Кейс урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Пустыня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-urok.docx | 293.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс-урок
Выполнила: Хамидуллова Рамия Вякильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кочкуровская СОШ» Дубёнского муниципального района РМ.
Кейс-урок окружающего мира.
Класс: 4
Программа: «Школа России»
Авторы: А.Плешаков.
Тема урока «Природные зоны России. Пустыня ".
Цель урока: познакомить с природной зоной пустыни; ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны пустыни, хозяйственной деятельности населения , экологических проблемах зоны пустынь. Создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны пустынь, хозяйственной деятельности населения; определить роль человека в сохранении природного сообщества пустыни.
Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, леса, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений пустыни, атласы-определители «От земли до неба».
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с четырьмя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Арктическая зона, тундра, лесная зона, пустыня)
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
- Вспомните, какую составили схему влияния? (Солнце - климат - почва - растения – животные)
- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото.
- Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
- Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
- Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит". Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
- Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.
- Лето в этой природной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры- суховеи. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Эта зона славится самой плодородной почвой- чернозёмом.
3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте ещё одно описание.
На север ли, восток
На запад или юг
Идёшь, и всё – песок
Один песок вокруг
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты.
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее?
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.
- Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? ( Климат, растительный и животный мир, экологические проблемы зоны пустынь)
4.Организация работы с кейсами.
Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы. Полнота информации. Презентация выступления. Оценивать группу мы будем оценивать по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы будем выставлять в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получим итоговый балл, который будет переведён в оценку.
Полнота информации | Слаженность работы в группах | Презентация выступления | Итого | |
Географы | ||||
Ботаники | ||||
Зоологи | ||||
Экологи |
Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки-«друзья» с заданиями.
1-ая группа – «Географы». Они расскажут нам о том, что такое пустыня и где она расположена.
2-ая группа – «Ботаники». Они расскажут о том, что растет в зоне пустынь.
3-ья группа – «Зоологи». Они расскажут о том, кто живет в пустыне.
4-ая группа – «Экологи». Они расскажут об основных занятиях населения и об экологических проблемах в зоне пустынь.
На столах у вас лежат источники информации и проекты выступлений. Изучив источники ( на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнит пропуски в основных местах. Затем вы озвучите свои выступления.
Кейс № 1 для географов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Где протянулась зона пустынь?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.
3) Климатические условия
4) Какая там почва? Почему?
Источник 1.
Учебник 4 класса А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.118), часть 1,издательство «Просвещение»,2014 г.
Источник 2 (текст, иллюстрации)
Иллюстрации с изображением пустыни .
Пустыни бывают песчаные и глинистые. Валы из песка- барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.
Источник 3.
Карта природных зон России.
Источник 4.
Природная зона
Со скудною флорой
Сухой, жаркий климат
Барханов просторы.
Безлюдное место,
Здесь мало осадков
Песок, Миражи и,
Колодцев нехватка
Тут змеи, верблюды
И ветра картины.
Источник 3.
Атлас "От земли до неба"
Источник 4.
Верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды.
Колосняк и джузгун выполняют важную «работу»: корнями закрепляют пески, не давая им двигаться под действием ветра. У джузгуна роль листьев играют зелёные веточки. Его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.
Кейс №3 для зоологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают в пустыне?
2) Какие пресмыкающиеся обитают в пустыне.
3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
4) В пустыне нет воды, а что является источником воды для животных?
Источник 1.
Учебник 4 класса А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.122-123)
Источник 2.
Картинки с изображением животных пустыни.
Источник 3(текст)
Тушканчики . Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.
Сайгаки. Они держатся стадами. Кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать- со скоростью до 80 километров в час.
Верблюд. У верблюда длинная шея, изогнутая дугой, маленькие и округлые уши, 38 зубов. Длинные мохнатые ресницы защищают глаза от песка, а ноздри – щелочки при необходимости могут плотно закрываться. Зрение отличное. Могут увидеть идущего человека за 1км. Верблюды прекрасно чуют запах влаги, за 40-60 км. Максимальная скорость при беге- около 16км/ч. Питаются верблюжьей колючкой, саксаулом. Они способны выживать без воды до 2-х недель, а без пищи до месяца.
Ушастый ёж. Отличается от обычного ежа большим размером ушной раковины; длина ушей до 5смю иглами покрыта только спина. День проводит в норе. К осени накапливает жир. В спячку залегает в конце октября- начале ноября, пробуждение в конце марта – начале апреля. Питается насекомыми, иногда ест ягоды, семена, фрукты. Ушастые ежи способны долгое время обходиться
Кейс №4 для экологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие основные занятия населения зоны пустынь?
2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
3) Что делается для охраны природы?
без воды.
Источник 1.
Учебник 4 класса А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.123-124), часть 1,издательство «Просвещение»,2014 г.
Источник 2.
ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ
1. Неумеренное орошение почвы Засоление почвы, снижение урожая
2. Перевыпас Подвижные пески, которые засыпают дороги, поля, постройки.
Источник 3.
Растения пустыни.
http://bigslide.ru/images/18/17286/389/img16.jpg
Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физкультминутка
- Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные пробуют представить себя в роли гостей, которым не знакомо представляемые сообщения. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы выступающим.
Заполняем таблицу:
Природные условия | Способы приспособления растений | Способы приспособления животных | Экологические проблемы |
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
8. Закрепление изученного материала.
- Прослушав описание можем ответить о чем идет речь?
На север ли, восток
На запад или юг
Идёшь, и всё – песок
Один песок вокруг
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты. (Пустыня)
Выслушав утверждения отметьте знаками «+» , если согласны и «- « если нет.
- Зона пустыни протянулась с запада на восток России.
- В пустыне холодное лето .
- В пустыне лето жаркое. С температурой до +70 градусов
- Растения пустыни источник влаги.
- У растений пустыни корни проникают в глубину до 20м.
- Окраска животных пустыни яркая, заметная издали.
- Саджа пустынная птица.
- В Красную книгу занесены: саджа, сайгак.
- В пустыне нет экологических проблем
http://images.myshared.ru/18/1250119/slide_34.jpg.
10. Итог урока. Рефлексия. -Подведём итог урока: Достигли мы цели урока? Все ли пункты плана мы выполнили? Оцените свою работу в группе. Кто может подвести итог урока и сделать вывод?
( Зона пустыни находится южнее зоны степей, на карте окрашена в ярко жёлтый цвет, климат очень жаркий, нет влаги, частые ветра, растительность скудная, колючая, животные в основном живут в норах, приспособленные обходиться подолгу без воды и без пищи.)
11. Домашнее задание
Закрепить стр.118-124, раб. Тетрадь: задания 1- 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деяте...
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.
Инновационные технологии....
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"
Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....
Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...
Кейс - урок по окружающему миру 4 класс
Нестандартные уроки в наше время стали очень востребованными. Одним видом таких урков является кейс - урок. Представляю кейс - урок по "Окружающему миру" в 4 классе на тему " Тундра&quo...