Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок проектно-исследовательской деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
step._rastitelnost_i_zhivotnyy_mir_stepey.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Степь. Растительность и животный мир степей».
Тип: изучение новой темы.
Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая.
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Задача:
показать специфику зоны степей, приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.
Цели урока:
- учить выделять главное, применять полученные знания на практике; уметь наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
- формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность, творческую активность и познавательный интерес учащихся. Владеть навыками совместной деятельности: аргументировать свою точку зрения. - воспитывать бережное отношение к природе, умение помогать друг другу.
Оборудование:
Учебники
Энциклопедия
Карта «Природные зоны России»
Карточки с текстами для 3-ёх групп.
Карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3-ёх групп.
Раздаточный материал на каждой парте:
Животные, растения степей и изученных зон.
Этап 1,постановка учебной задачи:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона , в которой мы с вами живём. Нам нужно ответить на вопросы: Где? Какие? Кто? Чем? Как?
Ответы детей:
1.Где расположена зона степей?
2.Какие растут растения в степи?
3.Кто из животных и птиц живет в степи?
Учитель: правильно, ребята. Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям в степях удается переносить сильную засуху, в чем видна приспособленность степных животных к условиям жизни.
-А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого я вас рассадила по группам. Первая группа будет географами, вторая-ботаниками, третья-зоологами.
1.Географы.
2.Ботаники.
3.Зоологи.
Учитель: Ребята, в каждой группе на столе лежат карточки – «помощницы», алгоритм работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.
Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту, картинки с изображением животных и растений, карточки с текстом.
В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации работы, обсуждаете ответы на заданные вопросы и готовите ответы.
Начнем нашу исследовательскую работу мы с просмотра видео.(2,5мин.)
2 этап, самостоятельная работа учащихся.
Задания для групп.
Географы. Где расположена степная полоса? Какой климат в степи?
Алгоритм работы над материалом:
- Прочитай текст.
- Подчеркни примеры для ответа в тексте.
- Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
- Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Ботаники. Какие растения растут и как приспособились к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?
Алгоритм работы над материалом:
1.Прочитай текст.
2.Подчеркни примеры для ответа в тексте.
3.Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
4.Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Зоологи. Какие животные обитают в степи и как приспособились к жизни в условиях открытой местности?
Алгоритм работы над материалом:
1.Прочитай текст.
2.Подчеркни примеры для ответа в тексте.
3.Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
4.Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Этап 3,подведение итогов работы в каждой группе, защита мини-проектов.
Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей.
Ученый-географ.
Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате.(работа по карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.
По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое, лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей. (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)
- А с растительным миром вас познакомят учёные-ботаники.
Учёный-ботаник 1.
Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут тюльпаны и ирисы. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.(Картинка с цветущими травами) (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)
- О животном мире вы узнаете из рассказа учёных-зоологов.
Учёный –зоолог 1
Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов, например зайцы. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы.
Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы). (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)
Творческая работа (Дети предлагают составить цепи питания)
На доске развешаны животные и растения степи, дети составляют из ни цепи питания в степи (полынь-заяц-лиса, типчак - полевая мышь-орел).
Очень хорошо, ребята, вы справились с заданиями.
-Чем вам запомнился урок? (Что степи южнее зоны лесов…..)
-Как и где вы можете использовать полученную информацию (во время к. р….)?
Выставление оценок. Урок завершен, но это не значит, что вы открыли все тайны степи, вам предстоит ещё многое узнать. Это и будет вашим домашним заданием. Дома вы должны будете подготовить книжку малышку, которую мы передадим 2 «г» классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс
В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...
Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....
Урок по окружающему миру на тему "Животные леса" (2 класс,УМК "Начальная школа XXI века")
Урок по теме "Животные леса". Тема для детей известна и понятна. Как же сделать урок действительно познавательным, интересным и полезным?...
Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.
Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....
Методическая разработка урока по окружающему миру: "Растительность тайги. Пожары в тайге".
Цели урока:1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.2.Обобщить знания обучающихся о значении таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны....
Конспект урока по развитию речи: "Растительный и животный мир водоёмов"
Данный конспект разработан для учащихся 3 класса с учетом их речевых нарушений....
Конспект для урока по окружающему миру. Тема: «Домашние животные» Для 2 класса VII вида.Цели урока: Образовательные: -проверить у обучающихся сформированность обобщенных понятий «цветы», «кустарники», «деревья»; -проверить сформированность у обучающихс
Цели урока:Образовательные:-проверить у обучающихся сформированность обобщенных понятий «цветы», «кустарники», «деревья»;-проверить сформированность у обучающ...