№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид деятельности | № страницы |
Предметные | Метапредметные, личностные УУД |
Вселенная, время, календарь (15 ч.) |
1 |
| Мы — союз народов России | 1 | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Усвоить: - названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. - минута — единица измерения времени. - сутки и неделя - единицы измерения времени. Знать: - важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. - некоторые народные приметы на погоду своего края,
Уметь: - с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; - объяснять причину смены времен года; - предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; - формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром - составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром - контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Познавательные: - умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство; - установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее; - оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам). | - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. - наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, - соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. - практические работы, - дидактические игры; - работа с компасом; - работа с картой. | 4-7 |
2 |
| Мы — жители Вселенной | 1 | 8-11 |
3 |
| Наш «космический корабль» — Земля. Стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли. | 1 | 12-13 |
4 |
| Океаны и материки на Земле. (Изображение нашей страны на глобусе) | 1 | 14-15 |
5 |
| Время (настоящее, прошлое, будущее) | 1 | 16-19 |
6 |
| Сутки и неделя | 1 | 20-23 |
7 |
| Месяц и год | 1 | 24-27 |
8 |
| Времена года | 1 | 28-31 |
9 |
| Погода | 1 | 32-33 |
10 |
| Погода | 1 | 34-35 |
11 |
| Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | 36-39 |
12 |
| Красные дни календаря | 1 | 40-43 |
13 |
| Народный календарь | 1 | 44-47 |
14 |
| Экологический календарь | 1 | 48-49 |
15 |
| Урок-обобщение «Вселенная, время, календарь». | 1 | 50 |
Осень (18 ч.) |
16 (1) |
| Осенние месяцы | 1 | Знать: - народные праздники в пору осеннего равноденствия; - 4-5 названий травянистых растений нашего края; - причины листопада; - сезонные изменения в живой природе; - чем отличаются насекомые от паукообразных; - виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; - правила сбора грибов, ягод, орехов. Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - распознавать травы с помощью атласа-определителя. - объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; - соблюдать правила, предусмотренные игрой. | Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу - составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу - контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом).
Познавательные: - наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; - сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; - сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; - сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. - наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, - соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. - практические работы, - дидактические игры; - работа с компасом; - работа с картой. | 54-57 |
17 (2) |
| Осень в неживой природе | 1 | 58-61 |
18 (3) |
| Экскурсия в природу. | 1 |
|
19 (4) |
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | 62-65 |
20 (5) |
| Звездное небо осенью | 1 | 66-69 |
21 (6) |
| Трава у нашего дома | 1 | 70-73 |
22 (7) |
| Старинная женская работа | 1 | 74-77 |
23 (8) |
| Деревья и кустарники осенью | 1 | 78-81 |
24 (9) |
| Чудесные цветники осенью | 1 | 82-85 |
25 (10) |
| Грибы | 1 | 86-89 |
26 (11) |
| Шестиногие и восьминогие | 1 | 90-93 |
27 (12) |
| Птичьи секреты | 1 | 94-97 |
28 (13) |
| Как разные животные готовятся к зиме | 1 | 98-101 |
29 (14) |
| Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | 102-105 |
30 (15) |
| Осенний труд | 1 | 106-109 |
31 (16) |
| Будь здоров! | 1 | 110-113 |
32 (17) |
| Охрана природы осенью | 1 | 114-117 |
33 (18) |
| Урок-обобщение «Осень» | 1 | 118 |
Зима (15 ч.) |
34 (1) |
| Зимние месяцы | 1 | Знать: - несколько зимних народных примет на погоду. - дату зимнего солнцестояния (22 декабря). - особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; - несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - особенности ухода зимой за растениями и животными; - особенности жизни зимой 2—3 диких животных. Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев. - объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы. - ориентироваться по Полярной звезде. | Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом Познавательные: - обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); - моделирование и преобразование моделей; - умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие Коммуникативные: - умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке; -умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами; - умение договариваться об условиях игры. | - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. - наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, - соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. - практические работы, - дидактические игры; - работа с компасом; - работа с картой. | 4-7 |
35 (2) |
| Зима — время науки и сказок | 1 | 8-11 |
36 (3) |
| Зима в неживой природе | 1 | 12-15 |
37 (4) |
| Звездное небо зимой | 1 | 16-19 |
38 (5) |
| Зима в мире растений | 1 | 20-23 |
39 (6) |
| Экскурсия в природу | 1 |
|
40 (7) |
| Зимние праздники в России и других странах | 1 | 24-25 |
41 (8) |
| Растения в домашней аптечке | 1 | 28-31 |
42 (9) |
| Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | 32-35 |
43 (10) |
| Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | 36-39 |
44 (11) |
| В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | 40-43 |
45 (12) |
| Зимний труд | 1 | 44-47 |
46 (13) |
| Будь здоров! | 1 | 48-51 |
47 (14) |
| Охрана природы зимой | 1 | 52-53 |
48 (15) |
| Урок-обобщение «Зима» | 1 | 54-55 |
Весна и лето (20 ч.) |
49 (1) |
| Весенние месяцы |
| Знать: - дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. - названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе. - о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. - правила здорового образа жизни в весенний период. - правила во время прогулки в парке, лесу. Уметь: - находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; - понять причины потепления весной; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). - объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою». | Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их; - умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; - выполнение правил здорового образа жизни в весенний период; - формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке. Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом; - самоконтроль во время прогулки в парке, лесу. Познавательные: - умение сравнивать положение Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие; - освоение технологии поиска информации (находят информацию в атласе-определителе); - построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: - умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
| - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. - наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, - соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. - практические работы, - дидактические игры; - работа с компасом; - работа с картой. | 58-61 |
50 (2) |
| Образ весны в культуре народов России |
| 62-65 |
51 (3) |
| Весна — утро года |
| 66-69 |
52 (4) |
| Звездное небо весной. |
| 70-73 |
53 (5) |
| Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной. |
| 74-77 |
54 (6) |
| Весеннее пробуждение растений |
| 73-77 |
55 (7) |
| Чудесные цветники весной |
| 78-81 |
56 (8) |
| Весна в мире насекомых |
| 81-85 |
57 (9) |
| Весна в мире птиц и зверей |
| 86-89 |
58 (10) |
| Невидимые нити в весеннем лесу |
| 90-93 |
59 (11) |
| Весенний труд |
| 94-97 |
60 (12) |
| Старинные весенние праздники. Пасха. |
| 98-99 |
61 (13) |
| Образ берёзы в культуре разных народов |
| 100-101 |
62 (14) |
| Будь здоров! |
| 102-105 |
63 (15) |
| Охрана природы весной |
| 106-107 |
64 (16) |
| По страницам Красной книги России |
| 108-109 |
65 (17) |
| Лето красное |
| 110-113 |
66 (18) |
| Летние праздники и труд |
| 114-115 |
67 (19) |
| Летние праздники и труд |
| 116-117 |
68 (20) |
| Урок-обобщение «Весна и лето» |
| 118 |