Классный час "Моя фамилия"
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Лобачева Валентина Юрьевна

Одно из мероприятий к проекту "Моя родословная" (1-4 классы). Включает сценки, стихи, загадки, игры, обзор портфолио, фотографии семьи, родословное дерево семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moya_familiya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Составила

                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                          МБОУ СОШ № 16 г. Ногинск

                                                                                          Лобачева В.Ю.

Классный час «Моя фамилия»

На столах «семейные альбомы», «портфолио», «генеалогическое древо», оформленное на листе бумаги, сочинения о «Реликвиях своей семьи».

             Звучит песня о семье и показываются слайды  «Счастливые семьи».

             Стихотворение о дружбе в семье рассказывают Полякова Оля и ее мама.

Ведущая.   В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется знать все на свете. Вот тут то на мам и пап сыплются бесконечные «почему», «отчего», «что» и «зачем» А почему в пустыне нет воды? А как появились реки? Что означает мое имя и фамилия? Сегодня этой теме мы посвящаем наш праздник

                 Стихотворение «Фамилии бродят по свету»

          1-й.     Фамилий каких только нету:

           Смешных, горделивых ,серьезных,

           Со смыслом двойным и с секретом,

           Кричащих, угрюмых, курьезных!

2-й.     Фамилий немало есть вкусных:

           Борщев есть,  Сметанин и Блинный,

           Фамилий немало есть грустных:

            Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

3-й.     Фамилии есть и цветные:

            И Черный, и Белый, и Рыжий.

            Фамилии есть именные:

           Петров , Иванов или Гришин.

4-й .     Фамилии бродят по свет

            И ищут по вкусу хозяев…

            Фамилий  каких только нету

            И добрый, и злых, и отчаянных!

5-й .     Горжусь я своею фамилией,

               Ведь это не просто слово,

               Оно дорогое мне,       Его повторяю я снова.

Все вместе.     Ведь это моя фамилия,

                 Ведь это моя реликвия,

                 Ведь это –моя семья,

                 Ведь это- истинный я!

Ведущий  .Ребята,  как вы думаете, что означают ваши имена? фамилии? Знаете ли вы своих бабушек,  дедушек, прапрабабушек прапрадедушек? Каждого знатного человека была записана родословная. Они хорошо знали своих предков и гордились этим. Род Александра Пушкина ведет свое начало от арапа Петра I Ганнибала, который родом из Африки.

                         (Примеры из истории фамилий детей класса)

Профессор Фамильон.

Слово «фамилия» на  латинском языке означает « семья». Фамилия появилась не сразу, а примерно в 1066 году, чтобы лучше различать людей. Например, было два Ивана, один из них был ленив. Поэтому люди стали звать его Иван Лежебока. Человек, который жил у леса- стал носить фамилию Леснов или Лесников .Некоторые фамилии образовались от имен их отцов: Иванов, Петров, Сидоров..По роду занятий: Резников (резал мясо), Гусельников (гусляр) Сотников (сотник, командир).Указывают на пищу ,на одежду, на орудия труда :Кашин ,Похлебкин , Коврижкин, Телегин…

Ведущий.    Вспомните богатырей Илью Муромца (родился в Муроме), Добрыня Никитич (сын Никиты), Алеша Попович (сын попа, священника).

,Никита Кожемяка (мял кожу). Первый первопечатник Иван Федоров - сын Федора. Всем известны руководители народного ополчения Минин и Пожарский. Родовое имение Пожарских -село Пожар, а мясник Минин так назван по отцу Мины.

Профессор Фамильон, наши ребята приготовили песенку про фамилии.

Фамильная песенка.

            (исполняется на мелодию « Голубой вагон»  Шаинского)

 Празднуем мы нынче День фамилии,

Хоть в календаре такого нет
Тайну в этот день с тобой открыли мы,

И раскрыли мы с тобой секрет

Припев:   Знаем мы, знаем мы,

                    Отчего, почему

                     Наши фамилии

                     Появились вдруг.

                      И понимаем мы,

                      Почему, почему

                     Лучше фамилии

                      Не найти вокруг.

Где б ты ни родился ,дорогой дружок,

И в какой стране бы ты ни жил,

Относись к фамилии ты хорошо,

И фамилией ты дорожи.

Припев.

Конкурс 1.    «Фамильная игротека»

Чей номер выпадет в барабане лототрона, тот рассказывает о происхождении своей фамилии. Лучший рассказчик получает приз. Каждому дается по 1 минуте.

Конкурс 2.      «Мы сочинители»

Показывается изображение ,например, ложки, березы, мышки, кошки, галки, медведя, курицы…Дети придумывают фамилию, соответствующую рисунку.

Конкурс 3.       « Угадай фамилию»

Играют две команды соперников. Нужно жестами, мимикой, действиями изобразить «фамилию».Если команда не угадала, то просят помощи у родителей.

Ведущий .А знаете вы свое отчество? Раньше отчеств не было. Говорили Иванов сын, Васькина дочь. Во времена Екатерины II выходит постановление «Самых важных чиновников писать с –вичем, а саном пониже писать с –ов.

Конкурс 4. «Кто быстрее сложит из карточек фамилию»

Игрокам предлагаются карточки с буквами в хаотичном порядке. Тот ,кто быстрее сложит из букв фамилию- побеждает.

                 ( Несколько наборов фамилий из класса)

Ведущий.    Профессор Фамильтон, а сейчас послушайте частушки про фамилии. Мы надеемся, они Вам понравятся.

Частушки про фамилии.

  1. Про фамилии частушки

            Пропоем мы вам сейчас.

            Приготовьте свои ушки,

            Посмеемся в этот час.

  1.     Хоть зовется мальчик Книгин,

                Не читает вовсе книг он!

                С книгой он всегда скучает,

                И вздыхает, и зевает.

  1.       Мама с папою не могут

                 Уложить дочурку спать.

                  Уговоры не помогут,

                  Не идет она в кровать.

  1.        Ох, от дочкиных капризов

                  Разболелась голова…

                  Спать не хочет наша Лиза

                   По фамилии Сова.

  1.         Ах, фамилия какая

                    У него чудесная!

                     Познакомьтесь: Саша Милый,

                     Личность всем известная.

  1.            Всем грубит и лезет в драки,

                       Он наверно Забиякин!

  1.             Разные фамилии

                       У людей бывают,

                       Но с характерами их

                       Порой не совпадают.

8.            Просит бабушка внучка

                        Скушать борщ, окорочка.

                         Внук не сядет за обед,

                         Если не дадут десерт.

       

9.                  Сладости он обожает,

                          Килограммами съедает.

                           Аппетит ведь это портит,

                          Но не тем, чье имя Тортин!

    10.             У частушки есть начало,

                             У частушки есть конец.

                             Кто частушки наши слушал,

                             Прямо скажем- молодец!

Ведущая. Каждая семья имеет древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Сейчас родители покажут «генеалогическое» древо своей семьи и расскажут о семейных реликвиях.

Дети поют песню :

Профессор  Фамильон.  Молодцы мамы и папы, молодцы ребята! Достойно несите свою фамилию, чтобы передать ее внукам и правнукам. И тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я -представитель большого семейного рода! Я -представитель самой благородной фамилии!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"

Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В п...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"

Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...

Классный час "Моя фамилия"

Данное мероприятие было разработано и проведено с целью: воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям...