Урок по окружающему миру "Горы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
знакомство с целостной картиной мира.
1) Познакомить ребят с понятиями «равнина», с особенностями и природой гор.
2) Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.
3) Учить бережно относиться к природе.
4) Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы.
Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gory2.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
- Познакомить ребят с понятиями «равнина», с особенностями и природой гор.
- Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.
- Учить бережно относиться к природе.
- Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы.
Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах.
Понятие: болото, полезные ископаемые.
Оборудование: карта полушарий, глобус, образцы пород, индивидуальные карточки.
Ход урока
-проверьте готовность к уроку, Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к общению, создают хорошее настроение. Вспомните правила взаимодействия и пожелайте удачи в освоении новых знаний. Садитесь.
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю Землю……(глобус)
Учитель: Молодцы! Верно угадали - это глобус. Чем он похож на настоящий земной шар и чем от него отличается. (форма, цвет, размер)
Уч. Расставьте темы по порядку для изучения.
Океаны. Озёра, Реки. Материки Горы. Равнины. (Океаны. Материки. Реки. Озёра.)
Уч. Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши.
Уч. Нам помогут реки и озёра. Найдите на карте места, на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены.( Детям раздаются листочки с названиями материков.)
Задания группам.
-Почему, ребята, в карточках нет Антарктида? ( Мы думаем, что на ней нет рек и озёр.)
Ребята выполняют задания. (Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами,- это равнины и возвышенности.)
-А где берут начало бурные реки? (Обычно в горах.)
-О чём сегодня пойдёт разговор? ( Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.)
3. Совместное «открытие» знаний.
- Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов? ( Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.)
-Какую высоту имеют эти участки суши? ( На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров.)
- Что окружает эти участки суши? (- Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.)
- Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах. (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.)
-Что будет происходить с водой на таких территориях? Давайте аккуратно польём на макет.
- Что образуется на таких равнинах?
- Сравните 2 равнины на с. 115. Обратите внимание на условный знак болот. Найдите на карте такие места. (- В углублениях собирается вода. Это болота. Здесь , наверное , очень сыро.
Ребята ищут на карте.)
- Что обозначают точки на равнине?
-Найдите названия равнин на карте.
- Дома, если вам интересно, можете найти названия и других равнин. (-Это пески. Они находятся ближе к тропикам.
- Евразия: Восточно - Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина.
Африка: Сахара;
Южная Америка: Амазонская низменность.)
-Почему на равнинах много болот и рек? (_ Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.)
-Где выращивают культурные растения, которые служат нам пищей? (-Тоже на равнинах. Там удобно распахивать поля.)
-Что покрывают равнины? ( Это земля, пески, глина.)
Поработаем с опорой на плакат «Горы» или просмотрим видеофрагмент с видами гор.
- Опишите, ребята, то, что вы узнали ( Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.)
_ Хотели бы вы оказаться в таких местах? (Конечно, там очень красиво, но и очень опасно.- Мы думаем, что если забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.)
-Почему вы так считаете?
- Найдите горы на карте. (дети перечисляют: Европа – Альпы. Уральские горы; Азия- Кавказ, Гималаи. Северная Америка - Кордильеры; Южная Америка – Анды.)
Самая большая равнина Земли - Амазонская низменность - расположена в Южной Америке. Её площадь превышает 5 млн.кв. км.
На равнинах часто встречаются холмы – формы рельефа, схожие с одиноко стоящими низкими горами. В природе отличить высокий холм от низкой горы довольно сложно. Учёные условились называть холмами те из них, которые возвышаются над окружающей равниной не более чем на 200 метров.
По внешнему виду равнины бывают плоские и холмистые. Обширные плоские равнины встречаются редко. Небольших по размерам плоских равнин гораздо больше. Они встречаются по берегам морей и крупных рек.
Однако в горах можно встретить участки равнин. Обычно они расположены в широких понижениях между горными хребтами.
Горой называют всякое поднятие с чётко выраженными склонами, подошвой и вершиной, которые возвышаются над равнинами более чем на 200 метров. Остроконечные вершины –пиками.
Обычно горы объединяются в большие группы – горные страны. Тянь – Шань, Анды, Кавказ.
В длину горные страны протягиваются до нескольких тысяч километров.
Горы различаются по высоте: низкие- низкогорья, средние – среднегорья, высокие – высокогорья.
В этой теме показано, что равнины-области наиболее густого современного поселения людей, что связано с удобством сельскохозяйственных работ и строительства городов на ровной поверхности. Необходимо напомнить ребятам, что и в древние времена люди жили на равнинах. Особенно их устраивало сочетание ровной поверхности и расположенной рядом реки, что давало неоценимое преимущество земледельцам. Найти на карте должны всего две большие равнины: Восточно-Европейскую и Западно - Сибирскую. Дети узнают о существовании и причинах образования болот.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Река:
А) естественный водный поток
Б) искусственный водный поток
В каком направлении течёт река:
А) к устью
Б) к истоку
Куда ведёт ручей?
А) вниз по реке, к озеру
Б)К океану
Куда легче ехать?
А) к реке
Б) обратно
1.Река покрывается льдом
2. река ломает лёд
3. Река выходит из берегов
А. половодье б. ледостав в. Ледоход
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Расставьте темы по порядку для изучения. Океаны. Озёра, Реки. Материки Горы. Равнины. Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши. | - мы решили, что темы располагаются так Океаны. Материки. Реки. Озёра.
| |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы ( работа в группах) | ||
-нам помогут реки и озёра. Найдите на карте места, на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены. | Детям раздаются листочки с названиями материков. | |
Задания группам. | ||
-Почему, ребята, в карточках нет Антарктида? -А где берут начало бурные реки? -О чём сегодня пойдёт разговор? | - Мы думаем, что на ней нет рек и озёр. Ребята выполняют задания. -Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами,- это равнины и возвышенности. -Обычно в горах. - Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах. | |
3. Совместное «открытие» знаний. | ||
- Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов? -Какую высоту имеют эти участки суши? - Что окружает эти участки суши? - Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах. -Что будет происходить с водой на таких территориях? Давайте аккуратно польём на макет. - Что образуется на таких равнинах? - Сравните 2 равнины на с. 115. Обратите внимание на условный знак болот. Найдите на карте такие места. - Что обозначают точки на равнине? -Найдите названия равнин на карте. - Дома, если вам интересно, можете найти названия и других равнин.
Поработаем с опорой на плакат»Равнины» -Почему на равнинах много болот и рек? -Где выращивают культурные растения, которые служат нам пищей? -Где расположены все крупные города? Почему? -Что покрывают равнины? Поработаем с опорой на плакат «Горы» или просмотрим видеофрагмент с видами гор. - Опишите, ребята, то, что вы узнали. _ Хотели бы вы оказаться в таких местах? -Почему вы так считаете? - Найдите горы на карте. - Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека? - найдите в конце с 114 названия необходимых людям горных пород. Давайте познакомимся с ними по образцам. - Но полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. - Что ещё интересного узнали о равнинах и горах? | - Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами. - На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров. - Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы. Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы. Ребята выполняют задание. - В углублениях собирается вода. - это болота. Здесь , наверное , очень сыро. Ребята ищут на карте. -Это пески. Они находятся ближе к тропикам. - Евразия: Восточно - Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина. Африка: Сахара; Южная Америка: Амазонская низменность. _ Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота. -Тоже на равнинах. Там удобно распахивать поля. - Тоже на равнинах. Там удобно строить. - Это земля, пески, глина. - Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки. _ Конечно, там очень красиво, но и очень опасно. - Мы думаем, что если забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз. 0дети перечисляют: Европа – Альпы. Уральские горы; Азия- Кавказ, Гималаи. Северная Америка - Кордильеры; Южная Америка – Анды. - Все горы состоят из камней. Они все имеют своё название и нужны человеку. Дети работают с учебником, затем с раздаточным материалом. Дети узнают о торфе. - Ребята рассматривают о равнинах и горах. _ Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…. -А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848м
| |
4. Самостоятельное применение знаний ( работа в группах) | ||
- Выполните задания в рабочей тетради: 1-й вариант- задания 1 и 3; 2-й вариант – задания 3-4 - Вернитесь к своим карточкам и приготовьте более подробный рассказ о тех равнинах, которые вам встретились. 1. Материк. 2.Показ равнины на карте. 3. Особенности рельефа - Проверьте себя. Выберите важные отличительные особенности равнин: Большие перепады высоты земной поверхности; Наличие болот, рек, озёр, леса; Умеренный тепловой пояс; Ровные или холмистые участки суши; Большое количество городов; Реки с быстрым течением; Пески и степи. - Проверьте себя. 1. Материк, на котором находятся горы Кордильеры, -__________ 2. Горы состоят из______________ 3. Железная руда, золото, каменный уголь – это_____________________ | Ребята выполняют задания. Обсуждение результатов в классе. Дети проверяют друг друга после выступления групп. Образец: Наличие болот, рек, озёр, леса; Ровные или холмистые участки суши; Большое количество городов; Пески и степи. Дети сверяют результаты с образцом.
|
В этой теме показано, что равнины-области наиболее густого современного поселения людей, что связано с удобством сельскохозяйственных работ и строительства городов на ровной поверхности. Необходимо напомнить ребятам, что и в древние времена люди жили на равнинах. Особенно их устраивало сочетание ровной поверхности и расположенной рядом реки, что давало неоценимое преимущество земледельцам. Найти на карте должны всего две большие равнины: Восточно-Европейскую и Западно - Сибирскую. Дети узнают о существовании и причинах образования болот.
Что такое равнина и чем она отличается от других форм земной поверхности. Чтение текста. Где люди строят города и выращивают урожай. Рассказать о болотах.
Д/ з раскрасить и построить город, стадион. Вывод: равнины это ровная невысокая поверхность, далёкий горизонт. И играют важную роль в жизни природы и человека.
Словарные слова: равнины, горы
Государственный природный заповедник «Столбы»
Государственный природный заповедник «Столбы» - уникальный природный комплекс. На его территории в долинах рек Енисей, Мана и Базаиха расбросаны причудливые скалы – утёсы. Их около 100.
Эти исполины сотворены самой природой. Миллионы лет дожди и ветры, мороз и солнце высекали из дикого камня причудливые фигуры!
А «Столбы» величавы и хмуры,
То обломки, то глыбины скал.
Их, как будто людские фигуры,
Великан по тайге разбросал. (Лев Ошанин)
Давно это было – в начале 19 века, а точнее сказать, в 1829 году, когда красноярский натуралист, страстный любитель природы Прохор Селезнёв так писал о «Столбах». «Зело превелики и пречудесно сотворены скалы. А находятся они в отдалённой пустыне вёрст за пятнадцать, а может, за двадцать. Только попасть туда трудно; конный не проедет, пеший не пройдёт, да и зверья дикого немало.
Разно рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что даже в других землях не увидеть таких. И залезть на сии скалы никто не сможет, и какие они – неизвестно. Прав оказался Прохор Селезнёв, говоря о величии и красоте «Столбов», но ошибся он лишь в том, что «Залезть на сии скалы никто не сможет»
Первые посещения «Столбов» относятся к 1779-80 годам, когда золотоискатели бродили по таёжным ручьям в поисках золота. В длинной и узкой расселине огромного камня под «Первым столбом», названного впоследствии «Чёртовой кухней», была оборудована первая стоянка.
Местные охотники тоже не раз останавливались возле скал, устраивая нары в пещерах и нишах или ставя шалаши. Много зверья было в то время в окрестностях «Столбов»
Широко заговорили о 2Столбах», как о сибирской Швейцарии» в 1851 году, после осуществлённого местными спортсменами подъёма на вершину «Первого столба» Эта дата является началом развития скалолазания. К настоящему времени интерес к «Столбам» возрос настолько, что Красноярск начали посещать туристы и исследователи из других городов России и всего мира.
Главная достопримечательность – многочисленные выходы скал, высота некоторых свыше 90м.
И в этом вечнозелёном море груды причудливых скал стоят, как неприступную крепость, перья гигантской птицы.
Большинство столбов имеют собственные названия «Дед», «Первый столб», «Перья», «Слонёнок», «Львиные ворота». Многие открыты для посещения.
Густые высокие травы..
Поляна. На ней остановка
И там, на вершине, вправо
Развалы «столбовской Видовки»
Хоть путь ещё не окончен,
Но разве пройдёшь мимо!
Если устали не очень-
Поднимемся к краю обрыва.
Синеют в мареве дали,
Чернеют тайга и горы..
И думаешь: «Встретишь едва ли
Такие ещё просторы».
Отвесны скалистые кручи,
Но в самом опасном месте
Там каждый камень изучен
И каждый карниз известен.
Пусть будут дожди и туманы,
И осени хмурой ненастье-
Прекрасны далёкие страны,
Но все же наш край прекрасней!
И где б ни бывал на свете,
Хоть на день придёшь, ненадолго…
Товарища старого встретят
Друзья на «Столбовской Видовке»
Задания группам
Узнайте континент.
Реки:__________________________.Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте_____________ цветом.
Озёра:_________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте________________цветом.
Самая большая равнина Земли - Амазонская низменность - расположена в Южной Америке. Её площадь превышает 5 млн.кв. км.
На равнинах часто встречаются холмы – формы рельефа, схожие с одиноко стоящими низкими горами. В природе отличить высокий холм от низкой горы довольно сложно. Учёные условились называть холмами те из них, которые возвышаются над окружающей равниной не более чем на 200 метров.
По внешнему виду равнины бывают плоские и холмистые. Обширные плоские равнины встречаются редко. Небольших по размерам плоских равнин гораздо больше. Они встречаются по берегам морей и крупных рек.
Однако в горах можно встретить участки равнин. Обычно они расположены в широких понижениях между горными хребтами.
Горой называют всякое поднятие с чётко выраженными склонами, подошвой и вершиной, которые возвышаются над равнинами более чем на 200 метров. Остроконечные вершины –пиками.
Обычно горы объединяются в большие группы – горные страны. Тянь – Шань, Анды, Кавказ.
В длину горные страны протягиваются до нескольких тысяч километров.
Горы различаются по высоте: низкие- низкогорья, средние – среднегорья, высокие – высокогорья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие,...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....