Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Артушникова Юлия Викторовна

 Цель урока:    

     Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

·         Знакомство  учащихся с животными леса;  посредством мыслительных операций в ходе фронтальной формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

·         формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

·         расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

·         Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

·         совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

·         развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

·         развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

·         Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

·         воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

·         воспитание усидчивости,  аккуратности, любознательности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель урока:    

     Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Знакомство  учащихся с животными леса;  посредством мыслительных операций в ходе фронтальной формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости,  аккуратности, любознательности

Тип урока: изучение  и первичного закрепления новых знаний

Формы урока: фронтальная, индивидуальная.

Программа:  Школа России

Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2  к данному учебнику, атлас – определитель.

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Универсальные Учебные Действия

Предметные: познакомиться разнообразием животного мира, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам поведения в лесу.

Личностные :формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать  эстетические потребности, ценности  и чувства.

Познавательные:  рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;  устанавливать взаимосвязи в природе на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Структура урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка.

III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

IV. Определение темы и цели урока.

V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

VII. Физкультминутка.

VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

IX. Подведение итогов.

X. Рефлексия.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Слушание песни «Самая счастливая» 
(Автор К. Ибряев, композитор Ю. Чичков)
(На экране проецируется слайд с изображением солнышка)
Выглянуло солнышко и заглянуло в класс к нам на урок. Улыбнемся ему все вместе. Поприветствуем друг друга. Тихо садимся и начинаем наше занятие.

Приветствуют друг друга,

II. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию

III. Определение темы и цели урока.

Солнышко не случайный наш гость. Где оно блещет?
Кого оно согревает там своим теплом?
Важны ли они друг для друга?

 Какими должны быть ваши действия по отношению к ним?


Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты.


Будем соблюдать правила поведения в природе, узнавать много нового и интересного.
Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?
(На экране проецируется слайд с загадкой)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Красоту увидишь в нем.
В какой зеленый дом мы отправимся? Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес?

Прежде чем мы окажемся в лесу, услышим друг друга и все звуки, которые нас окружают. 
Что для этого нужно сделать?

Предлагаю взять ее в лес. Скажите, зачем? 

Чему будет посвящен наш урок? Давайте определим его тему.

Тишина нужна вокруг,
Мы докажем это сами.
Наш урок не подведёт,
Ответ верный нам найдёт.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
На экране появляется  тема урока.

Отправляемся в путешествие. Закрываем глаза. (Слушают фрагмент «Звуки леса»). Какой лес вы себе представили, кого встретили?

Как называют людей, которые исследуют явления в природе, изучают особенности природы? (ученые, исследователи)

(На лугу)

(Цветы, насекомых...) 

(Мы не должны рвать цветов, ловить насекомых)

(Дети высказывают свои предложения)

(Создать тишину)

(Дети высказывают свои предложения)

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Да мы сегодня будем исследователями.

- Скажите, а кого в лесу можно увидеть? (птиц, животных и ….)

- А что же можно услышать? (звуки: пение, шелест, …)

- Давайте прислушаемся, один из обитателей уже нас встречает.
В лесу, под щебет, звон и свист 
Стучит лесной телефонист! 
«Здорово, дрозд-приятель!» 
И ставит подпись … (дятел)

Демонстрируется картинка с изображением дятла.

- Скажите, а как еще называют дятла? (лесной доктор, санитар леса)

- А почему его так называют?
Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Дятел прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает очень много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Встречаем следующего гостя… Попробуйте отгадать его по пению (звучит пение кукушки). Если дети не угадают, то…
В лесу ночном кукует птица. 
Она назвать себя боится… 
Ку-ку…ку-ку,- 
Не спит опушка. 
А птицу эту звать … (кукушка).

Картинка с изображением кукушки.

- А что вы знаете особенного про кукушку? (она подбрасывает свои яйца в гнезда другим птицам)

- Да, но несмотря на это, кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.

- Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя по пению. (звучат звуки совы) Если не отгадают, то…
Ночь, как смоль, черным –черна. 
Серой птицы не до сна: 
Меж кустов, как тень, скользит, 
Караулит, кто не спит. 

Ловит каждый шорох чутко. 
А как крикнет – станет жутко. 
Вздрогнет спящая трава. 
Это ухает … (сова)

Картинка с изображением совы.

Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, а ночью охотятся на мышей, полевок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно.

- Скажите, что еще кроме пения птиц можно услышать в лесу?

- Посмотрите, на какой чудесной полянке мы очутились. Прислушайтесь, что вы слышите? - Рассмотрите иллюстрацию. А почему можно сказать, что лес шелестит? (слышен шелест листьев деревьев, кустарников)

- А как звучит шелест листьев? (ш-ш-ш)

- Представим, что мы листва, и давайте пошелестим листочками. (1 ряд)

- Почему говорят, что лес поет? (поют птицы)

- А как поет кукушка? (ку-ку)

- Представим, что мы – большая семья кукушек и передадим пение этой птицы. (2 ряд)

- А почему говорят, что лес жужжит? (жужжат насекомые)

- А как же жужжат насекомые? (ж-ж-ж)

- Попробуем передать жужжание насекомых. (3 ряд)

- А сейчас все вместе: 1 ряд шелестит, 2 ряд поет, 3 ряд жужжит. Молодцы!

- Мы сейчас произнесли звуки, которые услышим лесу.

- Скажите, а зачем в лесу необходимо соблюдать тишину? (для того, чтобы услышать звуки леса)

- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит…Слушай лес и радуйся его живым голосом! Весенний ручеек в лесу. Прислушайся к его журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка? Шелест листьев…Он может быть радостным или тревожным.)

Выполняют задание.

V. Физкультминутка.

3. Физкультминутка: 

Говорит цветку цветок: 
«Подними-ка свой листок, 
(Поднять и опустить руки) 
Выйти на дорожку, 
Да притопни ножкой, 
(Шаги на месте с высоким подниманием коленей) 
Да головкой покачай, 
Утром солнышко встречай. 
(Вращение головой) 
Стебель наклони слегка – 
Вот зарядка для цветка. 
(Наклоны) 
А теперь росой умойся, 
Отряхнись и успокойся». 
(Потряхивания кистями) 
Наконец готовы все 
День встречать во всей красе. 
(Сесть за парты)

VI . Этап первичной проверки понимания изученного.

- Ребята, вы любите ходить на прогулку в лес? Да и я люблю гулять по лесу. Послушайте, как однажды прогуливался по лесу один человек:

Стихотворение «Дикарь в лесу» Г. Ладонщикова:
Хозяйка-белочка в лесу 
Орехи собирала. 
Она в лесу том 
Каждый сук 
И каждый кустик знала. 
Однажды в лес 
Противный тип 
Пришел с большой котомкой, 
Небрежно сбил ногою гриб 
И выругался громко. 
Стал гнуть орешину – сломал, 
Зажал под мышкой ветви, 
Нашел один орех – сорвал, 
Сорвал второй и третий… 
Отбросил куст 
И, как медведь, 
Пошел себе довольный, 
А бедной белке 
И смотреть 
На это было больно.

-Нравится вам такая прогулка по лесу?

- Почему?

- Чего он не знает?

- Так почему же нужно соблюдать тишину в лесу?

Высказывают предположения.

(Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу нельзя громко говорить, ломать кусты…)

(чтобы слышать звуки леса, не пугать жителей леса, чтобы увидеть обитателей леса)

VII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Когда мы приходим в лес, мы приходим в гости к природе, и надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.

Какие правила  поведения в лесу мы узнали?

Соотнесите правильный ответ и рисунок на доске.

  1. Если в лес пришел гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй.
    Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь

  1. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты?

/Знак «Не рви цветы»/

  1. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

/Знак «Не разоряй птичьи  гнезда»/

  1. Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

 /Знак «Не разоряй муравейники»/

  1. Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй –

Убери все склянки.

 /Знак «Не оставляй мусор»/

Один ученик выполняет задание у доски. Остальные на карточках.

VIII. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети: Нельзя шуметь в лесу, так как животные пугаются. Надо соблюдать правила поведения в лесу.

Учитель: Чему мы учились на уроке?

 Дети:  Любить, беречь и охранять природу. К природе надо относиться бережно! Нужно заботиться о ней. Нужно сохранить её для других поколений.    

- Давайте еще раз повторим вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?». Так мы нашли на него ответ? Давайте ответим?   

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

  • Необходимо охранять природу. Вы должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина:

 «Охранять природу – значит охранять Родину».

IX. Рефлексия.

- Посмотрите внимательно на наше дерево  и скажите, чего не хватает?

- Да это не простое дерево, это дерево наших достижений, наших знаний. А достижения – это листочки дерева. Если вы сегодня узнали новое, то прикрепите зеленый листок, если вы только уточнили знания, которые уже у вас были, то – желтый листок, а если вы ничего не узнали – красный листок.

(листвы)

Прикрепляют листочки соответствующего цвета на интерактивной доске.

  1. Лес – это бесценный дар природы.
  2. Лес – это наше богатство!
  3. Лес – это зеленый наряд планеты Земля.
  4. Леса – настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. Там, где лес,  всегда чистый воздух.
  5. Лес – это дом для птиц и зверей.
  6. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
  7. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
  8. Лес – это многоэтажный дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Почему в лесу надо соблюдать тишину. Открытый урок по окружающему миру. 1 класс.

Учащиеся получат первые уроки о поведении в природе....

Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "

Подробный конспект урока, включающий в себя динамическую паузу....