Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пивкина Юлия Владимировна

Тема: Пустыни.

Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

 Регулятивные: 

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

- строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные: 

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: кейс-технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_-urok_pustyni.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4.

Программа: Школа России.

Автор: А.А.Плешаков.

Тема: Пустыни.

Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

- строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:  

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: кейс-технология.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

- За что надо любить нашу землю, природу?

  1. Актуализация знаний.

Проверка знаний.

Учащиеся работают по карточкам.

№ 1. Покажите с помощью стрелок, в какой зоне живут данные растения и животные. Вместо точек запишите еще одно животное.

Растения

Природные зоны

Животные

Ковыль

Тюльпан

Ель

Береза

Сосна

Мхи

Лишайники

Карликовая ива

Арктика

Тундра

Леса

Степь

Суслик,  …

Соболь,  …

Белый медведь,  …

Песец,  …

№ 2. Вставьте пропущенные названия зон:

а) … (тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;

б) … (лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники;

в) ... (арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники;

г) … (степь) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

Далее учитель проводит конкурс рисунков на тему «Какой я представляю себе степь». Учащиеся кратко комментируют свои работы.

После выставки учащиеся зачитывают сообщения о растениях и животных степи.

Работа над новой темой.

А сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:

О т в е т: Пустыни.

http://viki.rdf.ru/item/986/ - Видеоролик о пустыне.

Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне песок.

В воздухе желтом и

Плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет.

И нас сегодня просят рассказать о пустыне.

Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор?

План записывается на доске.

1. Географическое положение.

2.Растительность пустыни.

3. Животный мир.

4.Пустыни и человек.

  1. Организация работы с кейсами.

     -Вы становитесь учеными, разделитесь на четыре группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать пустыню.

Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки - «помогайки» с заданиями.

1 группа: Географы. Участники расскажут нам о том, где расположена зона пустыни.

2 группа: Ботаники. Расскажут о том, что растет в пустыне.

3 группа: Зоологи. Расскажут о том, кто из животных живет в зоне пустынь.

4 группа: Экологи. Расскажут о экологических проблемах пустыни.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1. ГЕОГРАФЫ

Карточка - «помогайка»

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
  3. Поверхность земли в пустыне.

Источник №1:

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 120-122.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.

Это юная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографии). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до + 70, а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться).

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120, а длится зима 2-3 месяца.

Источник №3:

Самые экстремальные пустыни мира:

- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;

-   Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;

-   Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;

-   Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;

-   Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;

-   Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.

Источник №4:

Найти  по атласу, указать природную зону пустыни.

Презентация - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt

Кейс №2. БОТАНИКИ

Карточка - «помогайка»

  1. Общая особенность растений.
  2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
  3. Значение в природе.

Источник №1:

Загадки:

  1. Я – пища «корабля пустынь».
    (Верблюжья колючка)
  2. Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
    (Джузгун)
  3. Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
    (Саксаул)

Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1.

Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 123-124.

 Энциклопедия «Я познаю мир. География».

Особенность растений  пустыни  в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.

Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

   Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое  растение  колосняк, у него тоже тонкие листья.)

- Теперь давайте посмотрим на эти растения.

- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии  друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)

 -А вот как выглядит пустыня весной.( иллюстрация)

- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (иллюстрации)

Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут пальмы и другие деревья и растения. http://viki.rdf.ru/item/697/

Источник №3:

Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

Источник №4:Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt

Задание классу: у некоторых детей на столе есть гербарий. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям пустыни.

Кейс №3. ЗООЛОГИ

Карточка - «помогайка»:

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128.

Источник №1:

  1. Сколько важности в походке!
    По пустыне – сковородке,
    По колючкам босиком
    Кто идет с горбом – мешком?
    (Верблюд)
  2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
    (Тушканчик)
  3. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
    (Ящерица)

Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 126-128.

( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

 В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (иллюстрация) ящерица – круглоголовка.(иллюстрация) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка  мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (иллюстрация) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (иллюстрация) Одни из них роют норы, другие –тушканчики -  быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

 Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(иллюстрация). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (иллюстрации жуки – чернотелки, священные скарабеи.(иллюстрации)

Дополнительный материал о верблюде.

 Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые.(иллюстрация) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/733f0da6-689f-955d-c738

2ba1c61358e4/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=catalog&class=44&subject=25

Источник №3:

Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

Источник №4:

Презентация – http://viki.rdf.ru/item/2045/

Задание классу: У вас в конвертах есть иллюстрации животных. Отберите только пустынных жителей, назовите их. А кого не назвали? Почему?

Кейс №4: ЭКОЛОГИ

Карточка - «помогайка»:

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Источник №1: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 129-131.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

 Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике  есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.

Источник №2:

Назовите экологические проблемы пустынь и заполните схему:

Презентация - http://viki.rdf.ru/item/723/

Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с некоторыми проблемами, возникшими в пустыне по вине человека, и предложили пути их решения.

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

  1. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

  1. Рефлексия (синквейн).

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".

Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.

Синквейн

 Природная зона Пустыни.

1 строка: существительное, обозначающее тему;

2 строка: два прилагательных, описание темы;

3 строка: три глагола, относящихся к теме;

4 строка: фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

Учитель предлагает решить филворд. Необходимо отгадать загадки и найти слова-отгадки. (Слова в филворде надо читать вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не по диагонали.)

Вопросы к филворду:

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

4. Вьется веревка, на конце – головка.

5.         Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня …

О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

Понравилось ли вам работать в группе?

Перед вами изображение трёх лиц (смайликов): весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.

Инновационные технологии....

Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"

Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....

Кейс урок по окружающему миру в 3 классе по "Планете знаний"

Кейс - урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Почва" по УМК "Планете знаний"....

Кейс урока по окружающему миру в 4 классе

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Пустыня"....

Кейс-урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Здоровый образ жизни"

Целью урока является формирование ценности здорового образа жизни и чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Урок построен с использованием кейс-технологии....