Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК " Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пахомова Любовь Вениаминовна

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК  " Планета знаний"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс ( программа " Планета знаний");

Окружающий мир. 4 класс 

Тема : Планета заболела. 
Цели : 1) систематизировать и расширить знания учащихся о 
состоянии природы нашей планеты; 
раскрыть некоторые экологические проблемы; 
2) формирование представления о Земле как 
общечеловеческом доме; 
3) показать важность и направления международного 
сотрудничества в области охраны окружающей среды; 
4) способствовать воспитанию ответственного отношения к 
природе ; формирование экологической культуры; 

Тип урока : изучение нового материала. 

Оборудование : глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц », Красная книга. 

ХОД УРОКА. 
I. Оргмомент. 
II. Вступительное слово учителя. 
Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя . 
Ах, как часто , глядя в поднебесье , 
Мы мечтаем покорить пространство. 
И, как Маленькие принцы, в одночасье 
На других планетах оказаться. 

Удивляться их могуществу, величью, 
Раскрывать секрет небесной выси. 
И, конечно же , ловить себя на мысли: 
Им с Землею нашей не сравниться . 

- Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери « Маленький принц ». 
И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »? 
Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ». 

III. Актуализация знаний . 
1. Самая большая планета . ( Юпитер ) 
2. Самая маленькая планета . ( Плутон ) 
3. У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн ) 
4. Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце ) 
5. Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий ) 
6. 7. 8. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. ( Звезды ). 
9. Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) 
10. Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ) 
11. Спутник планеты Земля .( Луна ) 
12. Наука о космических телах. ( Астрономия ) 
( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) . 
- Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля. 

IV. Мотивация . 
( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ). 
Самая прекрасная , родная, 
Разноцветная, веселая, живая, 
Ты для нас, как мать, одна на свете, 
Мы твои заботливые дети . 


Где бы мы не жили на планете, 
За твою судьбу мы все в ответе. 
Мы твои помощники, друзья , 
Мы, Земля, с тобой одна семья. 

Звучит голос Земли : 
- Мне радостно слышать вас и обидно . 
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось? 
Голос Земли : 
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. 
Как же я была прекрасна в то время. 
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. 
Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. 
У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца. 
( появляется плакат с изображением плачущей планеты ) 
- Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ? 

V. Сообщение темы и целей урока . 
- С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. 
Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ». 
- Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ? 

VI. Новый материал. 
1) Признаки грозной беды. 
- Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы. 
А что угрожает нашей планете Земля ? 
Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает? 
- Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ? 

Задания для групп. 
1. Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям. 
2. Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных. 
3. Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху. 

( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды ») 
Признаки грозной беды. 
1. Вырубка лесов. 
2. Гибель животных. 
3. Загрязнение воды. 
4. Загрязнение воздуха. 
5. Накопление мусора. 
6. Отравление почвы. 

( показ видеосюжета ) 

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек ) 
- Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. 
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. » 
- Что имел в виду автор этих строк ? 
( ответы детей ) 
- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты? 
- Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» 
- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ? 
- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими. 

Физминутка . ( под музыку ) 

- Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ? 

2) Охрана природы. 
- Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ? 
- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ? 
( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга ) 
Показ видеосюжета. 
- Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ? 

3) Международное сотрудничество . 
а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : 
У всех людей одна планета 
И ветрам нет на ней границ, 
Как нет границ потокам света 
И перелетам диких птиц. 
И нам беречь планету надо 
Для тех, кто будет после нас. 
А мы бездумно сыплем яды 
И дом свой травим, не скупясь. 

- В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. 
Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней. 
- Что такое конвенция ? 

б) Работа с информационными листами по группам. 
- Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности : 
1. Соглашение о сохранении белых медведей. 
2. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния. 
3. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения. 
4. Конвенция об охране дикой флоры и фауны. 
5. Международная конвенция об охране птиц. 
6. Конвенция по борьбе с опустыниванием. 
( отчет групп ) 
в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу ». 
Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь ( панда ). 

г) Показ видеосюжета. 

д) Создание своей организации. 
- Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. 
- Придумайте название, эмблему , девиз. 
( Учитель может предложить свой вариант : 
Название : «Маленькие принцы Земли » 
Эмблема с изображением Маленького принца. 
Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».) 

Ученик читает стихотворение : 
Здравствуй, планета ! 
Здравствуй, Земля ! 
Отныне мы дети твои и друзья. 
Отныне мы вместе большая семья. 
Мы Маленькие принцы 
Планеты Земля ! 
( Плакат с изображением улыбающейся планеты ) 
ИТОГ : 
- Ребята, почему наша планета улыбается ? 
- Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад. 

Коль суждено дышать нам воздухом одним, 
Давайте же мы все навек объединимся. 
Давайте наши души сохраним ! 
Тогда мы на Земле и сами сохранимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.

Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....

Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...

Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний".

Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Домашние животные" УМК "Планета знаний"

Предмет: окружающий мир Класс: 1 б Тема урока: Домашние животные. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока. Познавательные задачи:1....

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...