Урок Зима - покой природы
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Зимние изменения в живой и неживой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zima_-_pokoy_prirody.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА»
Открытый урок окружающего мира по теме: "Зима - покой природы".
Программа "Школа-2100", 1-й класс .
Потолицына Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Тема урока: «Зима- покой природы».
Цель урока: Знакомство с изменениями в природе зимой.
Задачи:
1.образовательные : познакомить обучающихся с зимними явлениями, учить отличать признаки зимы
2. развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных
3. воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена
Оборудование: учебник«Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь, карточки с названием зимних месяцев, иллюстрации с изображением домашних и диких животных, иллюстрации с изображением зимней природы, жизни растений и животных, иллюстрации картин великих русских художников. карточки для игры «Крестики-нолики» , запись песни "Всем нужны друзья".
Ход урока.
I. Организационный момент. Настроимся на урок. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу удачи.
Эти рифмованные загадки подскажут вам тему нашего урока. Отвечайте быстро и дружно.
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам …(мороз).
Стали звёздочки кружиться,
Стали на зиму ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки).
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная … (зима).
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. - О каком времени года мы будем сегодня говорить?
- Какова будет тема нашего урока?
- Тема нашего урока "Зима - покой природы"
2. - Что такое покой?
- А почему зиму называют "покой природы"?
- Каков главный вопрос нашего урока?
- А для чего нам это надо знать?
- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
3. -Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно.
Признаки зимней погоды:
-становится холоднее
-небо чаще покрыто облаками
-осадки выпадают в виде снега
-дни становятся короче, а ночи длиннее
4. Беседа о трех месяцах.
Игра «Расставь по порядку». ( на доске записаны зимние месяцы не по порядку, есть лишние)
- Какие месяцы зимы вам известны? Расположите их в правильном порядке.
- Что знаете о декабре? Как по коми звучит название месяца?
-Что вы знаете о снеге?
Минутка для любознательных.
Ученик:
Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры.
Ученик:
Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становится еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называется снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали – крупа
А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему нельзя ходить. Но к середине декабря он обычно становится крепче. Можно доставать коньки.
-Показ картины И.Э. Грабарь "Иней"
-Расскажите о втором месяце зимы. Как на коми языке звучит слово январь?
- “ Месяц январь – зимы государь” - так народ говорит. Как понимаете слово “государь”? В народе январь называют “лютень”, или “лютовей”.- Как вы думаете, почему? Январь – самый холодный месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью – луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос. Январь -году начало ,зиме-середина.
- Какой зимний месяц у нас остался? Назовите его по коми.
Это последний месяц зимы. В народе называют его “снеговеем”. Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе. От того снег становится липким. А также хорошо в такую погоду играть в снежки.
Показ картины В. Сурикова "Взятие снежного городка".
А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Кажется кто-то белый бежит по земле, петляет. Это поземка. А поднимется ветер посильнее, закрутит снег выше головы. Это начинается Вьюга У нее много имен . Как вы думаете, какие? Вьюга, Метель, Пурга, Снежная Буря. Такой уж месяц февраль. Про него говорят: “Вьюги и метели на февраль налетели”. В конце февраля солнышко становится теплым. Скоро весна! Погода в феврале не приносит холода. Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком.
Показ картины И.Э.Грабарь "Февральская лазурь"
Показ картин Б. Кустодиева и К. Е. Маковского.
- Какие зимние месяцы мы с вами вспомнили? (декабрь, январь, февраль)
- Как вы думаете изменилась жизнь растений и животных зимой?
- С чем это связано?
(Стало очень холодно)
- А с чем связано общее похолодание зимой?
II.Открытие новых знаний.
1.Самостоятельная работа. Выполнение задания в тетради."Что встречаем - не встречаем зимой" на стр. 36 тетрадь
(обучающиеся должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой)
Проверка: Отгадайте загадки и скажите, каким цветом вы обвели этот предмет.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?(Снежная баба.Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)
Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.
(Сосулька, обвели синим кружком)
2.Упражнение на развитие наблюдательности " Найди настоящую снежинку" ( стр .88 . учебник) Почему вы так решили? (6 лучиков)
3. Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии? Показ гербария( ёлка ,сосна, берёза, осина)
-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Но не все деревья сбрасывают листья.
- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.
4.Игра-задание . А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.
А).Рассмотрите иллюстрации зимнего леса и найдите , где спрятались звери и птицы?(Стр.86 учебник.)
Что они делают зимой? Как можно их обнаружить? (синицу- по звуку, дятла -по стуку, зайца, лесную мышь, белку -по следам)
Б) Теперь выполните задание в тетради на стр.35 соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.
- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? - От кого прячутся птицы?
- Какие трудности они испытывают зимой? Вспомните, какие из них улетели? Почему птицы улетают?
- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм.
- Как вы думаете, какие птицы улетают последними и почему?(водоплавающие, реки замерзают позже)
И все- таки некоторые остаются зимовать.
-Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?(кормушки)
- Звучит песня "Воробьиная песня" (Всем нужны друзья )
Сл. П. Синявский Муз. З. Компанеец.
В). Игра «Угадай, где я зимую». Физминутка.( если перелётная птица, показывают полёт, а если зимующая - приседают).
Ласточка, утка, ворона, скворец, сорока, гусь, воробей, грач, сова, аист.
Г). Работа в группах Расскажи как зимует животные по плану.
1.Название животного.
2.Как готовится к зиме?
3.Чем питается?
4.Как прячется от стужи?.
IV. Самостоятельное применение знаний.
1.Игра "Крестики-нолики".
(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)
1.Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
2.Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
3.Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
4.Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
5.Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
6Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
7.Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
8.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
(+ ,0,+ , 0 , + ,+ , +,0 )
2. Взаимопроверка выполненного задания.
Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"? (Ответы учеников)
Чтение вывода по теме на красной планшетке на стр. 87 .
V. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали для себя на уроке?
-Ответили ли на главный вопрос урока?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Домашнее задание:
-Раскрасьте морозный узор ( рабочая тетрадь, задание №1) или нарисуйте свой.
- Молодцы! Спасибо за урок.
Литература.
1 .Ю.А.Барышева, А.А .Вахрушев,А.С.Раутиан. Методические рекомендации для учителя «Я и мир вокруг». Москва «БАЛАСС»
2.А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Учебник по окружающему миру «Окружающий мир »1 класс. Москва «Баласс»,2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».
Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...
Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....
Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
Цели: ознакомить учащихся с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать стремления к познанию окружающего мира;воспи...
урок "Зима- покой природы"
Урок посвящен раскрытию признаков времени года - зимы....
Урок окружающего мира "Зима: покой природы" (1 класс, ОС "Школа 2100").
ОС "Школа 2100" (ФГОС)...