изображением плачущей планеты ) - Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?
V. Сообщение темы и целей урока . - С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ». - Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?
VI. Новый материал. 1) Признаки грозной беды. - Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы. А что угрожает нашей планете Земля ? Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает? - Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?
Задания для групп. 1. Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям. 2. Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных. 3. Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху.
( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды ») Признаки грозной беды. 1. Вырубка лесов. 2. Гибель животных. 3. Загрязнение воды. 4. Загрязнение воздуха. 5. Накопление мусора. 6. Отравление почвы.
( показ видеосюжета )
- Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек ) - Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. » - Что имел в виду автор этих строк ? ( ответы детей ) - Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты? - Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» - Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ? - Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
Физминутка . ( под музыку )
- Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ?
2) Охрана природы. - Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ? - А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ? ( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга ) Показ видеосюжета. - Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?
3) Международное сотрудничество . а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : У всех людей одна планета И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь.
- В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней. - Что такое конвенция ?
б) Работа с информационными листами по группам. - Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности : 1. Соглашение о сохранении белых медведей. 2. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния. 3. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения. 4. Конвенция об охране дикой флоры и фауны. 5. Международная конвенция об охране птиц. 6. Конвенция по борьбе с опустыниванием. ( отчет групп ) в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу ». Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь ( панда ).
г) Показ видеосюжета.
д) Создание своей организации. - Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. - Придумайте название, эмблему , девиз. ( Учитель может предложить свой вариант : Название : «Маленькие принцы Земли » Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)
Ученик читает стихотворение : Здравствуй, планета ! Здравствуй, Земля ! Отныне мы дети твои и друзья. Отныне мы вместе большая семья. Мы Маленькие принцы Планеты Земля ! ( Плакат с изображением улыбающейся планеты ) ИТОГ : - Ребята, почему наша планета улыбается ? - Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним ! Тогда мы на Земле и сами сохранимся |