Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_word.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Времена года. Зима -  покой природы».

Цели:

  1. ознакомить  обучающихся  с зимними явлениями;
  2. научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  3.  развивать  стремления к познанию окружающего мира;
  4. воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы: 

  1. словесный (беседа, объяснения);
  2. наглядный;
  3. практический (работа с пособием, карточки);
  4. частично-поисковый;
  5. объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. парная;

Дидактические средства: 

для учителя - презентация;

для учеников – учебник, тетрадь, карточки - пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев берёзы и ольхи, стакан со снегом.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

I. Организационный

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

- Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись,

Начинается урок!

Настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Дети желают друг другу удачи.

Слайд1

II.Актуализация  и постановка проблемы

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберете  картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте,  и отгадаете рифмованные загадки.

Откройте конверт, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде картинки – пазлы.

-Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали? Отгадайте загадки.

Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам: (мороз)

б) Шуба бела  весь свет одела. (Снег)

У вас на столах стоит стакан.

-Что в нём?

Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий: (лед)

г) Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки)

 - С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Откройте свои учебники  на странице 84. У вас такая же картинка, как вы сейчас собрали.

– По каким признакам вы догадались, что это зима?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Главный вопрос нашего урока: «Что бывает только зимой?»  и на него мы попытаемся ответить?

Повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

– Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои  наблюдения на экскурсии?

- Каково главное изменение зимы?

– Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года.

Обобщает сказанное детьми.

На слайде появляется примерный план.   

План.

1. Знакомство с признаками зимы.

2. Знакомство с погодой.

3. Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4. Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Работа в паре.

Достают  содержимое конверта. Собирают  картинку.

 Проверяют по слайду правильность выполнения.

Ответы детей: Зима.

Фронтальная работа.

Отгадывают загадки.

Ответы детей:

Мороз.

Снег.

Снег.

Лёд.

Снежинки.

Зима.

Открывают учебники

Перечисляют признаки зимы.

Дети катаются с горы на санках и лыжах. Дети одеты в тёплую одежду. Заяц белого цвета. Идёт снег.

Предлагают,  о чём будут говорить на уроке, используя картинку в учебнике и на экране.

О зиме.

-Что происходит с природой зимой.

-Что происходит с животными зимой.

-Что происходит с погодой.

Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.

Стало холодно.

Используя картинку , высказывают свои предположения.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4        

III. Совместное открытие знаний

-Назовите зимние месяцы.

Демонстрирует названия зимних месяцев на слайде.

Рассказывает об особенностях каждого месяца.

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

   Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

   Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

– Рассмотрите иллюстрации и определите,  к какому месяцу можно их отнести?

их название.

Откройте тетрадь на странице 37 и  рассмотрите «Календарь погоды». На прошлом уроке вы были на зимней экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

-Какая  была погода?

-Установите, какие  признаки зимней погоды вы обнаружили на экскурсии?

Обобщает ответы детей:  

-становится холоднее;

 -небо чаще покрыто облаками;

-осадки выпадают в виде снега;

-дни становятся короче, а ночи – длиннее.

Беседа о снеге. 

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом

-Что такое снег?

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Работа по  слайду. 

Сравните картинки и расскажите, почему замёрзла река, и пошёл снег?

 

Рассказывает о снежинках.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!

Упражнение на развитие наблюдательности «Найдите  настоящую снежинку».

Работа по слайду.

Рассмотрите зимний  лес.

- Что вы видите?

_Что в них необычного?

Таковы особенности жизни деревьев зимой.

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

(Демонстрирует веточки березы и ольхи.)

- Но не все деревья сбрасывают листья.

-Какие деревья не сбрасывают листья?

 Демонстрирует веточки сосны и ели.

- Как отличить сосну от ели?

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Физкультминутка.

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

5.1. Продолжают работать по слайду.  

Рассмотрите зимний  лес.

-Назовите, где спрятались звери и птицы.

- От чего прячутся звери и птицы?

 - Какие трудности они испытывают зимой?

 – Где прячутся звери и птицы?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

- Почему становится мало птиц?

Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

 – Вспомните, какие из них улетели. Демонстрирует слайд с перелётными птицами.

– Почему птицы улетают?

 Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – в голоде. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки,  некоторые из них остаются зимовать.

– Какие птицы остаются зимовать?

– Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

– Как мы им можем помочь?

Демонстрация на слайде фото детей с кормушками, изготовленных силами родителей.

– Как вы думаете, птицы поют зимой?  Почему?

Игра-задание  «Кто, чем питается?»

Соедините у себя на карточках, название животного и название пищи, которой они питаются.

Самопроверка по слайду.

Беседа  об одежде людей.

– Мы с вами отправляемся в зимний лес.

Что мы оденем? Почему?

– Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное  в природе наступает покой.

Работа в паре.

Обсуждают и называют зимние месяцы. Декабрь, январь, февраль.

Слушают учителя.

Работа в паре.

Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.

Рассматривают календарь в тетради.

Рассказывают о своих наблюдениях.

 Выбирают подходящие высказывания.

Например: на улице было облачно, шёл  снег, дул ветер.

Предполагаемые ответы детей:

Воздух холодный.

Небо покрыто облаками.

Выпадает снег.

На улице темно.

Выполняют практическую работу.

Рассматривают, что происходит со снегом. Делают вывод. Что снег -  замёрзшая вода.

Становится холодно.

Работа в парах.

Рассматривают картинки в .

На первой картинке осень, на второй зима. Зимой становится холодно, идёт снег.

Слушают учителя.

Называют снежинки под номерами  1, 4, 6.Проверка по слайду.

Рассматривают зимний лес.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают почки березы и осины  у себя в баночках.

Ель, сосна.

Работа в парах.

Рассматривают веточки сосны и ели (гербарий) и делают вывод.

По длине иголок и по шишкам.

Выполняют движения все вместе.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса -  за деревом, белка –  в дупле, мышь - под  деревом, заяц – за кустом, снегирь на  ветке дерева.

От холода и голода.

 Звери и птицы голодают.

Не хватает корма.

В норах. Под кустом. За деревом.

Читают вывод по учебнику стр. 85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Они улетели в тёплые края.

Называют перелётных птиц. Ласточка, стриж, соловей, зяблик,  трясогузка.

Им холодно. Мало корма .

Дятел, синица, воробей, голубь. Мало корма.

Построить кормушки и подкармливать их.

В лесу зимой тихо.

Им холодно и мала корма.

Работа в парах.

Соединяют слова. Работают по карточкам.

Читают название животных и соединяют  с названием  пищи для этих животных.

 Проверяют работу.

Называю зимние вещи.

Лыжи, санки.

Слайд 5

Слайд 6 

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд  13

Слайд 14

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

IV. Самостоятельное применение знаний.

Проводит игру «Крестики-нолики».

Задаёт вопросы:

-Прячутся ли насекомые зимой? (+)

-Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

-Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

-Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

-Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Показывает правильные  ответы. Самопроверка по слайду.

Подводит итог.

Работа в тетради. 

Соедините зимние жилища с их обитателями.

Оцените себя.

Обменяйтесь тетрадями и оцените своего одноклассника.

Подводит итог.

-Всё правильно у вас получилось?

-Какие были недочёты?

Игра  «Четвертый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Отвечают на вопросы, ставят «+» , если ответ правильный, «0», если ответ неверный.

Оценивают себя.

Проверяют работу по слайду.

Работают самостоятельно.

Оценивают себя.

Обмениваются тетрадями, оценивают одноклассников.

Проверят выполненное задание по слайду. Оценивает себя.

Фронтальный опрос.

Сентябрь. Это осенний месяц.

Ель. Остаётся с иголками на зиму.

Зяблик. Перелётная птица.

Платье.

Слайд 17

Слайд 18

V. Итог урока.

Рефлексия

- Что мы сегодня узнали на уроке нового?

- Какая главная особенность зимы? - Перечислите основные признаки зимы.

– А как бы вы оценили свою работу?

–Всё ли у вас получалось на уроке?

- Кто вам помогал? (если получалось не всё)

– Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.

- Какие открытия  вы сегодня  сделали?

- Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?

Жизнь растений замирает.

 Становится холодно.

Похолодание. Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты.

Выставляют цветовые кружочки или смайлики в личный еженедельник первоклассника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

конспект урока по теме Времена года

конспект урока  в 3-м классе по теме Времена года с приложениями...

Урок окружающего мира по теме: Зима-покой природы

Урок содержит основные задачи: знакомство с зимними явлениями, установление взаимосвязи между похолоданием и изменениями в жизни растений и животных. Урок начинается с проблемного вопроса: что нужно д...

Урок окружающего мира по теме: Зима-покой природы

Урок содержит основные задачи: знакомство с зимними явлениями, установление взаимосвязи между похолоданием и изменениями в жизни растений и животных. Урок начинается с проблемного вопроса: что нужно д...

«Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)» ОС «Школа 2100»

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проводится в форме викторины, с использованием групповой работы учащихся. К уроку прилагается презентация с изображением зимних кар...

Времена года. Зима - покой природы

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе...