Урок развития устной речи по теме: "Домашние птицы: гусь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме "Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9  VIII вида» с.Ижма

                             

                                     

       

                                       Конспект   урока развития речи.

4 класс.

                                     Тема:   «Домашние птицы: гусь»

                          Тип урока: урок изучения нового материала.

                                                       

                                                   

                                                        Составитель:   Рочева Надежда Васильевна,

                                                                                учитель начальных классов

                                                                  с.Ижма, 2014г

Цель. Расширить представление учащихся о домашних птицах на основе знакомства с гусем.

Образовательные:

познакомить с особенностями гусей,

учить детей приемам сравнения и анализа,

Развивающие:         

развивать умение составлять творческий рассказ с опорой на план;

расширять кругозор,

развивать диалогическую и монологическую речь

развивать связную речь.

Воспитательные: 

воспитание бережного отношения к домашним птицам,

способствовать воспитанию коммуникативных отношений.

Коррекционные:

коррекция внимания на основе упражнений в обобщении, исключении, запоминании;

коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц; карточки с названиями частей тела гуся,  словами-признаками; картинки-опоры; перья гуся; картина « Не дразните гусей»;

Ход урока.

1.Организационный момент.

Составление рассказа о погоде.

2.Повторение пройденного.

-С группой каких птиц мы познакомились на прошлом уроке? (Дикие птицы)

- О какой птице составляли рассказ? (о диких гусях)

Назовите части тела гуся. (Голова, шея, туловище, лапы)

- Чем питаются гуси? (Растениями, мелкими насекомыми)

- Где живут гуси? (у рек, озер; летом на севере, зимой – на юге) Как называют таких птиц? (Перелетные)

- Каких диких птиц еще знаете? (Лебеди, утки, чайки, ласточки, тетерева, куропатки и т.д.)

3.Сообщение темы.

- Кто изображен на картинках?

- По каким признакам узнали? (Имеются крылья, тело покрыто перьями)

- На какие две группы можно разделить этих птиц? ( Дикие и домашние)

- Чем отличаются дикие и домашние птицы? (Дикие живут в природе, за домашними – ухаживает человек, они приносят пользу человеку)

 Отгадайте загадку. 

Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки,

Из моды выйдут - вот беда!

Ему ж не снять их никогда.

Cпит или купается,

Всё не разувается:

день и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

          Сегодня мы будем говорить об этой домашней птице. К концу урока мы должны будем составить рассказ. Работать будем по плану:

1.Внешний вид: - части тела

                            - покров

                            - окраска

2. Способ питания.

3. Повадки.

4. Польза для человека.

Посмотрите на картинку и подберите родственные слова. (Гусята, гусак, гусыня, гусенок)

 Работа по плану.

1А).Назовите части тела гуся. Составьте словосочетания (Голова, маленькая)

- Что находится на голове? ( Глаза, клюв)

- Глаза какие? (Маленькие, круглые)

- А какой клюв? (Плоский, широкий, длинный)

- Шея? (Длинная, тонкая, вытянутая)

- Какое туловище? ( вытянутое, овальное)

- Хвост? (Маленький, малозаметный)

- Что есть на туловище? (Крылья)

-Какие они? (Сильные)

- Какие лапки? ( Красные)

- Что есть на лапах? ( Плавательные перепонки) Значит лапы у гуся ПЕРЕПНЧАТЫЕ (появляется запись, читают хором)

Первичное закрепление.

- Кто расскажет о всех частях тела гуся, называя признаки? ( У гуся маленькая голова, длинная, вытянутая, тонкая шея, овальное туловище, малозаметный хвостик, красные лапки, сильные крылья)

Физминутка.

Гимнастика для глаз. Проследить взглядом путь гуся к озеру, на берег, в облака

Пальчиковая гимнастика «Гусь» Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames47.gif

Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет!

У гусёнка босы лапки,
Он носить не любит тапки.
Любит он в воде плескаться,
И нырять и кувыркаться.

Танцевальные движения под песню «Два веселых гуся»

1Б)- Что такое покров?  (Чем покрыто тело гуся)

-Чем покрыто тело гуся? (Перьями, значит у гуся (появляется запись)ПЕРЬЕВОЙ покров- хором)

Практическая работа.

  Возьмите перышко в руки. Что вы чувствуете? (тепло) Гусю также тепло под перьевым покровом.

1В) - Какой окрас гуся? (Серый)

- А еще какой может быть? Вспомните детскую песенку. (Перьевой покров может быть серым или белым)

1Г) Мне так понравился гусь, что я решила нарисовать его. Все ли правильно я нарисовала? Назовите части тела, называя признаки.

     Нарисуем гуся, показывая руками.

2А) - На что похожа форма тела? (капельку, лодочку)

Гуся называют (появляется запись) ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА (читают хором).

- Из каких двух слов состоит это слова? (вода, плавать)

     Гусь любит плавать на водоемах, в пруду.

- Что он достает из воды? (Траву, насекомых)

Любит и по бережку ходить.

- А что там он ищет? (Щиплет траву, ест камушки)

- А чем же гуся кормит хозяйка? (Травой, зерном, кашей, овощами, специальным кормом)

 Значит гуси имеют (появляется запись) РАСТИЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ (читают хором)

3) -Что такое повадки? (поведение, как себя ведет)

  Посмотрите на картину « Не дразни гусей».

- Какой по характеру может быть гусь? (Гордый, смелый, важный)

4) - Какую пользу приносит гусь человеку? (Дает мясо, пух, перья, яйца) 

5)Закрепление

А) Составьте рассказ о гусе, используя план. (Рассказывают сильные учащиеся)

Б) Игра «Разговор по телефону». Представьте, что вы купили гуся и решили рассказать о нем подружке или другу.

- О чем не надо забыть? (Поздороваться)

Начните разговор так: «Я сегодня купил гуся…»

6)Оценивание.

7) Итог.

- С какой группой птиц сегодня познакомились? (Домашние птицы)

- О ком составляли рассказ?

-Понравился ли вам урок?

Литература:

1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» учебник для специальных (коррекционных) школ  VIII вида 4 класс. Москва «Аркти» 2006.

2.Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». Москва «Аркти» 2003.  

3.http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/393-zagadki_pro_gusya.html

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Урок развитие устной речи.

Урок проводится в 4 классе в специальной ( коррекционной) школе VIII вида. Урок носит  коррекционно-развивающий характер....

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Урок развития устной речи 2 класс

В этом конспекте помещён материал по теме "Птицы". Некоторые задания дифференцированы по группам сложности....

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Птицы"

Цели: 1.Закрепить полученные знания по теме: «Птицы». Формировать четкие понятия о зимующих и перелетных птицах.2. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление на основе упражнени...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на тему: «Домашние животные»

Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать словарный запас детей по теме;- закрепить обобщающее понятие «домашние животные&raqu...