урок "Зима- покой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок посвящен раскрытию признаков времени года - зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_zima-_pokoy_prirody.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 с классе МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани
Тема: Зима – покой природы.
Цель: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы; углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и живой и неживой природой; воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: презентация «Зима- покой природы», отрывок из песни «Три белых коня»,2 стакана со снегом, 2 стакана со льдом, письмо от Деда Мороза, хвоинки ели, сосны, веточка березы, почка березы.
Ход урока.
- Организационная часть.
- Приветствие.
-Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Садитесь! Начинаем урок окружающего мира.
2. Эмоциональный настрой.
-Ребята! У меня прекрасное настроение. Хотела бы узнать, как вы себя чувствуете?
(Ученики показывают сигнальную карточку)
- Актуализация знаний.
- Повторение о временах года, повторение названия месяцев (Работа в паре)
- Загадка о зиме:
Снег на полях,
Ветер завывает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Прослушивание песни «Три белых коня»
- О каких трех конях говорится в этой песне?(Зимние месяцы)
-О каком месяце говорится в загадках?
«Год кончает, зиму начинает.» (декабрь)
«Году- начало, зиме- середина» (январь)
«Зиму замыкает, весне дорогу показывает» (февраль)
III.Определение темы урока и постановка проблемы.
- Определение темы урока:
«Зима – покой природы» (слайд)
-Как вы понимаете значение слова «покой»? ( В словаре Ожегова написано:
покой- 1)неподвижность, отсутствие движения,2) состояние тишины, отдыха. Есть еще и другое значение- «уйти на покой»(на отдых)
-Попробуем доказать, почему зима- спокойная пора природы
IV.Совместное открытие новых знаний .
1. Беседа об изменениях в природе.
- С какой целью на прошлом уроке мы ходили на экскурсию? Попробуем назвать признаки зимы.
-Какие изменения произошли в неживой природе?
( Небо стало пасмурным. Чаще появляются тучи. Ветра холодные , северные дуют. Снегопад. Льдом покрыты реки, озера. Становится холодно. Дни становятся короче,а ночи длиннее) .
-Какая была самая низкая температура в декабре? (-13 градусов)
-Какая погода сегодня, расскажут нам дежурные.( Дежурные подходят к «Календарю погоды»)
-Почему зимой выпадает снег? (Ответы детей)
2. Посылка от Деда Мороза.(Стук в дверь. Приносят посылку от Деда Мороза. Там письмо с заданиями, 2 стакана со снегом, 2 стакана со льдом).
а) Чтение письма хорошо читающим учеником.
« Снежная королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду. Она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе в пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
-Из какой сказки этот отрывок? Кто главные герои?
Задание №1.
По 1 стакану снега и льда поставьте за окно, по 1 стакану – на батарею. Через некоторое время сделайте вывод.
Задание 2.
Кусок льда и кусок снега положите в стакан с водой. Что вы замечаете? Сделайте вывод.
б) Беседа о снеге.
-Что обнаружили в стаканах, которые стояли на батарее? (Грязь ) Откуда появилась грязь? Ведь снег был белый? (Снег очищает воздух. В себя собирает частички грязи, мусор… Вывод: снег и лед есть нельзя!!!)
-А в чем заключается польза снега?
«Много снега- много хлеба» (Дети объясняют смысл пословицы). Снег- вода для растений весной. Снег- одеяло для растений, животных. Люди делают специально снегозадерживающие приспособления, сажают деревья (посадки) для снегозадержания.
-Что же произошло со снегом за окном, на батарее? На батарее снег растаял, а за окном –нет.
-Почему так произошло?
-А зимой на улице снег может таять? Как называется такая погода? (оттепель) Когда вы замечали такое явление? А что произошла ночью с воскресенья на понедельник? (Ударил мороз и появилась гололедица) Снег покрылся коркой, появился- наст.
Физминутка (Дети поют песню о снежинке, имитируют движения)
3. Изменения в живой природе.
а) Изменения в жизни растений.
- Какие изменения заметили на деревьях в понедельник во время экскурсии? (Пушистый снежный покров).
-Из-за чего такими пушистыми стали деревья? Ведь не всегда после снегопада они так красивы?(Сначала была оттепель, влажность…)
-Почему деревья зимой не замерзают? (Они в спячке, дремлют. За лето набираются сил.)
-Давайте рассмотрим небольшую веточку березы. Чем она обернута? (Толстая корка,а под ней пробковый слой, который защищает от холода.)
Рассмотрим почку березы. Что вы видите снаружи? Внутри?( Снаружи- оболочку, чешуйки, а внутри –маленький зеленый сверток, листочек в спячке).
-Все ли деревья сбросили листья? А из хвойных какое дерево сбросило свои листья- хвоинки? Где мы с вами посадили такое дерево?
Рассмотрите хвоинки ели и сосны .Потрогайте ее вдоль. Какие она на ощупь? Чем они покрыты? (Восковой налет защищает от мороза).
б) Изменения в жизни животных. Работа с учебником (стр. 86)
-Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы? От кого они прячутся? Какие трудности испытывают зимой?(Рассказы детей о белке, зайце, волке, лисе, мышах, птицах…) А почему не видно медведя? А кто еще зимой спит?
V. Закрепление знаний.
1. Игра «Найдите пару»
Деревья укрыты снегом.
Медведи, барсуки, ежи, ужи, лягушки дремлют.
Травы спят.
Когда природа отдыхает?
Вывод: « Зимой природа ….( отдыхает) или «Зима- покой природы»
- Игра «Да-нет»
-Прячутся ли насекомые зимой?
-Перелетные птицы остались зимовать
-Зимующими называются птицы, которые остаются отдыхать
-Ласточка, грач, скворец- зимующие птицы.
-Заяц на зиму запасает еду
-Белка утепляет жилище, запасает еду, меняет цвет шерсти
-Снег и лед – разные состояния воды.
-Лед тяжелее воды.
VI. Рефлексия.
-Покажите мне свое настроение.
- откройте нетбуки и нарисуйте картину волшебной зимы. (Дети под музыку рисуют. В конце урока несколько учеников поделятся впечатлениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».
Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...
Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....
Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
Цели: ознакомить учащихся с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать стремления к познанию окружающего мира;воспи...