Конспект урока по теме "Жизнь леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет :Окружающий мир
Тема: Жизнь леса
Цели: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
Добрый день дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Слайд 2.
II. Проверка домашнего задания
СИНГЛ РАУНД РОБИН
– Почему люди называют землю «кормилицей»?
Слайд 3.
– О чем вы узнали из рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами»? (Рассказы учеников, дополнения.)
Тест «Земля- кормилица, почвы».
Взаимопроверка с партнером по плечу.
III Сообщение темы и целей урока.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
- Как вы думаете, о каком природном сообществе мы сегодня с вами будем говорить?
IV Изучение нового материала
Слайд 4.
Звучит запись голосов птиц
Ребята я хочу вам прочитать небольшую «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
СТЁ ЗЕ КЛАСС
- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? ( ВРЕМЯ 30 СЕКУНД)
- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
Слайд 5
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (работаем с партнером по лицу)
Начинают участники 3 и 4.
- Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)
–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)
– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) (Слайд 4)
– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)
Слайд 6
- Что обозначают стрелки? (Это цепи питания)
Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным? (Ответы детей)
Слайд 7.
- Давайте рассмотрим цепи питания:
дуб → жуки-короеды.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.
- Приведите примеры и попробуйте составить цепи питания.
КЛОК БАДДИС. Свидание на 9 часов, время 1 мин на каждого ученика, начинает тот у кого светлые волосы.
– Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) Слайд 8.
– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
Работа по учебнику
– Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
Приведите примеры, используя атлас-определитель.
Физминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР . под песню «Солнце улыбается»
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.
Слайд 9.
- Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?
Давайте мы сейчас прочитаем в учебнике статью
«О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 180 учебника.
- Беседа по вопросам.
IV. Закрепление изученного.
– Приведите примеры природного равновесия в лесу.
(Далее выполняется задание «Подумай!» (стр. 180-181))
VII. Подведение итогов урока
Слайд 10
– О чем самом главном мы должны помнить?
– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:
Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!
Слайд 11
Большое спасибо за урок
Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира"Леса России"
Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...
Конспект урока окружающего мира "Леса России"
Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...
Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "
Цель урока: Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.Задачи урока:1.Образовательные:· З...
Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока "Животные нашего леса"
Конспект урока по окружающему м иру "Животные нашего леса". 3 класс...
Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "
Подробный конспект урока, включающий в себя динамическую паузу....