Классный час "Моя фамилия"
классный час (4 класс) по теме
Данное мероприятие было разработано и проведено с целью: воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников; изучение семей классного коллектива; знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа; развитие творчества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch._o._moya_semya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
«Моя фамилия»
Цель проведения:
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- изучение семей классного коллектива;
- знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;
- развитие творчества учащихся.
Предварительная подготовка к часу общения:
- составление учащимися генеалогических деревьев, фамильных гербов;
- поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
- оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;
- сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши фамилии»;
- сбор рецептов старинных русских блюд.
Ход классного часа
Классный руководитель
Дорогие ребята! У нас сегодня классный час, который подведет итоги всей нашей большой работы. А его тема звучит так:
«Моя фамилия». (слайд 1)
Мы привыкли, что у каждого человека есть фамилия. Но, оказывается, что слово «фамилия» имеет латинские корни и в переводе с латинского языка означает «семья». Значит, сегодня у нас пойдет речь не только о фамилии, в привычном для нас значении, но и о наших семьях. (слайд 2, 3)
Ученик 1. В России становление фамилий началось в конце XIV векa. Княжеские титулы и родовые имена бояр в первой половине XIV века еще не были фамилиями.
Фамилии в первую очередь стали получать бояре и дворяне в связи с установлением обязательной для них государственной службы и составлением списков служилых людей. Большинство дворянских фамилий образовывались из отчеств, реже - от названий владений. Процесс формирования фамилий у дворянства завершился в XVII веке.
Ученик 2.
У купцов фамилии начали появляться в XVI веке, сначала у наиболее крупных - "именитого купечества", к которым относились, например, Строгановы. Значительная же часть купечества оставалась бесфамильной вплоть до XIX века.
В XVIII веке стали давать фамилии духовенству. Перед выпуском в духовную семинарию приезжал архиерей и раздавал фамилии, чаще всего - по названию церкви, в которой служил отец семинариста.
К фамилиям церковного происхождения относятся: Архангельский, Троицкий, Вознесенский, Рождественский, Благовещенский и т.д.
Ученик 3.
С середины XVI века стали появляться фамилии у ремесленников и городского населения. Однако, даже в середине XIX века было ещё немало бесфамильных горожан.
В XVI - XVII веках имена у крестьянства стали переходить от отца к сыну, т.е. стали становиться фамильными прозвищами (уличными фамилиями).
Уличные фамилии существовали у многих крестьян, но они нигде не записывались и поэтому часто изменялись. Нередко семья имела несколько разных уличных фамилий.
Ученик 4.
Отмена в 1861 г. крепостного права вызвало поголовное офамиливание населения. Десяткам миллионов освобожденных крестьян раздавали фамилии. Превращали в фамилию отчество или записывали фамилию бывшего владельца или одну из уличных фамилий.
Пути образования русских фамилий. (слайд 4)
Ученик 5. (слайд 4)
Известны пять основных путей образования русских фамилий:
1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен (Нефедов, Борисов, Юрьев, Андреев, Исаев и т.п.).
Ученик 6. (слайд 4)
2. Фамилии, возникшие как прозвища, отмечающие особенности внешности. Так, нынешние Кубасовы, Пузалихины, Толстухины могут с уверенностью полагать, что их далекие предки были весьма упитанными. Наоборот, Кострюковы, Тонковы, Узких, Худобины - потомки тех, кто имел недобор веса. Возможно, и сегодня Долгановы, Долгих, Дылдины, Нагибины не утратили своего родового высокого роста. А Коротыгины, Коротких совершенно точно имели хотя бы одного низкорослого пра-пра-прадедушку.
Часть фамилий возникла из прозвищ, обозначающих манеру говорить: Базанов (базан - крикун), Балакшин (балакша - говорящий неразборчиво), Вараксин (варакса - пустомеля), Латышев (латышать - картавить), Реутов (реут - басистый).
Большое количество фамилий образовано из прозвищ, сравнивающих людей с птицами, рыбами, зверями и растениями. Происхождение таких фамилий обычно легко понять: Соколов, Воробьев, Щукин, Комаров, Грибов.
Ученик 7. (слайд 4)
3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ: Плотников, Гончаров, Бондарчук, Коваль, Мельников и др.
Ученик 8. (слайд 4)
4. Фамилии, образованные от географических названий (городов, деревень, рек, озер и т. д.), откуда родом был один из предков носителя фамилии: Мещеряков, Новгородцев, Москвитин, Белозеров, Колмогоров, Орлов и т. д.
Ученик 9. (слайд 4)
5. Фамилии православного духовенства: Троицкий, Рождественский, Благовещенский и т. д.
Ученик 10.
А тем, кто подписывается фамилией с отрицательным корнем, не стоит огорчаться. Дело в том, что в семьях детям часто давали прозвища: обереги, призванные защитить от болезней и злых духов. Так появлялись Грязные, Докуки, Злобы, Горины, Нелюбы и даже Смертки. Так что им не стоит сваливать свои грехи на недостатки предков. Возможно, те были людьми прекрасными во всех отношениях.
Классный руководитель. (слайд 5)
Итак, нам предстоит побывать в роли антропонимистов, т. е. ученых, которые занимаются изучением фамилий.
Сейчас мы послушаем, что расскажут нам ребята о своих фамилиях, что им удалось узнать?
/Дети рассказывают об истории образования своей фамилии./
Классный руководитель.
В знатных русских семьях существовали семейные гербы. Герб мог рассказать не только о своем теперешнем хозяине, но и чем были известны его предки, какими качествами они обладали. Часто фамильные гербы имели свой девиз. Нам пришлось заняться и геральдикой, наукой, изучающей гербы, ненадолго стать герольдами. (слайд 6)
/Дети представляют свои семейные гербы./ (слайд 7 - 12)
Классный руководитель.
«Семья – один из шедевров природы». Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье.
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.
Песня «Радость моя!» (слайд 13)
1. Ветер стучится в стекло,
Звезды дрожат за окном.
В доме тепло и светло
Вся семья за столом. (2 раза).
Мамы улыбка моей
Мне всех дороже наград!
Ярче горячих свечей
Папин ласковый взгляд! (2 раза).
Припев.
Будем шутить, будем играть,
И говорить, и вспоминать.
Это наш дом, наша семья,
Счастье мое, радость моя!
2. В разных заботах у нас
День беспокойный прошел.
Вечером дома сейчас
Вместе нам хорошо! (2 раза).
Время торопит свой бег –
Будет дорога своя.
Но в моем сердце навек
Папа, мама и я! (2 раза).
Припев (тот же).
Классный руководитель.
Вы написали сочинения о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
/Дети зачитывают свои сочинения о семье./ (слайд 14)
Классный руководитель.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тётей и т. д.
Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе.
Мы с вами попытались составить свои родословные.
/ Учащиеся рассказывают о своей семье, показывают свои генеалогические древа./ (слайд15)
Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Классный руководитель.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
/ Учащиеся рассказывают о своих близких./ (слайд 16)
Классный руководитель.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
/ Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них./
Классный руководитель.
Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
/Звучит запись «Загляните в семейный альбом» Э. Пьехи/ (слайд 17)
На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.
/Учащиеся знакомят с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»/
Классный руководитель.
У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
/Дети представляют старинные семейные вещи./
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги, как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Классный руководитель.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
/Дети называют блюда, традиционные в их семьях./ (слайд 18)
Классный руководитель.
Ребята, мы много сегодня говорили и о фамилиях, и о семье, и о семейных традициях. А как вы думаете, кто, как правило, является хранителем домашнего очага, домашнего уюта, домашних традиций? /ответы детей/.
Да, действительно, это наш самый близкий, самый родной и дорогой человек – это наша МАМА. (слайд 19)
Стихотворение «Прошу вас, берегите матерей!» .(А.Ремизов).
Прошу вас, берегите матерей!
Теплом укройте от житейской вьюги!
Их любовь во стократ горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите!
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите!
Не оставьте их без участья!
Сей наказ, вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете!
Классный руководитель.
А сейчас нас ждет …
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА (слайд 20 - 25)
1. Скажите по-латыни «семья». (Фамилия).
2. Кто такие «кузен»? «Кузина»? (Двоюродные брат, сестра).
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первак. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? (Третьяк.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)
10. Как называется фамилия женщины до её замужества?(Девичья.)
11. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
12. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
13. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
14.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
15. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)
16. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
17. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
Литературные родственники. (слайд 26)
В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.
- «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. (дед)
- «Капитанская ...», А.С. Пушкин. (дочка)
- «... полка», В.П. Катаев. (сын)
- «... капитана Гранта», Ж. Верн. (дети)
- «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (дядя)
Подведение итогов. (слайд 27)
Классный руководитель.
Наш классный час подходит к концу, настало время подведения итогов.
- Награждается самый активный учащийся.
- Лучший участник в номинации «Семейный альбом».
- Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».
- Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».
- Лучший участник в номинации «Фамильный герб».
Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы.
Ведь, не зря, семье посвящено и великое множество пословиц, песен, стихотворений, литературных произведений.
/Дети зачитывают подобранные пословицы./ (слайд 28)
Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
(слайд 29)
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"
Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...
Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"
Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися. В п...
Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"
Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....
Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"
Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...
Классный час "Имена , фамилии , отчества "
Методическая разработка...
Классный час "Моя фамилия"
Одно из мероприятий к проекту "Моя родословная" (1-4 классы). Включает сценки, стихи, загадки, игры, обзор портфолио, фотографии семьи, родословное дерево семьи...