Классный час "Имена , фамилии , отчества "
классный час (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: "Имена, фамилии, отчества”
Цели:
образовательные
- ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
- расширение детского кругозора;
- углубление знаний из личного опыта детей, углубление краеведческих знаний;
- “раскрытие” тайны имени ребенка. воспитательные
- воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
- воспитание патриотических чувств к малой Родине развивающие
- развитие речи детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развитие логического мышления
Оборудование:
- на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,
- отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,
$ аудиозапись фрагментов песен,
- таблички с фамилиями,
- у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.
Опережающее домашнее задание
- выучить стихотворение 3. Александровой “Восемь Тань”;
- расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним...
Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.
Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?
- Давайте отгадаем загадку -
что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ - имя.
Она вас познакомила друг с другом, то есть она назвала вас по именам, чтобы побыстрее освоились и нашли себе друзей.
- Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.
Мы с вами все живем в мире имён.
Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает...
3. Сообщение темы и цели занятия
- Итак, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.
В народе говорят:
Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени, (русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: «Тигр бережет свою шкуру, а человек - имя».
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся...
Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)
- У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Мое имя - Надежда. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?
Дети отвечают - Надя. Надюша. Наденька...
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Саша —> Александр Алеша —> Алексей Коля —> Николай Ксюша —> Ксения Оля —> Ольга Вика —> Виктория
Игорь —> Эти имена остались без пары. А почему?
Нина —> Потому что они употребляются только в одной форме.
- А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик иена девочек, а во второй имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА
- Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.
- Как будет звучать полное мужское имя? - Евгений.
- А женское - Евгения.
- Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?
ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САНТА —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.
Сейчас это имя редкое.
А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань - Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто Разобраться в новичках...
Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.
А в нашем классе есть тезки?
5. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают - однофамильцами).
А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают - Лев Толстой и Алексей Толстой)
4. Физкульминутка
А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне
1. А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.
Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
- Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
- Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:
От профессий | От наружности и | От названий | ||
черт характера | животных или | |||
растений |
- Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков.
- Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).
- Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).
- А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?
А как вы думаете, Муромец - это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается...
Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.
- Существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел.
с. Крылово - Крыловы с. Озёрное - Озеровы с. Козлово - Козловы с. Мазунино - Мазунины с. Петухово - Петуховы с. Дубки - Дубовы
9. Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила.
Миле в глаз попало мыло.
5. Рефлексия.
Дети должны ответить на вопрос: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?
Некоторые высказывания детей:
- Мне понравился конкурс скороговорок.
- Я впервые узнал, что означает мое имя.
-Теперь я знаю, откуда произошла моя фамилия . И что у меня есть однофамильцы..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"
Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...
Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...
Презентация к уроку русского языка тема "Имена, фамилии, отчества известных писателей"
Наглядный материал для проведения урока по указанной теме...
Заглавная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
Урок русского языка во втором классе «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»Цель: Познакомиться с правилом упо...
Презентация к уроку по предмету "Русский язык". 3 класс Коррекционной школы. "Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных".
Цель презентации: - Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных....
Урок по окружающему миру 3 класс "Как "рождались" имена, фамилии, отчества"
В файле представлены конспект урока, презентация Рабочий лист вы можете скачать в группе ВКонтакте...
Урок по теме" Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей"
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей "...