Кейс урок по окружающему миру в 3 классе по "Планете знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Игонина Ирина Викторовна

Кейс - урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Почва" по УМК "Планете знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urok.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект кейс - урока

слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

Выполнила:   Игонина Ирина Викторовна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г о Саранск Республики Мордовия

учитель начальных классов

                                                                           

                                                                                                                                         

Саранск, 2016

Урок окружающего мира

Класс: 3

Программа: Планета знаний

Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И.Саплин

Тема: Почва.

Цель: формирование у младших школьников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Понимать значение почвы в жизни человека, животных;
  2. Принимать позицию всего цивилизованного общества о бережном отношении к природным ресурсам;
  3. Формировать самооценку работы своей группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом источников кейс-урока;

2) развивать умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формулировать цель задания урока;

4) осуществлять исследовательскую деятельность, предлагать решения проблемы.

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и обрабатывать её;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) формировать умение смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять своё выступление в группе;

4) умение работать в группе.

Предметные результаты:

1) Получить представление о составе и видах почвы;

2) Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность;

3) Развивать умение ставить простейшие опыты и делать выводы.;

4) Бережно относиться к национальному достоянию – почве.

Материально-техническое обеспечение: посылка (почва), стаканы с водой и почвой, лупы, сухое горючее, демонстрационный стол, словарь, учебник, тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  (1 мин)

        - Я рада приветствовать Вас, дорогие ребята, на нашем уроке окружающего мира! Я желаю Вам успеха и удачи в работе!

        - Ребята, а что бы вы пожелали друг другу?

                (Сотрудничества, хорошего отношения и уважения друг другу, внимательности, наблюдательности, дисциплинированности)

  1. Актуализация знаний.   (1 мин)

        - Сегодня я предлагаю Вам, ребята, поработать в учебной лаборатории. В связи с этим вы на уроке будете не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны, чтобы, изучив новую тему, сделать выводы.

        - Девиз нашего урока будут слова Пифагора: «Исследуй всё.

                                                Пусть для тебя на первом месте

                                                будет разум.

                                                Предоставь ему руководить собой»

                                                                         

  1. Проверка домашнего задания.   (7 мин)

  1. Устный опрос.

- На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Полезные ископаемые. Добыча и охрана полезных ископаемых».

- Что такое полезные ископаемые?

                        (Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв земли)

- Расскажите, как добывают полезные ископаемые.

- Как используют люди полезные ископаемые?

- Чем отличается шахта от карьера?

- Как восстановить красоту тех мест, где добыча полезных ископаемых уже закончена?

  1. Защита проекта «Сбережём полезные ископаемые»
  2. Кроссворд «Полезные ископаемые»
  • Если на эту горную породу налить немного кислоты, то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа.
  • Плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой.
  • Разновидность известняка.
  • Рыхлая горная порода, не имеет запаха и хорошо пропускает воду.
  • Плотная горная порода, плохо пропускает воду.
  • Горючее полезное ископаемое, из которого получают бензин.

и

з

в

е

с

т

н

я

к

г

р

а

н

и

т

м

р

а

м

о

р

п

е

с

о

к

г

л

и

н

а

н

е

ф

т

ь

        - Какую дополнительную информацию вы подготовили о горючих полезных ископаемых?

  1. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и постановка цели.   (3 мин)

        - В нашу лабораторию пришла посылка. Интересно, что это?

                                                                (Земля.  Почва.)

        - Ребята, поступила просьба изучить данный материал. Кто догадался, какую тему мы будем рассматривать на уроке?

                                                                (Почва.)

        - Действительно, тема нашего урока «Почва».

        - Научные сотрудники всегда работают по плану. Я предлагаю составить план  нашей работы.

        - Что бы вы хотели узнать о почве?

        - Знаете ли вы, что такое почва? Прежде всего, надо дать научное определение почве.

        - Что ещё хотели бы вы узнать о почве?

                        (Какими свойствами обладает почва)

        - Как вы считаете, везде ли почва одинакова? Из чего состоит почва?

        - Значит, мы познакомимся сегодня с составом почвы и видами почвы.

        - А знаете ли вы, зачем человеку нужна почва и как он её использует?

Мы поговорим ещё о значении почвы для человека.

Почва

                1.Что такое почва?

                2. Состав почвы.

                3. Свойство почвы и виды почв.

                4. Значение почвы.

        - Так зачем человеку нужны знания о почве?

  1. Организация  работы с кейсами.   (15 мин)

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа: Историки. Участники расскажут нам о том, как издавна пользовались почвой люди.

2 группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться в составе почвы.

3 группа: Геологи. Они расскажут о свойстве почвы, о видах почв.

4 группа: Экологи. Эта группа поведают о способах сохранения почвы.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять не будем.

Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы

Кейс №1.

Источник №1: Учебник  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 68.

Источник №2:  Образование почвы началось только с появления на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

        Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но всё же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

 https://otvet.mail.ru/question/172587107

Источник №3: История человечества свидетельствует, что научно-технический прогресс постоянно увеличивает степень воздействия на природу, создавая предпосылки для возникновения крупных экологических кризисов. Добыча полезных ископаемых из недр Земли активно преобразует её поверхность. Под влиянием хозяйственной деятельности людей сокращаются лесные массивы, мелеют и загрязняются реки и озёра, на месте плодородных земель образуются пустыни. Истреблены и исчезли с лица Земли многие виды животных и растений. Увеличение в воздухе, почве и воде вредных веществ вызывает повышение заболеваемости у людей, животных. Снижается урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Таким образом, в настоящее время основным критерием оценки человеческой деятельности в самых различных сферах и областях действительности становится уровень воздействия на окружающую природу.

http://planetaznaniy.astrel.ru/upload/iblock/e44/108533_n.pdf

Источник №4: Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир». 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 28 №68.

Источник №5: Много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

http://planetaznaniy.astrel.ru/upload/iblock/e44/108533_n.pdf

Источник №6:  Народные приметы:

1) Если человек, страдающий лихорадкой, придет туда, где, как ему кажется, настиг недуг, и посыплет на землю крупу, произнося «Прости, сторона, Мать-сыра Земля! Вот тебе крупиц на кашу», то болезнь отступит.

2)Чтобы земля вылечила, человек должен покаяться и на девяти вечерних и утренних зорях попросить у нее прощения. При этом надо стоять лицом к востоку и сказать: «Прости, Мать-сыра Земля, в чем я тебе досадил!». После этих слов обязательно дунуть, плюнуть через левое плечо и сделать земной поклон.

3) Если взять в дорогу ладанку с зашитой в нее землей с могил самых близких родственников (т.е. родительской), то путь не будет омрачен никакими несчастьями, а вдали от дома не будет мучить тоска.

http://www.prisnilos.su/primeti/zemlia.html

Кейс№2.

Источник №1: Учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 68-69.

Источник №2:  Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир». 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 27 №64-65

Источник №3: 

        -  Внимательно рассмотрите образцы почв.

        - Какого она цвета?        

        - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 68.

        - Какой слой земли?

        - Что вы можете про неё ещё сказать, вспомнив свойства полезных ископаемых?                        

Вывод: Почва – верхний, рыхлый, тёмный слой земли.

        - Возьмите кусочек почвы и бросьте в воду. Что вы заметили?

        - Что это означает?

Вывод: В почве есть воздух.

        - Рассмотрите в учебнике с.69 вторую картинку. Расскажите, что это за опыт.

        - Какой можно сделать вывод?

Вывод:  При нагревании почвы в ней есть вода и минеральные соли.

        - Рассмотрите нижнюю картинку. Расскажите, какой опыт нам показывают?

        - Какой сделаем вывод?

Вывод: В почве есть песок и глина.

        - Заполните таблицу «Почва».

Источник №4: Загадки о почве (земле):

  1. Что в году четыре раза переодевается?
  2. Меня бьют, колотят, режут — я всё терплю, всем добром плачу!
  3. Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст.
  4. Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/604921-zagadki-o-pochve-kakie-est.html

Источник №5: Пословицы и поговорки.

  1. Плохой хозяин растит сорняк, хороший - рис, умный - культивирует почву, дальновидный - воспитывает работника. (японск. посл. )
    2. Каменистая земля мало родит.
    3. Воткни в землю палку и она зацветёт. ( молд. поговорка о богатстве земли. )
    4. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.
    5. Поговорки: "Мать- сыра земля. "Земля горит под ногами. " "Земля-кормилица. " "Выбить почву из-под ног. " "Как земля подсохнет, так и паши. " "Почва ушла из-под ног".

https://otvet.mail.ru/question/34686277

Кейс №3

Источник №1: Учебник А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. М.: Баласс, 2013. Стр.44-45.

Источник №2: 

- Насыпьте на лист бумаги немного почвы, рассмотрите её ещё раз внимательно. Что вы увидели?

        - Как корни растений туда попали? Что ещё попадает в почву?        

- Работа с таблицей «Образование перегноя»

Вывод: Перегной – это мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей.

        - Как вы думаете, для чего нужен перегной почве?

        - Это свойство называется плодородие.

- Прочитайте научное определение, взятое из словаря: что такое перегной и плодородие.

- Какой мы можем сделать вывод? Какое значение имеет перегной для почвы?

Источник №3: ПЕРЕГНОЙ, -я (-ю), м. 1. Составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков. 2. Перепревший навоз. || прил. перегнойный, -ая, -ое.

http://www.ozhegov.org/

Источник №4:  Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5

Источник №5:  Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) – русский учёный, основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования природы. Родился  в семье сельского священника в селе Милюкове Смоленской области. В 1867 году окончил с отличием Смоленскую духовную семинарию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали Д.И. Менделеев, А.М.Бутлеров, П.П.Чебышёв, А.Н.Бекетов, И.И. Мечников.

В.В. Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Именно он первым доказал, как и почему мелеют реки, составил первые почвенные карты России, основал в Каменной степи широко известный заповедник и к 1886 году создал научную классификацию почв, принятую во всём мире.

https://geographyofrussia.com/dokuchaev-vasilij-vasilevich-2/

Источник №6: Загадка.

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/604921-zagadki-o-pochve-kakie-est.html

Источник №7:

- Рассмотрите иллюстрацию «Виды почвы». В.В. Докучаев выделил 10 типов почв: тундровая, торфяно-болотная, подзолистая, серая лесная, чернозёмная, луговая, каштановая, бурая, солонец и другие. Сегодня ученые насчитывают более 100 видов. В нашей стране основные типы – это подзолистые, серые лесные, черноземы, сероземы.

        - Какая из них плодороднее почва?

        - Почему? Что на ней растет?

        - Какая менее плодородная почва?

        - Русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Почему так?        

http://planetaznaniy.astrel.ru/upload/iblock/e44/108533_n.pdf

Кейс №4.

Источник №1: Учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 70-71.

Источник №2: Высказывания великих людей:  «Общение с природой прибавляет силы, очищает душу, наполняет сердце». Е. М. Лавренко. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» В. В. Бианки.

Источник №3: Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир». 3 класс. Часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2016. Стр. 29 №70-72.

Источник №4: стихи

Почву надо защищать,

удобрять и поливать,

Если ты посадишь семя

быстро вырастит оно!

 http://znanija.com/task/1574614

Источник №5: фразеологические обороты

Соль земли
Сквозь землю провалиться
На краю земли
Достать из-под земли
Зарыть талант в землю
Земля слухами полнится

https://otvet.mail.ru/question/86734975

Источник №6: 

Почва имеет огромное значение для жизни на земле. Потому что почва - главный источник ресурсов для людей, животных. Главным ресурсом является пища, без которой человек не прожил бы (овощи и фрукты, насыщенные полезными витаминами). Так же деревья подают нам свежий воздух и кислород, и без них мы не смогли бы дышать. Почва выделяет минеральные вещества и микроэлементы, так же полезные организму человека.

http://znanija.com/task/1110985

Источник №7: 

На протяжении истории воздействие человеческого общества на почвенный покров непрерывно возрастало. В отдаленные времена бесчисленными стадами была вытоптана растительность. Разрушение почв под действием ветра довершила уничтожение почв. В более близкое время в результате орошения десятки миллионов гектаров плодородных почв превратились в засоленные земли и соленые пустыни. В 20 в. большие площади высокоплодородных пойменных почв были затоплены или заболочены в результате строительства плотин и водохранилищ на крупных реках. Основной результат человеческого воздействия на почву – постепенное изменение процесса почвообразования, все более глубокое использование химических элементов в почве. Это приводит к истощению запасов в почве гумуса. 

- Какое значение имеет почва для человека?

- 1 см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, 20 см – за 5 – 6 тысяч лет. Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, чего «боится» почва?

- Что надо людям делать, чтобы защитить и спасти почву?

- Как восстановить красоту тех мест, где добыча полезных ископаемых уже закончена?

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VOZDESTVIE_CHELOVEKA_NA_POCHVU.html

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта

  1. Физкультминутка.   (2 мин)

  1. Обобщение нового материала. Презентация выступлений.   (12 мин)

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции научных работников, а остальные являются гостями. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы научным работникам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.  (3 мин)

Итоги подводятся после выступления каждой группы.  

- Наш урок подошёл к концу.  На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чём говорили?

- Закончить урок я хотела бы стихотворением.

Мы из Арктики выходим,

В тундру попадаем.

А над нами красочно

Сиянье полыхает.

После тундры лес, тайга

Встрече снами радуются,

Тут вот кедр, а там сосна,

Ёлочка-красавица.

Под кусточком зайчик

Прыгает и скачет,

Ну а с ветки белочка

Хвостиком нам машет.

Под деревьями грибов

Видимо-невидимо,

Ан полянке солнечной

Ягоды сбираем мы.

Только лес кончается,

Степи простираются:

Всюду яркие цветы,

Рады им и я, и ты.

И в любое время года

Хороша у нас природа.

Хоть всю землю обойдёшь –

Лучше Родины любимой,

Краше места не найдёшь.

- От чего зависит смена природных зон?  (От погоды, почвы, растительного и животного мира)

  1. Рефлексия.   (1 мин)

- По итогам урока прошу вас, ребята, выбрать утверждение и объяснить его.

  • Хочу знать больше!
  • Всё было ясно и понятно.
  • Ничего не было понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)

Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деяте...

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.

Инновационные технологии....

Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...

Кейс - урок по окружающему миру 4 класс

Нестандартные уроки в наше время стали очень востребованными. Одним видом таких урков является кейс - урок. Представляю кейс - урок по "Окружающему миру" в 4 классе на тему " Тундра&quo...

Кейс - урок по окружающему миру 3 класс А.А. Плешаков

Кейс - урок по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"...