Конспект урока по окружающему миру. Тема "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 Тема "Планеты солнечной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1.Предмет: «Окружающий мир». 4 класс.

2.Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

3.Тема урока по учебно-тематическому плану: «Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года».

4.Номер урока по теме: данный урок является 2 по теме.

5.Форма урока: урок изучения нового материала (урок – путешествие).

6.Цели урока:

        1.Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представления о них. Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

        2.Развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.

        3.Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.

7.Задачи: Научить детей разбираться в расположении планет относительно Солнца, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.

8.Оборудование: теллурий, медиапроектор, компьютер, экран, ЦОР «Природа, человек, общество» 2004г. ООО «ДОС», учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков).

9.Ожидаемые результаты:

        1.Привести имеющиеся знания детей по теме урока в систему, расширить и углубить их.

        2.Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.

        3.С помощью ЦОР сделать урок более живым и ярким.

        4.Научить детей любить и беречь свою землю (планету Земля).

10.Этапы урока:

        1.Организационный момент (1-2 мин.)

        2.Повторение изученного материала (4-5 мин.)

        3.Работа над изучением нового материала (20-22 мин.)

        4.Физкультминутка (3-4 мин.)

        5.Практическая работа (4-5 мин.)

        6.Закрепление нового материала (5-7 мин.)

        7.Итог урока (3-4 мин.)

        8.Домашнее задание (1-2 мин.)

11.Карашова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Козыревская СОШ».

Ход урока.

1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

- Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?

(Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.)

-А как Земля движется в космосе?

(Она движется вокруг Солнца по заданному маршруту.)

-Умницы! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Земля»!

2.Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания.

-Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия: «Планеты Солнечной системы» (записать на доске).

-Предлагаю штурманам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд.

Каждый ряд выдвигает представителем по одному ученику.

Кроссворд закреплён на доске.

1

2

3

4

5

6

Вопросы к кроссворду:

1.Сторона света и название космического корабля. 2.Куда уходит Солнце вечером? На… 3.Ближайшая к нам звезда. 4.Вселенная – это … с точки зрения астронома. 5.Высокообразованный человек, имеющий научную степень. 6.Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего.

(Ответы: 1.Восток. 2.Запад. 3.Солнце. 4.Мир. 5.Учёный. 6.Звёзды.

Ключевое слово: ВПЕРЁД.)

-Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, надо ввести пароль. Вспомните кодовые знаки: +-да, - нет, 0- не знаю. Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись:

  • Земля – это одна из планет Солнечной системы.
  • Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  • Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  • Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  • Земля движется вокруг Солнца.
  • Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

-Обменяйтесь бортжурналами. Вводим пароль. (+ + - - + - ).

-Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов. Компьютер к работе готов, маршрут проложен.

Дети читают хором   -   ВПЕРЁД.

-Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

3.Работа над изучением нового материала

(Использование ЦОР «Природа, человек, общество», просмотр анимации «Модель Солнечной системы».)

После просмотра анимации более подробно рассматриваем каждую из планет.

О планетах рассказывают заранее подготовленные ученики. Рассказы сопровождаются видеосюжетами из анимации.

                     

МЕРКУРИЙ.

Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

ВЕНЕРА.

Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

ЗЕМЛЯ.

Третья от Солнца планета. Наша планета образовалась около 4,7 миллиардов лет назад из рассеянного газопылевого вещества.

-(Использование ЦОР «Природа, человек, общество». Тема «Солнечная система», фотоальбом «Космос и Солнечная система».)

-Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Показ фотографий видов Земли из космоса.

                            

-Какая она, наша планета?

( Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

-Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая?

(На Земле много воды.)

-На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

-Что ещё вы можете сказать о планете Земля?

(По размеру это небольшая планета. Соседями Земли являются Марс и Венера.)

-Обратите внимание: Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется?

(Это Луна.)

-Конечно, это так. Луна является единственным естественным спутником Земли.

-А почему Землю ещё называют «Планета-сад»?

(Потому что на ней растут растения.)

-И ещё потому, что на Земле есть жизнь. Давайте продолжим знакомство с другими планетами.

МАРС.

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны.) Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

-Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами или планетами земной группы. Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий. Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

ЮПИТЕР.

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

САТУРН.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

УРАН, НЕПТУН и ПЛУТОН.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом. напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

Плутон так далёк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых.

-Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты. а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран. Нептун, Плутон.

-Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.

(Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

-Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение, с которым мы познакомились на предыдущем уроке.

4.Физкультминутка

Стихотворение сопровождается движениями:

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит над Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

5.Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?»

-Мы вновь на борту нашего «космического корабля». И нам предстоит открыть ещё две тайны: почему на Земле сменяются день и ночь, и времена года? В этом нам поможет разобраться этот прибор. Его называют «теллурий». Как вы думаете, что это за большой жёлтый шар?

(Это Солнце.)

-Да, это Солнце. А этот глобус – наша Земля. Давайте посмотрим этот прибор в работе. Что делает Земля?

(Вращается вокруг Солнца.)

-А ещё что вы заметили?

(Земля сама тоже вращается.)

-Земля вращается вокруг своей оси. И что же происходит?

(Солнце освещает сначала одну её часть, а затем – другую.)

-Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнышком?

(Там будет светло, значит, будет день.)

-Совершенно верное высказывание. А что будет в другой части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

(Там будет темно, значит, будет ночь.)

-Посмотрите внимательно на рисунок  учебника на стр. 12. Что вы можете сказать?

(Здесь тоже показано, что Земля вращается вокруг своей оси, и на освещённой части – день, а на неосвещённой – ночь.)

-Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, мы говорим – «за сутки». Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь?

(Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

-Молодцы! Вы открыли смену дня и ночи. А сейчас попробуем открыть вторую тайну. Вы уже отметили, что Земля вращается вокруг Солнца. Что мы наблюдаем?

(Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него.)

-А как движется Земля вокруг Солнца?

(Она движется медленно.)

-Земля делает один оборот вокруг Солнца за365 суток или за год. Как вы думаете, что происходит на земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу?

(Там будет теплее, значит, это будет лето.)

-А в той части, которая дальше от Солнца?

(Там холоднее, поэтому там будет зима.)

-Молодцы! И здесь вы тоже сделали верные выводы. Итак, отчего на Земле сменяются времена года?

(Это происходит из-за наклона земной оси и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)

-Так мы открыли тайны смены времён года на Земле. Запишите в бортовом журнале ваши выводы:

Смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси (сутки).

Смена времён года – вращение Земли вокруг Солнца (год).

6.Закрепление нового материала

Тесты (на основе ЦОР)

Составь правильные утверждения.

1.Самая большая планета Солнечной системы –

  • Марс
  • Юпитер
  • Венера

2.Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы –

  • Сатурн
  • Меркурий
  • Земля

3.Самая маленькая планета Солнечной системы –

  • Уран
  • Сатурн
  • Плутон

Закончи правильно предложения.

1.На рисунках планету Юпитер легко узнать по красному пятну, а планету Сатурн – по…

  • голубому цвету
  • кольцам
  • яркому блеску

2.Планета Марс меньше Сатурна, а Сатурн меньше Юпитера. Значит, самой большой из этих планет является…

  • Марс
  • Сатурн
  • Юпитер

3.Планета Нептун находится дальше от Солнца, чем Уран, но ближе, чем Плутон. Следовательно, из этих трёх планет дальше всех от Солнца расположен…

  • Уран
  • Плутон
  • Нептун

7.Итог урока

Итак, путешествие наше закончилось. Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнили? Что особенно понравилось на уроке?

8.Домашнее задание

Стр. 9-15. Ответить на вопросы (стр. 14.).

Выполнить задания в тетради.

9.Достигнутые результаты

  • имеющиеся знания детей по теме урока приведены в систему, учащиеся получили новые сведения по данному материалу;
  • интерес учащихся к изучаемому предмету повысился;
  • с помощью ЦОР урок прошёл более эмоционально и ярко;
  • дети научились разбираться в расположении планет относительно Солнца, разбираться, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Урок по окружающему миру: "Планеты Солнечной системы" (2 кл.)

Материалы урока по ФГОС 2 класс по развивающей системе Л.В. Занкова, предмет "Окружающий мир", тема: "Планеты Солнечной системы"....

Разработка урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Цели и задачи урока:1)    ОбразовательныеПознакомить с планетами Солнечной системы.Сформировать представления о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.Познакомить с раб...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системыЗадачи:Дид...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...