ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ПРОЕКТ «ЗИМУШКИНЫ ЗАБОТЫ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кирова Лилия Владимировна

Урок был проведен с целью:  Научить детей поиску, анализу информации в соответствии с                                                               образовательными стандартами и                    техническими ресурсами.

 Стимулирование интереса учащихся к данной теме.

 Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

 Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и   других членов коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимушкины заботы.41.38 КБ

Предварительный просмотр:

                          ИНТЕГРИРОВАННЫЙ     УРОК-ПРОЕКТ

                                   

                               

                   «ЗИМУШКИНЫ ЗАБОТЫ»

                                                   

                                                     

                                                                                                 Учитель начальных

                                                        классов : Кирова Лилия

                                                        Владимировна

                                                        МБОУСОШ № 33                

                                                        г. Электроугли

  ЦЕЛЬ:

Научить детей поиску, анализу информации в соответствии с                                                               образовательными стандартами и техническими ресурсами.

 Стимулирование интереса учащихся к данной теме.

 Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

 Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и   других членов коллектива.

 Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения  использовать дополнительную литературу.

Развитие логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Предполагаемые продукты проекта:

Презентации, исследовательские и   творческие работы учащихся.

Оборудование

выставка книг,

тесты « Закончи пословицу», « Собери пословицу»,

коллективный журнал   « Зимушкины заботы»,

декорации к сценке: «Вести из зимнего леса»,

аудиозаписи: «Стук  птиц», «Замела метелица» ,

презентация к сказке Г. Скребицкого «Зима» и проект-презентация «Почему белка зимой не спит»,

мультимедиа, компьютер, экран, проектор,  магнитофон, видеокамера.

  1. Сегодня на уроке мы отправимся в гости в сказку.

А к кому, вы узнаете из загадки.

     Загадка.

Королева в платье белом,

Несравненной красоты,

Окна все разрисовала

В белоснежные цветы,

Хрусталем покрыла реки,

Серебром – леса, поля…

Как зовут ту королеву?

Ну, конечно же … (Зима)

    - Мы отправимся в гости к зиме.

Поднимите руки кто любит зиму? За что?

А как люди выражают свою любовь к зимней природе, к природе?

 ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Я предлагаю вам тоже выразить свои чувства к зимней природе и создать проект на тему:  «Зимушкины заботы»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете?

(Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет журнал. А знания полученные на уроках окружающего мира, русского языка , литературного чтения и музыки помогут нам  в создании этого журнала.

2.Открываем литературную страничку журнала.

Ребята послушайте сказку!

 Георгий Алексеевич Скребицкий «Зима».  (Показ слайдов под музыку)

« Побелели поля и пригорки.(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.(9-й слайд) 
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)

-Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка,(14-й слайд) забавы детей(15-й,16-й,17-й слайды) и даже взрослых.(18-й,19-й слайды)

Кому  понравилась «Зимняя сказка»?  

Ребята, а  какие произведения о зиме вы еще  читали ,знаете?

- Назовите автора и название произведения.  (П ушкин А.С. «Зимний вечер», «Мчаться тучи» А. Бунин «Первый снег» К.Д. Бальмонт «Снежинка» Саша.    Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою» Никитин «По утру вчера».

3.Посмотрите, а у нас выставка книг с произведениями о зиме. Рекомендую вам почитать и  еще больше узнать о Волшебнице-зиме.

А мы с вами продолжаем создавать журнал.

4.Ребята ,а к нам гость:

Здравствуйте! Я –журналист, очень торопился к вам, ребята. Спешу прямо из зимнего леса.  Я написал статью о зиме хотел ее в ваш журнал на страницу «Русского языка»  поместить, распечатал ее, а техника подвела меня некоторые буквы не пропечатались…Помогите восстановить текст.

Тексты у вас лежат на партах.(Переверните лист.)

                         В зимнем лесу.

В зимнем л.су  (под) огромными  пуш ...стыми елками л…жит   беле…т  сне(г/к). Какая красота(.!?)  Все  д...ревья  оделись в новый наряд   а кустарники стали большими  и  круглыми, как шары. Старушка - ель накинула поверх зеленого п..льто бел(      )  шаль, береза надела подвенеч(?)ное плат...е  и стоит словно невеста. Некоторые деревья становят(?)ся похожими на прич..дливую снежную бабу. На гла….кой поверхности озер  рек  по….вились снежные узоры. Каждая снежинка св…рка....т  золотым огнем , когда попада ….т   под лучики солнца.

Спасибо, ребята. Теперь  статья точно попадет в ваш журнал!

4. А вы Знаете откуда берутся снежинки? Нам об этом расскажет «Снежная страничка» и ученый гляциолог ученый гляциолог Юрий Коровкин.

(Я изучаю лёд и снег)

Снег возникает когда мельчайшие капельки воды примыкают в облаках к пылевым частицам и замерзают.Появляются маленькие кристалики льда,а из-за влажности кристаллы растут , увеличиваются.  Структура  молекулы воды особая и кристаллизоваться  она может только под определенным углом, так появляются известные нам шестиконечные формы.Снежинки. Пока кристаллы формируются , они движутся в атмосфере. Иногда даже подтаивают.Потом снова нарастают.Так получаются смешанные формы.При этом получается огромное разнообразие снежинок.Считается , что двух одинаковых снежинок не бывает.

А вы знаете почему снежинки белые?

Белый цвет у снежинки ,благодаря воздуху.Ведь снежинка на 95 % состоит из воздуха.Свет попадает на грани снежинки отражается и рассеивается между кристаллами и воздухом.А еще из-за того ,что воздуха в снежинке больше, они очень легкие и падают на землю очень медленно.

При падении в воду снежинка издает крайне высокий звук, неслышимый для человека,но для рыб он крайне неприятен.

Сложно сказать, когда человек начал любоваться снежинками.Ученные разделили снежинки на группы. Есть группа  звездочек , пластинок, столбиков , иглы , град , деревца ,  кристаллы , стебельки.

А вы знаете что самые крупные снежинки выпали однажды  в Москве и были они размером с ладонь. Удивительный снегопад покрыл землю пушистым снежным одеялом.

Пока земля отдыхает под снегом,давайте и мы с вами отдохнем.

5.ФИЗМИНУТКА

Прогулка

Мы пришли в зимний лес (ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

Справа берёзка в шубе стоит,

Слева ёлочка глядит

Снежинки в небе кружатся (фонарики руками)

На землю тихо ложатся (присесть)

Вот и зайка поскакал (прыжки)

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас (приседают )

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит (имитация сна)

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири (махи руками)

Как красивы они!

В лесу красиво и покой,

Ну, а мы пойдём домой (ходьба)

6.Земле тепло  под снежным одеялом. Но вот  несмотря на холодную зимнюю погоду….

На опушке леса собрались звери .Они ждут  пресс-конференцию для животных.  Мы будем задавать  им вопросы, которые нас интересуют , а интервью  с лесными жителями   поместим  на   «Экологическая страничку». 

Угадайте, кто пришел к нам ?

  1. Кто по елкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орешки прячет,
    Сушит на зиму грибы? (Белка)

    2. Кто любит морковку
    И прыгает ловко?
    Портит в огороде грядки,
    Удирает без оглядки? (Заяц)


3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса
Кто же это? (Лиса)

4. Хозяин лесной, 
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке 
снеговой (Медведь)

Правильно ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, заяц, лиса и медведь.
Первое слово предоставляется зайцу.

Заяц:

-«Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный, во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.

Вопрос журналистов:

-«Заяц, чем ты питаешься зимой?»

Заяц:

-«Ем веточки осины, березы, клена. С веток более толстых деревьев обгры-заю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты». 

Вопрос журналистов:

-«Как спасаешься от мороза?»

Заяц:

-«Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю, не закрывая глаз.

-«Спасибо заяц».

-Теперь слово предоставим лисе.


Лиса:

-«Я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно 600 лет назад жил князь Патрикей Наумович. Он прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку я считаюсь зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна». 

Вопросы журналистов:

-«Чем питаешься, лиса?»

Лиса:

-«Я ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища - мелкие грызуны мыши и полевки. Такую мою охоту называют «мышкованием». Мышиный писк слышу за 100 метров - такой отличный у меня слух, нюх и зрение. Чтобы быть сытой мне надо съесть за день до 20 мышей. Поэтому в поисках еды провожу много времени».

Вопрос журналистов:


-«Где скрываешься в непогоду?»

Лиса:

-«Прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Обяза-тельно строю запасные выходы в норе». 

А теперь, слово предоставим медведю.

Медведь:

-«Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в теплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем».

Вопрос журналистов:

-«А правда ли, что медведь лапу сосет?»

Медведь:

-«Нет, я ее просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает ста-рая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Облизывая лапы, горячим языком, причмокиваю губами, Вот и кажется, что я лапу сосу».

Вопрос журналистов:

-«Может ли медведь зимой проснуться?»

Медведь:
-«Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.

Белка а ты как живешь?


Белка:

-«Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю  мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до 30-ти гнезд в разных местах».

Вопрос журналистов:

-«Белка, чем ты питаешься зимой?»

Белка:

-«На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А еще прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды».

-«Спасибо белка».

-Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Наши журналист Кирилл  Петренко  из зимнегожурнала подготовил для нас исследование  «Почему белка зимой не спит?». Давайте послушаем ее.

         7. Исследовательская работа.

8.Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Чем мы можем помочь зверям, и птицам?

Зимой надо их  подкармливать. Можно  лесу  в парке или возле дома развесить  заготовленные с лета пучки лиственных растений, сено,  морковь и  капусту подкладывать, подсыпать зерно.

9.  Ой , а что за звук ?Вы слышите?

Кто-то в окно стучится (открываю окно , а там конверт , в конверте просьба )

Помогите прочитать…..                                    

 Покормите  птиц зимой                                                                                                                                                

Читает ученик

10.  Покормите птиц

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна - и не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их - не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

11. Презентация с фото (Марфа)

Ребята , для птиц у нас  есть подарок.  Мы  вместе с братом смастерили кормушку.Посмотрите какой домик у нас получился!Поможем птичкам зиму перезимовать! Праздники с нами отметить.

А какой зимний праздник ждут все и взрослые и дети.

А чего больше всего ждете от Нового года?

Конечно же …подарки….

12. А вот о каких подарках вы мечтаете мы  узнаем из                             «Музыкальной странички»

Исполняется песня Новый год.

Замела метелица город мой
По дорогам стелится пеленой
Нравятся морозы ей ещё как
И румянец розовый на щеках

От зимы не спрятаться, не сбежать
Значит будем ёлочку наряжать
Апельсины, яблоки, ананас
Спрячем потихонечку про запас

Припев:
Новый Год, новый год
Ёлка, шарики, хлопушки.
Новый год, новый год
Дискотека, серпантин.
Новый год, новый год
Всем подарки под подушкой.
Отпускать новый год
Никуда мы не хотим.

Хитро улыбается Дед Мороз.
Что он приготовил нам? - вот вопрос!
Загадай желание, сладко спи
И получишь новенький PSP

Припев:
Новый Год, новый год
Ёлка, шарики, хлопушки.
Новый год, новый год
Дискотека, серпантин.
Новый год, новый год
Всем подарки под подушкой.
Отпускать новый год
Никуда мы не хотим.

С горочки на саночках кувырком.
Лучшему товарищу в лоб снежком!
Но друзья не сердятся, не ревут.
Синяки до свадьбы все заживут!

Припев: 2 раза.
Новый Год, новый год
Ёлка, шарики, хлопушки.
Новый год, новый год
Дискотека, серпантин.
Новый год, новый год
Всем подарки под подушкой.
Отпускать новый год
Никуда мы не хотим.

13. И для гостей у нас тоже есть подарок…это наш проект  ЖУРНАЛ «Зимушкины заботы»

14. Рефлексия…

Ребята пока  шел  урок   у нас выросло вот такое дерево укутаем его на зиму в снежную шубку. Для кого урок прошел интересно и вы узнали для себя что-то новое-прикрепите голубую снежинку.

Кто думает , что было скучно и не полезно прикрепите белую снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока- проекта "Какая она Гжель?"

Хочу поделиться опытом работы по проектной деятельности. Этот проект часть работы, которую мы с моими учениками проводим. Итогом проекта стал детский альбом "Всё о Гжели" и презентация....

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

Журнал к уроку "Зимушкины заботы"

В журнале отражается вся работа по созданию урока....

Урок - проект "Зимняя сказка" (интегрированный урок)

Открытый урок - проект по русскому языку. Формы работы обучающихся парные и групповые. На уроке использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, сотрудничества,игровые. Урок расчитан на 2 ...

Интегрированный урок-проект "Солнечная система"

Разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий...

Интегрированный урок-проект по физкультуре и окружающему миру "Твоя осанка"

На уроке речь пойдёт об осанке. Ребята узнают, что такое осанка, от чего зависти красивая осанкаОни познакомятся с комплексом упражнений, направленных на укрепление осанки в школьном возрасте....