Разработка интегрированного урока- проекта "Какая она Гжель?"
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Сурикова Наталия Георгиевна

Хочу поделиться опытом работы по проектной деятельности. Этот проект часть работы, которую мы с моими учениками проводим. Итогом проекта стал детский альбом "Всё о Гжели" и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_izobrazitelnogo_iskusstva.docx286.51 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок – проект по изобразительному искусству и художественному труду во 2 классе учителя МОУ «Лиманская СОШ №2» Суриковой Наталии Георгиевны.

Тема: « Какая она гжельская роспись».

Цели проекта: изготовить и раскрасить под гжель бумажную посуду.

Задачи проекта: найти и изучить материал о гжельской росписи, дать детям представление о художественной ценности гжельских орнаментов; развивать графические умения и навыки в передаче элементарных цветочных росписей; воспитывать интерес к национальной культуре русского народа; развивать эстетический вкус; учить бережному отношению к изделиям старины.

Оборудование: презентация с материалом о гжельской росписи, компьютер, заготовки для изготовления чашки, краски, кисти, баночки с водой, ватные палочки, ножницы.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Проверка готовности детей  к уроку.

  1. Актуализация знаний.

На уроках изобразительного искусства мы много говорили о хохломской, городецкой, фёдоровской, филимоновской  росписях. Нам захотелось подробнее узнать о гжельской росписи. Мы создали несколько групп, которые получили задания:

- найти и прочитать книги, альбомы по теме исследования;

- найти информацию в библиотеке, в сети Интернет

- понаблюдать, как расписаны предметы посуды гжельской росписью;

- изготовить из бумаги чашки и расписать их.

Сегодня мы подведём итог наших исследований.

  1. Основная часть.

Знакомство с историей возникновения гжельской росписи.

Отчёт 1 группы.

Гжель расположена в Раменском районе Московской области. Это целый регион, который состоит из 27 деревень, который носит название «Гжельский куст». Впервые это место упоминается в завещании Ивана Калиты. В этой местности богатые залежи глины и поэтому здесь, издавна делали посуду. Слово «Гжель» произошло от слова «жечь», так как сделанную из глины посуду обжигали в больших печах.

Отчёт 2 группы.

В 18 веке в этом районе начали выпускать не просто бытовую посуду, а художественную керамику – майолику. Эти изделия изготавливались из цветной глины, с толстым  пористым черепком покрытые эмалью и многоцветной крестьянской росписью. В России такую роспись называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно.

В Европе майолика была известна как фаянс.

Отчёт 3 группы.

Гжельцы делали из майолики всю свою посуду: тарелки, чашки, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они очень ценились за белизну и чистоту. Но каждому мастеру хотелось создать вещь особой формы, раскрасить яркими красками.

Отчёт 4 группы.

В конце 18 века в Гжели стал появляться полуфаянс.  Он был прочным, чем майолика. Потом появился фаянс. А в 19 веке его стали расписывать, используя два основных цвета – белый и синий. В начале 20 века все изделия  расписывали только гжельской розой цвета неба и полевых васильков.

Эта роспись остаётся и в настоящий момент.

Отчёт 5 группы.

Гжельскую розу часто называют и по – другому – агашкой. История этого названия такова. Изготовлением изделий из фарфора  занимался и Дулевский фарфоровый завод. Роспись по фарфору выполняли только женщины, которые красиво умели рисовать. Многих  из них звали Агафьями. Тогда это имя было очень модным. Отсюда и пошло название «агашка».

Отчёт 6 группы.

Изучив историю возникновения гжельской росписи, мы решили сделать на уроках художественного труда  макеты посуды и расписать в стиле гжели. Для этого был составлен план работы. Сначала был составлен чертёж чашки. Чашка была сделана из плотной бумаги. Она состояла из трёх частей: бумажного цилиндра,  днища и ручки.  Для работы мы создали технологическую карту, по которой нам предстояло выполнять это изделие. (Чертёж прилагается).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2010_04_16\Чертёж №2.jpg

  1. Начертить прямоугольник 21*9 см.
  2. Вырезать прямоугольник.
  3. Отделить полоску размером 21*1 см.
  4. Разделить эту полоску на квадратики и разрезать их до линии сгиба.
  5. Свернуть в цилиндр и склеить.
  6. Вырезать днище в форме цветка.
  7. Вырезать ручку к чашке размером 21*1,5 см.
  1. Практическая работа по изготовлению чашки.

Учитель.

Когда изделие было готово, мы приступили к  оформлению декора чашки. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно рисовать гжельскую розу. В росписи используется техника мазка. Каждый мазок отличается друг от друга. Главный секрет – правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисточку при нанесении краски. Кисть плоско кладётся на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от тёмного к светлому. Такой приём получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок». Можно варьировать приёмы кистевой росписи: «усики», «завитки», «капельки», «листочки». Для того, чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около 5 лет.

  1. Практическая работа по оформлению декора чашки в стиле гжельской росписи.

Каждый из ребят попробовал  расписать свою чашку гжельской росписью. Мы работали кисточкой, а где было трудно расписывать кисточкой, то использовали ватные палочки. Рисунки у нас получились разные. Работа увлекала. В конце урока была выставка наших поделок.

  1. Выставка  поделок в классе.
  2. Сценка «Ярмарка».

Звучит запись русской народной песни «Камаринская», выходят дети в костюмах и представляют посуду с гжельской росписью.

   1 ученик.

Вот посуда расписная,

Славная, прекрасная.

   2 ученик.

Всем посуда  славится,

Вот и вам понравится.

   3 ученик.

Подходите, не зевайте,

Всю посуду раскупайте.

  4 ученик.

Расписали мастера в бело – синие цвета

Самовары, чайники, кувшины, да блюда.

Вот, какая красота – гжельская посуда.

  1. Подведение итогов работы, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе

Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...

Разработка интегрированного урока по программе 2 класса. Тема урока: «Части речи и части света».

Идея комбинированного урока высказывалась К.Д. Ушинским. Великий педагог проницательно подметил, что перемена занятий действует на ребёнка лучше даже полного отдыха. Эта же идея находила практическое ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...