Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Материки и океаны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Окружающий мир (2-й класс).
Тема: Материки и океаны.
Цели:
1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materiki_i_okeany.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (2-й класс).
Тема: Материки и океаны.
Цели:
1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 3 3 4 Повторение. – Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе; о значении цвета на карте.) – Тогда возьмите листочки с заданием и придумайте загадку-описание, а остальные группы их разгадают. 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа На доске появляются слова: Ось вращения, меридианы, параллели, полюса. – Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.) – В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (В путешествии.) – А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие? – Мы разделимся на две команды. Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному. Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту. (Наверное, корабль.) – В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария. 1-я встреча. Название_______________ суша или вода 2-я встреча. Название_______________ суша или вода 3-я встреча. Название_______________ суша или вода 4-я встреча. Название_______________ суша или вода 5-я встреча. Название_______________ суша или вода 6-я встреча. Название_______________ суша или вода 1-я команда. – Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку. 2-я команда. – Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. – Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. (Атлантический океан, Северная Америка, Южная Америка, Тихий океан, Евразия, Австралия, Индийский океан, Африка.) – На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.) – Опишите увиденные вами участки воды. Что в них общего? – Какое общее название они имеют? – Раньше они были предметом нашего обсуждения? – Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (Актуализация знаний.) – Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? – Какое общее название они имеют? – Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? (Мы будем знакомиться с названием участков суши и воды. Ответим на вопрос, как называются участки суши, окружённые со всех сторон водой.)
План (примерный). 3 3 Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему? Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. 1
2 3 | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 3 3 4 3 – Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши? Проверим свои предположения по учебнику на с. 96. (Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.) – Все ли материки повстречались нам в пути? (Мы не встретили Антарктиду.) – Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по Северному Ледовитому океану.) – Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128–129. Какой материк самый большой? (Евразия.) – Какой материк самый маленький? (Австралия.) – Чем Евразия и Северная Америка похожи? (Они располагаются в Северном полушарии.) – Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? (Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.) – На каких материках много равнин? (Это Южная Америка и Евразия.) – Где самые высокие горы? – Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? (Они располагаются в Южном полушарии.) Учитель предлагает показать материки на карте полушарий у доски и поместить на них заранее вырезанные контуры из цветной бумаги (с помощью магнитов). Это облегчает их показ (по контуру легче показывать). – Найдите самый большой и самый маленький океан. – В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? – Какой океан омывает сразу четыре материка? – А какой океан омывает пять материков? – Сколько материков омывает Атлантический океан? – Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? – Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на с. 101. – А кто знает, какая вода в океанах и морях? Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски. – Только ли материки встречаются на океанском просторе? – Далеко ли от материков располагаются острова? – Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует? (Такие участки называются частями света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.) – Какая часть света состоит из двух материков? – Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? – Подготовьте свои рассказы. 1-я группа. Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света: Америку, Азию, Африку. 2-я группа. Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Работа в группах. 4 – Ребята, выберите сами интересный материал и расскажите: – о самом большом материке; – в каких частях Евразии с древних времён селились люди; – о материках в Южном полушарии; – о материках в Западном полушарии. 2. Работа в Рабочей тетради. – Выполните задание 1 и 2 в Рабочей тетради. М Каждая группа может взять листок для любознательных и выбрать самую интересную информацию. 1. Побывав на Земле примерно 250 млн лет назад, мы бы обнаружили на ней только один материк – суперконтинент Пангею. Через 50 млн лет она раскололась на два материка: Лавразию и Гондвану. Первая тяготела к северу, а вторая к югу. Они, в свою очередь, постепенно раскалывались на части и расходились в разные стороны или сближались друг с другом, нанося сокрушительные удары, – это одна из причин появления некоторых гор, – пока не образовались современные материки и океаны. И сейчас материки очень медленно перемещаются друг относительно друга. 2. Легенда рассказывает, что у финикийского царя Агенора была дочь Европа. Всемогущий Зевс похитил прекрасную деву и переправил на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор так и называется. Азия – имя одной из дочерей бога-титана Океана. Так же именовались племена за Каспием. В XIII веке эту часть света называли Катаем, и только со времён Великих открытий вернулись к старому греческому названию. 3. Как известно, вода в океане солёная. Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности земной суши, то она окажется покрытой слоем соли толщиной около 150 метров. | |
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? | |
V. Домашнее задание. | По усмотрению учителя. |
Деятельность учеников:
- перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте.
Понятия: часть света, материк, океан (ученики осваивают эти понятия к концу года).
Как устроена поверхность Земли
Энциклопедическая справка
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Суша распределена очень неравномерно, её отдельные массивы разобщены широкими морскими и океаническими пространствами.
Такое распределение суши и моря оказывает большое влияние на движение воздушных масс, морские течения и в целом на климат Земли.
Материки объединяют в две группы. Южную группу составляют Африка, Австралия и Южная Америка. Многие географы включают в эту группу и Антарктиду, которая, как и все уже названные, входила в состав Гондваны. В северную группу входят Северная Америка и Евразия. Северные материки протянулись от жаркого пояса освещённости до полярного, а южные большей частью расположены в жарком поясе.
Каждый материк имеет свои особенности, отличающие его от других. Двух одинаковых материков нет. Евразия – самый большой по площади материк с очень разнообразной природой, Северная Америка отличается большими контрастами в природе, Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный», Африка – самый жаркий, Австралия – самый сухой, Антарктида – самый холодный, покрытый льдом материк.
Часть света – это материк или часть материка с прилегающими к нему островами. Частей света, как и материков, шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия с Океанией и Антарктида.
Географическое положение определяется по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам, крупным географическим объектам.
Главное отличие нашей планеты – обилие океанов, составляющих единый Мировой океан. Первое деление океана на части провёл в 1650 году голландский географ Варений. Океанов на нашей планете пять. Южный океан омывает берега Антарктиды. Северную границу его проводят по условной линии схождения вод полярных и умеренных широт (между 50" и 60" ю. ш.).[1]
В жизни планеты роль океана огромна. Океан – накопитель тепла на планете, что определяется замечательными свойствами воды. Поверхность океана поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Океан поставляет в атмосферу влагу, питает осадками сушу. Во взаимодействии океана и суши особенно велика роль воздушных масс.
Огромную роль во взаимодействии океана и суши играют океанические течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между ними. Течения от экватора к полюсам переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мировой круговорот воды обеспечивает поступление воды с океана на сушу. Эта вода стекает в реки, озёра, образует часть подземных вод, увлажняет почвы, обеспечивает жизнь различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан, взаимодействуя с сушей, определяет облик всей нашей планеты.
© ООО «Баласс», 2012
[1] В учебнике для 2-го класса использовано традиционное деление Мирового океана на четыре океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...