урок "Зима- покой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок посвящен раскрытию признаков времени года - зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_zima-_pokoy_prirody.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 с классе МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани

Тема: Зима – покой природы.

Цель: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы; углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и живой и неживой природой; воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: презентация «Зима- покой природы», отрывок из песни «Три белых коня»,2 стакана со снегом,  2 стакана со  льдом, письмо от Деда Мороза, хвоинки ели, сосны, веточка березы, почка березы.

Ход урока.

  1. Организационная часть.
  1. Приветствие.

-Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Садитесь! Начинаем урок окружающего мира.

                    2. Эмоциональный настрой.

-Ребята! У меня прекрасное настроение. Хотела бы узнать, как вы себя чувствуете?

(Ученики показывают сигнальную карточку)

  1.  Актуализация знаний.
  1. Повторение о временах года, повторение названия месяцев (Работа в паре)
  2. Загадка о зиме:

Снег на полях,

Ветер завывает,

Когда это бывает? (Зимой)

  1. Прослушивание песни «Три белых коня»

- О каких трех конях говорится в этой песне?(Зимние месяцы)

-О каком месяце говорится в загадках?

«Год кончает, зиму начинает.» (декабрь)

«Году- начало, зиме- середина» (январь)

«Зиму замыкает, весне дорогу показывает» (февраль)

III.Определение темы урока и постановка проблемы.

  1. Определение темы урока:

 «Зима – покой природы» (слайд)

-Как вы понимаете значение слова «покой»? ( В словаре Ожегова написано:

покой- 1)неподвижность, отсутствие движения,2) состояние тишины, отдыха. Есть еще и другое значение- «уйти на покой»(на отдых)

-Попробуем доказать, почему зима- спокойная пора природы

IV.Совместное открытие новых  знаний .

1. Беседа об изменениях в природе.

- С какой целью на прошлом уроке мы ходили на экскурсию? Попробуем назвать признаки зимы.

-Какие изменения произошли в неживой природе?

( Небо стало пасмурным. Чаще появляются тучи.  Ветра холодные , северные дуют. Снегопад. Льдом покрыты реки, озера. Становится холодно. Дни становятся короче,а ночи длиннее) .  

-Какая была  самая низкая температура в декабре? (-13 градусов)

-Какая погода сегодня, расскажут нам дежурные.( Дежурные подходят к «Календарю погоды»)

-Почему зимой выпадает снег? (Ответы детей)

2. Посылка от Деда Мороза.(Стук в дверь. Приносят посылку от Деда Мороза. Там письмо с заданиями, 2 стакана со снегом, 2 стакана со льдом).

а) Чтение письма хорошо читающим учеником.

« Снежная королева  подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду. Она на  морозе замерзает, превращаясь в  кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе в пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

-Из какой сказки этот отрывок? Кто главные герои?

Задание №1.

По 1 стакану снега и льда поставьте за окно, по 1 стакану – на батарею. Через некоторое время сделайте вывод.

Задание 2.

Кусок льда и кусок снега положите в стакан с водой. Что вы замечаете? Сделайте вывод.

б) Беседа о снеге.

-Что обнаружили в стаканах, которые стояли на батарее? (Грязь ) Откуда появилась грязь? Ведь снег был белый? (Снег очищает воздух. В себя собирает частички грязи, мусор… Вывод: снег и лед есть нельзя!!!)

-А в чем заключается польза снега?

«Много снега- много хлеба» (Дети объясняют смысл пословицы). Снег- вода для растений весной. Снег- одеяло для растений, животных. Люди делают специально снегозадерживающие приспособления, сажают деревья (посадки) для снегозадержания.

-Что же произошло со снегом за окном, на батарее? На батарее снег растаял, а за окном –нет.

-Почему так произошло?

-А зимой на улице снег может таять? Как называется такая погода? (оттепель) Когда вы замечали такое явление? А что произошла ночью с воскресенья на понедельник? (Ударил мороз и появилась гололедица) Снег покрылся коркой, появился- наст.

Физминутка  (Дети поют песню о снежинке, имитируют движения)

3.  Изменения в живой природе.

а) Изменения в жизни растений.

- Какие изменения заметили на деревьях в понедельник во время экскурсии? (Пушистый снежный покров).

-Из-за чего такими пушистыми стали деревья? Ведь не всегда после снегопада они так красивы?(Сначала была оттепель, влажность…)

-Почему деревья зимой не замерзают? (Они в спячке, дремлют. За лето набираются сил.)

-Давайте рассмотрим небольшую веточку березы. Чем она обернута? (Толстая корка,а под ней пробковый слой, который защищает от холода.)

Рассмотрим почку березы. Что вы видите снаружи? Внутри?( Снаружи- оболочку, чешуйки, а внутри –маленький  зеленый сверток, листочек в спячке).

-Все ли деревья сбросили листья? А из хвойных какое дерево сбросило свои листья- хвоинки? Где мы с вами посадили такое дерево?

Рассмотрите хвоинки ели и  сосны .Потрогайте ее вдоль. Какие она на ощупь? Чем они покрыты? (Восковой налет защищает от мороза).

б) Изменения в жизни животных. Работа с учебником (стр. 86)

-Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы? От кого они прячутся? Какие трудности испытывают зимой?(Рассказы детей о белке, зайце, волке, лисе, мышах, птицах…) А почему не видно медведя? А кто еще зимой спит?

V. Закрепление знаний.

1. Игра «Найдите пару»

Деревья                                                                       укрыты снегом.

Медведи, барсуки, ежи, ужи, лягушки               дремлют.

Травы                                                                          спят.

Когда природа отдыхает?

Вывод: « Зимой природа ….( отдыхает) или «Зима- покой природы»

  1. Игра «Да-нет»

-Прячутся ли насекомые зимой?

-Перелетные птицы остались зимовать

-Зимующими называются птицы, которые остаются отдыхать

-Ласточка, грач, скворец- зимующие птицы.

-Заяц на зиму запасает еду

-Белка утепляет жилище, запасает еду, меняет цвет шерсти

-Снег и лед – разные состояния воды.

-Лед тяжелее воды.

VI. Рефлексия.

-Покажите мне свое настроение.

- откройте нетбуки и нарисуйте  картину волшебной зимы. (Дети под музыку рисуют. В конце урока несколько учеников поделятся впечатлениями)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».

Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...