Проект "Жизнь леса"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Рафикова Равиля Кяшафовна

Цель проекта: Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе:

Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.

Идея проекта "Лес – это не только деревья, а растения и животные   обитающие в нем. Берегите лес – наше богатство!"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_lesa_proekt.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                      Паспорт проекта

по окружающему миру

«Жизнь леса»

                                                   

.

                                                         2012

Название проекта

«Жизнь леса»

автор

Учитель начальных классов                 Рафикова Р.К.

предмет

Окружающий мир

класс

2

вид проекта

Информационный (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.

по количеству участников

индивидуальный

по продолжительности

средней продолжительности (2 недели)

по месту проведения

внеурочный

по количеству предметов

монопроект  

Цель проекта

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе:

Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.

Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Использование ИКТ

Создание индивидуальных презентаций

Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта

Общекультурные, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные.

Короткое описание идеи проекта

Лес – это не только деревья, а растения и животные   обитающие в нем. Берегите лес – наше богатство!

Этапы проекта

этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Определение цели проекта и названия.

Знакомство с темой и целью проекта. Уяснение проблемы.

Сообщить  тему и цель проекта. Формулирование проблемных вопросов.

 Работа над проектом.

Сбор материалов.

Оказание помощи в подборе необходимых источников информации.

 

Оформление результатов.

Презентация

Оформление презентаций

Оказание помощи в оформлении результатов проекта.

Проведение проекта

Защита своих работ.

Организует проведение защиты и подводит итоги.

Оборудование: интерактивная доска, проектор,  плакаты с изображением лесов (хвойных, лиственных), плакат-кроссворд, памятки для учащихся, презентации учащихся и учителя

                "Лес - богатство и краса, береги свои леса!" - пословица

Используется  презентация  учителя

Ход проекта

Слайд 1

"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)

- Сегодня мы поговорим о лесе.

Слайд 2

Здравствуй, лес. Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Слайд 3-5

-Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется березовым или (березняк).

А как назовем лес, где растут ели? ( ельник) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.).

И березовый, и дубовый лес иначе называют … лиственным.

Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, ели, кедры и т.д.

(Проект о смешанных лесах представляет Бикбаев Эмиль)

- Так какие бывают леса?

                                            Лиственные       хвойные         смешанные

А лес, где преобладают хвойные деревья (ель, кедр, сосна) – называется тайгой.

 Лес  - это не только много деревьев. Это  звери, птицы, насекомые.

                                                                                             

Проект подготовила Кузяева Рамзия (сообщение о насекомых)

Слайд 6

А теперь отгадываем загадки и узнаем о животных:

                                    Хитрая плутовка,

                                    Рыжая головка,

                                    Хвост пушистый – краса!

                                    А зовут ее………(лиса)                    

Зимой беленький, а летом серенький.

                                                                                                            (заяц)

                                                        Он, как елка, весь в иголках,

                                                                                             Ловит ловко страшных змей.

                                                                                                  И хотя он очень колкий,

                                                                                                  Обижать его не смей.

                                                                                                  Он в лесу живет, но вхож

                                                                                            И в сады отважный……..(ёж).

       Хозяин лесной

       Просыпается весной,

       А зимой под вьюжный вой

       Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех...

                                  (волк)

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот - ... (енот)

                                        Веревка по земле ползет,

                                        Вот язычок, открытый рот,

                                                            Всех укусить, готова я,

                                                            Всё потому что я ... (змея)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла ... (бурундук)

                                                   В одежде богатой,
                                                 Да сам слеповатый,

                                                 Живет без оконца,
                                                 Не видывал солнца.        
(крот)

Отгадывание кроссворда (проект подготовил Абайдуллин Тимур)

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Вот так рыжая плутовка!

    След свой заметает ловко!

 

2. Этой птице по ночам не спится

К утру домой воротится большеглазая охотница.

 

3. Большой, коричневый, лохматый.

    Неуклюжий, косолапый.

 

4. Любитель жёлуди искать

    И спину о корягу почесать.

 

По вертикали:

1. Он длинноногий и рогатый

    И говорят о нем: сохатый.

2. Фыркает четвероножек,

    Маленький, колючий ...

3. По лесу серый хищник ходит.

    На зайцев ужас он наводит.

 

4. Трусишка этот летом - серый.

    Ну а зима придёт - он белый.

Лес - это насекомые.

Он в траве, своей  дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .(
МУРАВЕЙ)

                                     Шевелились у цветка

                                     Все четыре лепестка.

                                     Я сорвать его хотел,

                                     Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА) 

Лес – это птицы.

Желтогрудая летает птичка
Никто иная, как … .
(СИНИЧКА)                        
              Хоть я не молоток -
                                                           По дереву стучу:
                                                           В нем каждый уголок
                                                           Обследовать хочу.
                                                           Хожу я в шапке красной

                                                  И акробат прекрасный.  (дятел)

Еще посмотрим презентацию о жизни в лесу (подготовила Батраева Алсу)

 - Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес – это богатство России. А сколько в нём разнообразных растений!

 Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.

В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка,  кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие растения.  (иван –да-марья, кислица, ромашка)

Лес – это  зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.

     Слайд 7-8                                                                                                                                                                                                                                                   - Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека.  

Учащиеся раздают памятки.
Причины пожаров:
 
- брошенная горящая спичка, окурок;
- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;
- люди разводили костёр в местах с сухой травой;
- весенний пал травы;
- хозяйственные работы в лесу;
- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;
- от замыкания высоковольтной линии;
- от вспышки молнии.

Памятки

Каждый человек должен знать, как вести себя если попал в зону  пожара.
1. Если пожар только начинается, его можно сбить зелёными ветками или забросать землёй.
2. Если пожар сильный, надо как можно быстрее покинуть опасное место и сообщить о пожаре. Уходить от пожара надо навстречу ветру по дорогам, по берегу реки или ручья.
3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой-полотенцем, одеждой.
4. Безопасным местом может служить поле, берега реки или озера.
5. Дети к тушению пожара не допускаются.

Как разводить костёр.
1. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.
2. Рядом   с   костром   не   должно   быть   предметов,   которые   могут загореться.
3. Нельзя разводить костёр под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костёр надо разводить на старом кострище.
6. Если его нет, то лопатой    надо снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
7. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.
8. Обязательно наблюдать за горящим костром!
9. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.

Памятка - как вести себя в лесу. 
1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и    у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком .
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!

Список использованной литературы

1. Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир, 2 класс» ООО «Издательство Астрель». 2011

2. ЕлкинаН.В. Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,

4. Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. М: Росмен, 1994

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...

Весна в лесу (экскурсия по лесу)

Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...

Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”

Мероприятие   помогает  обобщить и  расширить представление детей о лесе и его значении;  воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".

Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...