Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Кривенко Елена Анатольевна

Цели:

  • ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;
  • научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • развивать  стремления к познанию окружающего мира;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena-goda-zima-1kl.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кривенко Елена Анатольевна

МБОУ СОШ № 18

Окружающий мир. 1 класс.

Тема: «Времена года. Зима -  покой природы».

Цели:

ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;

научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

развивать  стремления к познанию окружающего мира;

воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Основные дидактические методы: 

словесный (беседа, объяснения);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная;

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки - пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев берёзы и ольхи, стакан со снегом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись,

Начинается урок!

II.Актуализация  и постановка проблемы

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберете  картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте,  и отгадаете рифмованные загадки.

Откройте конверт, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде картинки – пазлы.

-Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали? Отгадайте загадки.

Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам: (мороз)

б) Шуба бела  весь свет одела. (Снег)

У вас на столах стоит стакан.

-Что в нём?

Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий: (лед)

г) Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки)

 - С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Откройте свои учебники  на странице 84. У вас такая же картинка, как вы сейчас собрали.

– По каким признакам вы догадались, что это зима?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Главный вопрос нашего урока: «Что бывает только зимой?»  и на него мы попытаемся ответить?

Повторяем наиболее правильную и общую формулировку.

– Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои  наблюдения на экскурсии?

- Каково главное изменение зимы?

– Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года.

Обобщаем сказанное детьми.

Примерный план составляется на доске.   

План.

1. Знакомство с признаками зимы.

2. Знакомство с погодой.

3. Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4. Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

III. Совместное открытие знаний

-Назовите зимние месяцы.

1. Рассказ об особенностях каждого месяца.

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

   Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

   Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

– Рассмотрите иллюстрации и определите,  к какому месяцу можно их отнести?

их название.

2. - Откройте тетрадь на странице 37 и  рассмотрите «Календарь погоды». На прошлом уроке вы были на зимней экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

-Какая  была погода?

-Установите, какие  признаки зимней погоды вы обнаружили на экскурсии?

Обобщает ответы детей:  

-становится холоднее;

 -небо чаще покрыто облаками;

-осадки выпадают в виде снега;

-дни становятся короче, а ночи – длиннее.

3. Беседа о снеге. 

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом

-Что такое снег?

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Сравните картинки и расскажите, почему замёрзла река, и пошёл снег?

4.  Рассказ о снежинках.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!

Упражнение на развитие наблюдательности «Найдите  настоящую снежинку».

5. Рассмотрите зимний  лес.

- Что вы видите?

_Что в них необычного?

Таковы особенности жизни деревьев зимой.

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

(Демонстрирует веточки березы и ольхи.)

- Но не все деревья сбрасывают листья.

-Какие деревья не сбрасывают листья?

 Демонстрирует веточки сосны и ели.

- Как отличить сосну от ели?

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Физкультминутка.

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

6.  Продолжают работать

Рассмотрите зимний  лес.

-Назовите, где спрятались звери и птицы.

- От чего прячутся звери и птицы?

 - Какие трудности они испытывают зимой?

 – Где прячутся звери и птицы?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

- Почему становится мало птиц?

Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

 – Вспомните, какие из них улетели. Демонстрирует слайд с перелётными птицами.

– Почему птицы улетают?

 Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – в голоде. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки,  некоторые из них остаются зимовать.

– Какие птицы остаются зимовать?

– Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

– Как мы им можем помочь?

Демонстрация на слайде фото детей с кормушками, изготовленных силами родителей.

– Как вы думаете, птицы поют зимой?  Почему?

7. Игра-задание  «Кто, чем питается?»

Соедините у себя на карточках, название животного и название пищи, которой они питаются.

Самопроверка по слайду.

Беседа  об одежде людей.

– Мы с вами отправляемся в зимний лес.

Что мы оденем? Почему?

– Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное  в природе наступает покой.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики-нолики».

Задаёт вопросы:

-Прячутся ли насекомые зимой? (+)

-Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

-Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

-Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

-Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Показывает правильные  ответы. Самопроверка по слайду.

Подводит итог.

Работа в тетради. 

Соедините зимние жилища с их обитателями.

Оцените себя.

Обменяйтесь тетрадями и оцените своего одноклассника.

Подводит итог.

-Всё правильно у вас получилось?

-Какие были недочёты?

3. Игра  «Четвертый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

V. Итог урока.

Рефлексия - Что мы сегодня узнали на уроке нового?

- Какая главная особенность зимы? - Перечислите основные признаки зимы.

– А как бы вы оценили свою работу?

–Всё ли у вас получалось на уроке?

- Кто вам помогал? (если получалось не всё)

– Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.

- Какие открытия  вы сегодня  сделали?

- Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Природа. Урок окружающего мира.3 класс.

Урок окружающего мира(Урок с использованием ЭОР)3 класс Цель урока: создание условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека. Задач...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

«Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)» ОС «Школа 2100»

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проводится в форме викторины, с использованием групповой работы учащихся. К уроку прилагается презентация с изображением зимних кар...

"Живая и неживая природа", урок окружающего мира. 2 класс.

Урок по программе А. Плешакова в соответствии ФГОС....

Времена года. Зима - покой природы

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе...