Конспект урока по теме "Жизнь леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Догадина Ирина Анатолиевна

Урок с применением структур Сингапурского обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Жизнь леса51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет :Окружающий мир

Тема: Жизнь леса

Цели: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент    

Слайд 1

Добрый день дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Слайд 2.

II. Проверка домашнего задания

СИНГЛ РАУНД РОБИН

– Почему люди называют землю «кормилицей»?

Слайд 3.

– О чем вы узнали из рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами»? (Рассказы учеников, дополнения.)

Тест «Земля- кормилица, почвы».

Взаимопроверка с партнером по плечу.

III Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

- Как вы думаете, о  каком природном сообществе мы сегодня с вами будем говорить?

IV Изучение нового материала

Слайд 4.

Звучит запись голосов птиц

Ребята я хочу вам прочитать небольшую  «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

СТЁ  ЗЕ  КЛАСС

- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? ( ВРЕМЯ 30 СЕКУНД)

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

Слайд 5

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (работаем с партнером по лицу)

Начинают участники 3 и 4.

- Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)

– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)

–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)

– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) (Слайд 4)

– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)

Слайд 6

- Что обозначают стрелки?  (Это цепи питания)

Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным? (Ответы детей)

Слайд 7.

- Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб  жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.

- Приведите примеры и  попробуйте составить цепи питания.  

КЛОК  БАДДИС. Свидание на 9 часов, время 1 мин на каждого ученика, начинает тот у кого светлые волосы.

 – Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)  Слайд 8.

– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

Работа по учебнику

– Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

Приведите примеры, используя атлас-определитель.

Физминутка   ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР . под песню «Солнце улыбается»

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.

Слайд 9.

- Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?

Давайте мы сейчас прочитаем в учебнике статью

«О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 180 учебника.

- Беседа по вопросам.

IV. Закрепление изученного.

– Приведите примеры природного равновесия в лесу.

(Далее выполняется задание «Подумай!» (стр. 180-181))

VII. Подведение итогов урока

Слайд  10

– О чем самом главном мы должны помнить?

– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:

Прошу, природу берегите!

Не рвите ландыши, прошу!

Их мало на земле осталось,

Храните леса красоту.

Она не даром нам досталась,

Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки!

Слайд 11

Большое спасибо за урок

Вы молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "

Цель урока:         Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.Задачи урока:1.Образовательные:·         З...

Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока "Животные нашего леса"

Конспект урока по окружающему м иру "Животные нашего леса". 3 класс...

Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "

Подробный конспект урока, включающий в себя динамическую паузу....