Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема: Пустыни.
Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
Личностные:
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;
- строить сообщение в устной форме;
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Технологии: кейс-технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-urok_pustyni.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: Окружающий мир.
Класс: 4.
Программа: Школа России.
Автор: А.А.Плешаков.
Тема: Пустыни.
Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
Личностные:
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;
- строить сообщение в устной форме;
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Технологии: кейс-технология.
Ход урока:
- Организационный момент.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
- За что надо любить нашу землю, природу?
- Актуализация знаний.
Проверка знаний.
Учащиеся работают по карточкам.
№ 1. Покажите с помощью стрелок, в какой зоне живут данные растения и животные. Вместо точек запишите еще одно животное.
Растения | Природные зоны | Животные |
Ковыль Тюльпан Ель Береза Сосна Мхи Лишайники Карликовая ива | Арктика Тундра Леса Степь | Суслик, … Соболь, … Белый медведь, … Песец, … |
№ 2. Вставьте пропущенные названия зон:
а) … (тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) … (лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники;
в) ... (арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники;
г) … (степь) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.
Далее учитель проводит конкурс рисунков на тему «Какой я представляю себе степь». Учащиеся кратко комментируют свои работы.
После выставки учащиеся зачитывают сообщения о растениях и животных степи.
Работа над новой темой.
А сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:
О т в е т: Пустыни.
http://viki.rdf.ru/item/986/ - Видеоролик о пустыне.
Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.
Солнечный, жаркий
Желтый поток –
Льется в пустыне песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как мед,
Желтая птица
Неслышно плывет.
И нас сегодня просят рассказать о пустыне.
Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор?
План записывается на доске.
1. Географическое положение.
2.Растительность пустыни.
3. Животный мир.
4.Пустыни и человек.
- Организация работы с кейсами.
-Вы становитесь учеными, разделитесь на четыре группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать пустыню.
Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки - «помогайки» с заданиями.
1 группа: Географы. Участники расскажут нам о том, где расположена зона пустыни.
2 группа: Ботаники. Расскажут о том, что растет в пустыне.
3 группа: Зоологи. Расскажут о том, кто из животных живет в зоне пустынь.
4 группа: Экологи. Расскажут о экологических проблемах пустыни.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
- Кейсы.
Кейс №1. ГЕОГРАФЫ
Карточка - «помогайка»
- Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
- В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
- Поверхность земли в пустыне.
Источник №1:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 120-122.
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.
Это юная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографии). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до + 70, а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться).
- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120, а длится зима 2-3 месяца.
Источник №3:
Самые экстремальные пустыни мира:
- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;
- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;
- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;
- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;
- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;
- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.
Источник №4:
Найти по атласу, указать природную зону пустыни.
Презентация - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt
Кейс №2. БОТАНИКИ
Карточка - «помогайка»
- Общая особенность растений.
- Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
- Значение в природе.
Источник №1:
Загадки:
- Я – пища «корабля пустынь».
(Верблюжья колючка) - Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
(Джузгун) - Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
(Саксаул)
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1.
Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 123-124.
Энциклопедия «Я познаю мир. География».
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.
Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.
Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)
- Теперь давайте посмотрим на эти растения.
- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)
-А вот как выглядит пустыня весной.( иллюстрация)
- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (иллюстрации)
Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут пальмы и другие деревья и растения. http://viki.rdf.ru/item/697/
Источник №3:
Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Учащиеся отвечают и заполняют схему:
Источник №4:Презентация.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt
Задание классу: у некоторых детей на столе есть гербарий. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям пустыни.
Кейс №3. ЗООЛОГИ
Карточка - «помогайка»:
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128.
Источник №1:
- Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком?
(Верблюд) - Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
(Тушканчик) - Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
(Ящерица)
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 126-128.
( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (иллюстрация) ящерица – круглоголовка.(иллюстрация) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.
Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (иллюстрация) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (иллюстрация) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.
Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(иллюстрация). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (иллюстрации жуки – чернотелки, священные скарабеи.(иллюстрации)
Дополнительный материал о верблюде.
Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые.(иллюстрация) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.
Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/733f0da6-689f-955d-c738
2ba1c61358e4/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=catalog&class=44&subject=25
Источник №3:
Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Учащиеся отвечают и заполняют схему:
Источник №4:
Презентация – http://viki.rdf.ru/item/2045/
Задание классу: У вас в конвертах есть иллюстрации животных. Отберите только пустынных жителей, назовите их. А кого не назвали? Почему?
Кейс №4: ЭКОЛОГИ
Карточка - «помогайка»:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
Источник №1: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 129-131.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.
Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.
Источник №2:
Назовите экологические проблемы пустынь и заполните схему:
Презентация - http://viki.rdf.ru/item/723/
Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с некоторыми проблемами, возникшими в пустыне по вине человека, и предложили пути их решения.
- Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физминутка.
Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).
- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).
- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
- Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
- Рефлексия (синквейн).
Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".
Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.
Синквейн
Природная зона Пустыни.
1 строка: существительное, обозначающее тему;
2 строка: два прилагательных, описание темы;
3 строка: три глагола, относящихся к теме;
4 строка: фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
Учитель предлагает решить филворд. Необходимо отгадать загадки и найти слова-отгадки. (Слова в филворде надо читать вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не по диагонали.)
Вопросы к филворду:
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.
4. Вьется веревка, на конце – головка.
5. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
6. Я – песчаный холм, и зовут меня …
О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.
- Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
Понравилось ли вам работать в группе?
Перед вами изображение трёх лиц (смайликов): весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.
Инновационные технологии....
Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"
Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....
Кейс урок по окружающему миру в 3 классе по "Планете знаний"
Кейс - урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Почва" по УМК "Планете знаний"....
Кейс урока по окружающему миру в 4 классе
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Пустыня"....
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая война и Великая победа" УМК Школа России
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе. УМК Школа России...
Кейс-урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Здоровый образ жизни"
Целью урока является формирование ценности здорового образа жизни и чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Урок построен с использованием кейс-технологии....