Кейс урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Хамидуллова Рамия Вякильевна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Пустыня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urok.docx293.21 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-урок

     

                                                                                                              Выполнила:  Хамидуллова Рамия Вякильевна,

                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                   МБОУ «Кочкуровская  СОШ»                                                                                                                                                                                         Дубёнского муниципального  района РМ.

                                                                           

                                                                                                                                         

  Кейс-урок окружающего мира.

Класс: 4

Программа: «Школа России»

Авторы: А.Плешаков.

Тема урока «Природные зоны России. Пустыня ".

Цель урока: познакомить с природной зоной пустыни; ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны пустыни, хозяйственной деятельности населения , экологических проблемах зоны пустынь. Создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:  учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД:  получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны пустынь, хозяйственной деятельности населения; определить роль человека в сохранении природного сообщества пустыни.

Оборудование: карта природных зон,  иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, леса, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений пустыни, атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. 

А чтобы урок наш пошел каждому впрок, 
Активно включайся в работу дружок!


- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,  и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с четырьмя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Арктическая зона, тундра, лесная зона, пустыня)

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

- Вспомните, какую составили схему влияния? (Солнце - климат - почва - растения – животные)

- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото.

  1. Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
  2. Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
  3. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит". Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
  4. Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.
  5. Лето в этой природной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры- суховеи. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Эта зона славится самой плодородной почвой- чернозёмом.

3. Создание проблемной ситуации.

 - Послушайте ещё одно описание.

На север ли, восток

На запад или юг

Идёшь, и всё – песок

Один песок вокруг

Там не видать зверей

И не цветут цветы,

Лишь ящериц и змей

Увидеть можешь ты.

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- А есть ли общее?

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

- Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? ( Климат,  растительный и животный мир, экологические проблемы  зоны пустынь)

4.Организация работы с кейсами. 

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы. Полнота информации. Презентация выступления. Оценивать группу мы будем оценивать по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы будем выставлять в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получим итоговый балл, который будет переведён в оценку.

Полнота информации

Слаженность работы в группах

Презентация выступления

Итого

Географы

Ботаники

Зоологи

Экологи

Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки-«друзья» с заданиями.

1-ая группа – «Географы». Они расскажут нам о том, что такое пустыня и где она расположена.

2-ая группа – «Ботаники». Они расскажут о том, что растет в зоне пустынь.

3-ья группа – «Зоологи». Они расскажут о том, кто живет в пустыне.

4-ая группа – «Экологи». Они расскажут об основных занятиях населения и об экологических проблемах в зоне пустынь.

На столах у вас лежат источники информации и проекты выступлений. Изучив источники ( на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнит пропуски в основных местах. Затем вы озвучите свои выступления.

Кейс № 1 для географов:

 - Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

1) Где протянулась зона пустынь?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия

4) Какая там почва? Почему?

Источник 1.

Учебник 4 класса А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.118), часть 1,издательство «Просвещение»,2014 г.

Источник 2 (текст, иллюстрации)

Иллюстрации с изображением пустыни .

E:\пус\154a868s-960.jpg     E:\пус\regnum_picture_1451337797190838_normal.jpg

             

 Пустыни бывают песчаные и глинистые.  Валы из песка- барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.

Источник 3.

Карта природных зон России.

http://2.bp.blogspot.com/-8Ivt3H6caQw/T6TPwyTUpiI/AAAAAAAACGI/_d0GfRE7q9k/s1600/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B.jpg

Источник 4.

Природная зона

Со скудною флорой

Сухой, жаркий климат

Барханов просторы.

Безлюдное место,

Здесь мало осадков

Песок, Миражи и,

Колодцев нехватка

Тут змеи, верблюды

И ветра картины. 

Источник 3.

Атлас "От земли до неба"

 

Источник 4.

Верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды.

Колосняк и джузгун выполняют важную «работу»: корнями закрепляют пески, не давая им двигаться под действием ветра. У джузгуна роль листьев играют зелёные веточки. Его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.

 

Кейс №3  для зоологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают в пустыне?

2) Какие пресмыкающиеся обитают в пустыне.

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

4)  В пустыне нет воды, а что является источником воды для животных?

Источник 1.

Учебник 4 класса А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.122-123)

Источник 2.

Картинки с изображением животных пустыни.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTedZmamj43wf4FnOYVs8aLBOjnwweXa85i90BawfR6rlVAWzjV

Источник 3(текст)

Тушканчики . Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.

Сайгаки. Они держатся стадами. Кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать- со скоростью до 80 километров в час.

Верблюд.  У верблюда длинная шея, изогнутая дугой, маленькие и округлые уши, 38 зубов.  Длинные мохнатые ресницы защищают глаза от песка, а ноздри – щелочки при необходимости могут плотно закрываться. Зрение отличное. Могут увидеть идущего человека за 1км. Верблюды прекрасно чуют запах влаги, за 40-60 км. Максимальная скорость при беге- около 16км/ч. Питаются верблюжьей колючкой, саксаулом. Они способны выживать без воды до 2-х недель, а без пищи до месяца.

Ушастый ёж. Отличается от обычного ежа большим размером ушной раковины; длина ушей до 5смю иглами покрыта только спина. День проводит в норе. К осени накапливает жир. В спячку залегает в конце октября- начале ноября, пробуждение в конце марта – начале апреля. Питается насекомыми, иногда ест ягоды, семена, фрукты. Ушастые ежи способны долгое время обходиться

Кейс №4  для экологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

1) Какие основные занятия населения зоны пустынь?

2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

без воды.


Источник 1.

Учебник 4 класса  А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.123-124), часть 1,издательство «Просвещение»,2014 г.

 Источник 2.

ПРИЧИНЫ                                                                                                                         СЛЕДСТВИЯ

1. Неумеренное орошение почвы                                                                   Засоление почвы, снижение урожая                      

2.  Перевыпас                                                                                                   Подвижные пески, которые засыпают дороги, поля, постройки.



Источник 3.

Растения  пустыни.

 http://bigslide.ru/images/18/17286/389/img16.jpg

 Работа в группах.

   Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физкультминутка
  2. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные пробуют представить себя в роли гостей, которым не знакомо представляемые сообщения. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы выступающим.

Заполняем таблицу:

Природные условия

Способы приспособления растений

Способы приспособления животных

Экологические проблемы

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

8.  Закрепление изученного материала.

- Прослушав описание можем ответить о чем идет речь?

 На север ли, восток

На запад или юг

Идёшь, и всё – песок

Один песок вокруг

Там не видать зверей

И не цветут цветы,

Лишь ящериц и змей

Увидеть можешь ты.    (Пустыня)

      Выслушав утверждения отметьте знаками «+» , если согласны  и «- «  если нет.

  1. Зона пустыни протянулась с запада на восток России.
  2.  В пустыне  холодное лето .
  3.  В пустыне лето жаркое. С температурой до +70 градусов
  4. Растения пустыни источник влаги.
  5.  У растений пустыни корни проникают в глубину до 20м.
  6. Окраска животных пустыни яркая, заметная издали.
  7.  Саджа пустынная птица.
  8. В Красную книгу занесены: саджа, сайгак.
  9.  В пустыне нет экологических проблем

http://images.myshared.ru/18/1250119/slide_34.jpg.      

                                                                                                                                                                             

10. Итог урока. Рефлексия.                                                                                                                                                                                                       -Подведём итог урока: Достигли мы цели урока? Все ли пункты плана мы выполнили? Оцените свою работу в группе. Кто может подвести итог урока и сделать вывод?

 ( Зона пустыни находится южнее зоны степей, на карте окрашена в ярко жёлтый цвет, климат очень жаркий, нет влаги, частые ветра, растительность скудная, колючая, животные в основном живут в норах, приспособленные обходиться подолгу без воды и без пищи.)

    11. Домашнее задание

Закрепить стр.118-124, раб. Тетрадь: задания 1- 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)

Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деяте...

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.

Инновационные технологии....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"

Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....

Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...

Кейс - урок по окружающему миру 4 класс

Нестандартные уроки в наше время стали очень востребованными. Одним видом таких урков является кейс - урок. Представляю кейс - урок по "Окружающему миру" в 4 классе на тему " Тундра&quo...